«Живой мост» – почему Рубо на своей картине неверно отразил исторические события?

Искусство

Знаменитый русский живописец Франц Рубо стал основоположником панорамной и монументальной живописи. Глядя на его полотна, кажется, что и правда переносишься во времени – в ту пору, когда происходили Бородинская битва или оборона Севастополя. Но стоит признать, что особенное внимание привлекает картина «Живой мост».

Если вы мельком взглянете на неё, то покажется, что здесь изображена обыкновенная сцена из военной жизни. Но, приглядевшись, можно заметить некоторые необычные детали, объясняющие столь странное название работы Рубо. Так почему же мост всё-таки живой? И действительно ли художник изобразил события, происходившие в действительности?

История создания

Свою картину Франц Рубо начал писать в 1897 году. В её основу легли события русско-персидской войны. Надо признать, что именно «Живой мост» привлекает особенное внимание ценителей живописи Рубо, да и вообще любителей искусства. Но почему?

Наверное, всё дело именно в изображённом эпизоде. Присмотревшись к картине, можно заметить, что на ней изображено оружие, которое лошади везут через промоину или русло пересохшей речушки. В качестве «моста» здесь выступают солдаты, ставшие так, чтобы пушка могла проехать вперёд и преодолеть препятствие на пути.

Василий Иванович Гранди «Портрет художника Франца Алексеевича Рубо», 1968 год Местонахождение: Музей обороны и освобождения Севастополя, Севастополь, Россия
Василий Иванович Гранди «Портрет художника Франца Алексеевича Рубо», 1968 год
Местонахождение: Музей обороны и освобождения Севастополя, Севастополь, Россия

Легенда о живом мосте

Современные искусствоведы считают, что основой для написания «Живого моста» стала известная легенда, связанная с событиями русско-персидского противостояния. В 1805 году небольшой батальон русской армии вынужден был отступить под натиском войска Аббас-Мирзы.

Чтобы не понести потери, отряды спешно покидали позиции. Однако на их пути оказалась промоина, преодолеть которую было невозможно с двумя пушками, имевшимся у солдат. На строительство моста не было времени, и тогда один из воинов, рядовой Гаврила Сидоров, заявил:

«Пушка — солдатская барыня, надобно ей помочь».

Он первым лёг на дно ямы, а вскоре к Сидорову присоединился ещё с десяток солдат. Две тяжёлых повозки проехали по телам воинов, причём многие из них получили смертельные ранения. Тяжёлые пушки, каждая весом в несколько пудов, преодолевали живой мост. При этом, как гласит предания, был слышен скрежет зубов и хруст костей.

Сам Сидоров скончался от полученной черепно-мозговой травмы. Надо признать, что история эта действительно впечатляет, но вызывает невольное возмущение: неужели нельзя было избежать жертв? Чтобы лучше понять, не добавил ли Рубо в свою картину художественного вымысла, давайте разберёмся, что же рассказывали о подвиге Сидорова исторические источники.

Франц Алексеевич Рубо «Живой мост», 1897 год Местонахождение: Музей-панорама «Бородинская битва», Москва, Россия
Франц Алексеевич Рубо «Живой мост», 1897 год
Местонахождение: Музей-панорама «Бородинская битва», Москва, Россия

Историческая правда

Впервые о самоотверженном солдате упоминается в книге писателя Дмитрия Бегичева, изданной в 1851 году – «Быт русского дворянина в разных эпохах и обстоятельствах его жизни». При этом здесь отмечается, что Гаврила Сидоров нашёл выход из сложной ситуации, однако он был совсем не таким, как показано у Рубо.

Рядовой предложил воткнуть штыки в землю, а поверх них положить другие ружья. Сверху же можно было уложить доски, что представляло собой подобие моста. Несчастный случай с Сидоровым действительно произошёл, но травму он получил по иным причинам. Солдаты, в том числе и наш рядовой, поддерживали конструкцию. Но если первое оружие проехало благополучно, то второе сорвалось и сильно ударило Сидорова.

Но почему Франц Рубо решил изменить сюжет? Дело в том, что во второй половине – конце XIX столетия обществу были особенно интересны военные сюжеты. И, конечно, авторам следовало подавать их в патриотическом ракурсе. Художник продемонстрировал подвиг простого русского солдата, при этом сделав акцент на самоотверженности. Когда картина «Живой мост» была продемонстрирована публике, ею остались довольны все. Для рядовых воинов это означало признание их заслуг (идея-то принадлежала именно простому солдату Сидорову). Одобрили полотно и представители власти, которые увидели иную идею: готовность русского солдата бросить под ноги царю всё – даже собственную жизнь.

Стонущие, изнемогающие от тяжести орудий солдаты готовы выстоять до конца – даже если это будет стоит им жизни
Стонущие, изнемогающие от тяжести орудий солдаты готовы выстоять до конца – даже если это будет стоит им жизни

Ад войны

Несмотря на то, что картина Рубо написана виртуозно и производит сильнейшее впечатление, она выглядит действительно страшной. Жутко представить, какие ужасы может увидеть человек во время войны, сколько тягот ему приходится пережить. В то же время «Живой мост» доказывает силу духа русского воина, который не боится жертвовать собой во имя победы. Стонущие, изнемогающие от тяжести орудий солдаты на картине не сдаются и готовы выстоять до конца – даже если это будет стоит им жизни.

Что интересно, со временем взгляды Франца Рубо существенно изменились. Перед Первой мировой войной художник уехал в Германию, однако выступал против начала военного противостояния. В 1915 году он написал картину «Данте и Вергилий в окопах». Здесь художник уже не восхищался воинской доблестью, а демонстрировал войну как абсолютное зло. Кроме того, колёса, которые давят человеческие тела, можно увидеть и на этом произведении Рубо. Здесь мы видим автомобиль, обагрённый кровью. В такой интерпретации окоп – это кошмарный круг ада, в который люди сами загоняют себя.

Франц Алексеевич Рубо «Данте и Вергилий в окопах», 1915 год Местонахождение: Музей Баварской армии, Ингольштадт, Германия
Франц Алексеевич Рубо «Данте и Вергилий в окопах», 1915 год
Местонахождение: Музей Баварской армии, Ингольштадт, Германия

Что же показывает нам картина Франца Рубо «Живой мост»: ужасы войны или доблесть русских солдат На мой взгляд, здесь есть и то, и другое. В отличие от более позднего творения «Данте и Вергилий в окопах», здесь нет обилия пролившейся крови, чёрного дыма и пепла. Но из-за этого картина не кажется менее мрачной. Война есть несомненное зло, и каждый, кто начинает её, должен осознавать, к чему могут привести такие действия. Однако не стоит забывать, что освобождение народа, спасение родной земли тоже является противостоянием с врагом, войной – вот только в этом случае она становится священной.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий