Живописный «хоррор» – как Гойя создал свой «Шабаш ведьм»?

Искусство

«Такое мог создать только грешник», – именно так говорили о работе знаменитого живописца Франсиско Гойи «Шабаш ведьм». Она входила в серию так называемых «мрачных картин», на которые достаточно тяжело смотреть и при изучении которых невольно чувствуешь подавленность и смятение. Однако Гойя был не грешником, а больным человеком.

Последние годы его жизни прошли в безумии. Одни биографы считали, что оно развилось из-за проблем с психикой, появившихся в раннем возрасте. Другие полагали, что болезнь Гойи была связана с другим заболеванием – сифилисом. Третьи и вовсе в качестве причины называют аутоиммунное заболевание. Как бы то ни было, но в воспалённом мозгу мастера рождались образы, которые и сегодня кажутся весьма жуткими. Более того, своими «Мрачными картинами» он украсил собственный дом. Что же открывает нам одна из них, связанная с темой ведовства и почитания дьявола?

Дом Глухого

Начало творческой карьеры Франсиско Гойи было весьма неплохим – он работал при дворе, писал портреты многих испанских аристократов, что помогало ему найти средства к существованию. Однако после возвращения в Испанию Фердинанда Седьмого в 1814 году в жизни художника произошли резкие перемены. Новый правитель стремился удалить от двора сторонников прежней власти. Некоторые из них были арестованы и казнены. Гойю тоже могла ожидать весьма незавидная участь, а потому он поспешил покинуть двор и надёжно спрятать свои прежние творения.

В провинции Гойя приобрёл дом, который называли Домом Глухого. Дело в том, что прежний владелец дома был глухим. Так что никакого отношения к личности художника это название не имеет. А вот в чём крылись проблемы со здоровьем Гойи – большая загадка. Некоторые историки полагают, что он потерял слух после неудачной попытки отравления. Недоброжелатель добавил в пищу живописца свинца, но доза оказалась несмертельной. Тем не менее глухота мучила мастера до последних его дней.

Франсиско Гойя «Автопортрет», 1815 год Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Франсиско Гойя «Автопортрет», 1815 год
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Образы больного воображения

На протяжении многих лет Гойя жил в этом доме отшельником. Он никого не принимал, так как боялся обвинений инквизиции, по мнению которой, являлся пропащим грешником. Вместе с ним находилась Леокардия Соррилья Вейс вместе со своей дочерью. Кстати, биографы предполагают, что девочка вполне могла быть дочерью самого Гойи.

Жизнь в постоянном страхе, любовь «вне закона» (даже будучи замужней женщиной, Леокардия поддерживала любовную связь с Гойей), болезнь и безумие – всё это порождало странные образы, которые порой пугали художника. Однако не писать картин он не мог. В итоге он создал росписи, которыми украсил стены Дома Глухого. Одной из этих «Мрачных картин» стал «Шабаш ведьм».

Дом Глухого, 1900 год
Дом Глухого, 1900 год

Одна из «Мрачных картин»

Хочу заметить, что сюжет о шабаше ведьм не был чем-то невиданным – прежде многие художники старались изобразить, каким же они видят этот колдовской праздник людей, почитающих сатану. Однако в случае с Гойей картина действительно кажется и мрачной, и пугающей. Поразительные галлюцинации, которые появлялись в его воображении, он перенёс на картину.

Надо признать, что она даже на искушённого современного зрителя производит весьма сильное впечатление. Если взглянуть на картину, можно отметить, что она имеет не слишком привычную для полотен форму. Длинное изображение украшало стену дома Гойи. Несомненно, у каждого, кто входил в помещение, возникало мрачное и давящее ощущение, созданное этим творением.

Франсиско Гойя «Шабаш ведьм», 1821-1823 годы Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Франсиско Гойя «Шабаш ведьм», 1821-1823 годы
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Символы и судьба «Шабаша ведьм»

Полотно «Шабаша ведьм» и изображённый на нём сюжет даже человеку, далёкому от искусства, могут показаться масштабными. Так оно и есть. Вдохновлённый своим безумием, Гойя не жалел сил, создавая эту работу.

Посмотрите, как много на картине уродливых отвратительных лиц, вызывающих невольное отторжение. Кроме того, сама композиция построена в нетипичной манере – овально. Кажется, что участники действа движутся по кругу, и это движение происходит постоянно. Писатель Рольф Кентиш очень точно заметил о стиле Гойи:

«(Это пример) универсальности и способности Гойи отражать большие и малые группы, тьму и свет, обнаженное и одетое, пейзаж и интерьер, животных, повседневные темы и темы воображения, а иногда и странную смесь того и другого».

В «Шабаше ведьм» Гойя стремился изобразить пороки и уродства человека. Именно поэтому лица ведьм искажены, а порой кажутся вовсе не человеческими, а звериными.

Лица ведьм искажены, а порой кажутся вовсе не человеческими, а звериными
Лица ведьм искажены, а порой кажутся вовсе не человеческими, а звериными

Поразительно, насколько сильно это полотно отличается от ранних работ мастера. Здесь нет миловидных лиц, светлых тонов и нежных красок. Это действительно одна из мрачнейших картин живописца, причём на ней мастер использовал преимущественно тёмные и мрачные оттенки. Так он подчёркивает тьму, которой окружены эти люди и которой они служат.

К сожалению, сам Дом Глухого был стёрт с лица земли. Однако это вовсе не означало, что произведения Гойи были потеряны. Искусствовед музея Прадо Вирхиния Альбарран отмечает:

«Дом находился в плачевном состоянии уже в 1874 году, когда картины перенесли со стен на холсты. Вскоре весь квартал стал местом активной застройки. Сейчас это район Мадрида, на месте дома Гойи стоят жилые дома».
Франсиско Гойя «Шабаш ведьм», роспись в Доме Глухого, фото 1874 года
Франсиско Гойя «Шабаш ведьм», роспись в Доме Глухого, фото 1874 года

Большинство работ Гойи из Дома Глухого были перенесены в мадридский музей Прадо. Эти работы и сегодня привлекают немало внимания. И пока исследователи пытаются установить точное месторасположение дома, где некогда жил Гойя, его картинами любуются посетители музея. Стоит признать, что многим ценителям творчества живописца нравится особенная манера и мрачность его произведений. Ну что ж, как говорится, на вкус и цвет… Тем не менее нельзя не признать, что «Мрачные картины» Гойи и сегодня кажутся весьма жуткими.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий