Живая мумия и кланяющийся Пётр Первый – удивительные тайны Эрмитажа

Искусство

Если вас попросят назвать главный музей Петербурга, это вряд ли вызовет затруднения. Эрмитаж известен не только в нашей северной столице, но и далеко за пределами России. Название ему дала Екатерина Великая, а в переводе с французского оно значит «домик отшельника». Здесь, среди полотен и ценных экспонатов, императрица любила посидеть в тишине, наслаждаясь прекрасным.

Сегодня немало иностранцев и жителей России мечтает посетить Эрмитаж. Кроме коллекции произведений искусства этот музей хранит и свои мистические тайны. Его сотрудникам известно множество легенд о хранящихся экспонатах, причём, как утверждают работники, далеко не все истории являются вымыслом. Что же загадочного можно увидеть в Эрмитаже? Кто оживает здесь спустя три тысячелетия после смерти? Что делает фигура Петра Великого? И что необычного таит «Чёрный квадрат»?

Оживший жрец

В залах Эрмитажа можно увидеть множество редких диковинок, древних предметов и самых удивительных экспонатов. Сложно представить, что когда-то коллекция Екатерины Великой умещалась всего в одной комнате. Однако уже при жизни императрицы в музее насчитывалось не менее 3 тысяч картин, а после её смерти потомки продолжили дело венценосной прародительницы.

Среди экспонатов Эрмитажа есть и такие, которые вызывают неоднозначные впечатления у чувствительных людей. К ним принадлежит мумия египетского жреца Па-ди-иста. Некоторые посетители признавались, что не могут долго смотреть на забальзамированное тело давно усопшего человека. Исследования показали, что жрец ушёл из жизни более трёх тысячелетий тому назад, но некоторые люди считают, что в этом теле по-прежнему теплятся искры жизни.

Так, к примеру, в 2004 году одна из посетительниц Эрмитажа заявила, что своими глазами видела странную картину. Мумия лежала неподвижно, но потом вдруг у неё начала едва заметно сокращаться мышца на плече, а через некоторое время там появился нарост размером с орех. Правда, придя на место, никто из сотрудников никакого нароста не увидел и всё списали на впечатлительность дамы. Однако о покойном жреце не перестают рассказывать мистические истории. Как мне кажется, всему виною голливудские фильмы об оживших мумиях и прочих древнеегипетских ужасах.

О мумии египетского жреца Па-ди-иста не перестают рассказывть мистические истории / © Денис Якимов / hermitage-ticket.ru
О мумии египетского жреца Па-ди-иста не перестают рассказывть мистические истории / © Денис Якимов / hermitage-ticket.ru

«Оживший» рыцарь

Другая история вовсе не является вымышленной, хотя тоже превратилась в местный фольклор. О ней написал в своих «Легендах Невского проспекта» Михаил Веллер. Согласно преданию, секретарь обкома готовился к свадьбе дочери. Торжество планировалось сделать пышным, а когда один из приятелей счастливого отца предложил взять сервиз из запасников Эрмитажа, тот лишь воскликнул: «Да, это действительно будет по-царски!».

Посланники партийного босса отправились ночью в музей и двинулись к хранилищу. Вот только о готовящемся безобразии узнал хранитель Рыцарского зала Леонид Тарасюк. Он облачился в рыцарские доспехи, и когда незваные гости вошли в помещение, они буквально столкнулись с «ожившим» рыцарем в самых настоящих громыхающих латах, размахивающим мечом.

Но если «посетителей» вид рыцаря ошеломил, то сторожевых псов он ничуть не смутил. Собаки бросились на доспехоносца и впились зубами в его ноги позади колена – это была единственная незащищённая латами часть. Рыцарь закричал самым что ни на есть человеческим голосом, и операция по изъятию сервиза провалилась. Но легенда о рыцаре – защитнике сокровищ Эрмитажа пошла в народ.

Рыцарский зал Эрмитажа, в котором Леонид Тарасюк обзавёлся доспехами / © Александр Кислицын / rasfokus.ru
Рыцарский зал Эрмитажа, в котором Леонид Тарасюк обзавёлся доспехами / © Александр Кислицын / rasfokus.ru

Встреча с царём

Множество преданий посетители и сотрудники Эрмитажа рассказывают о восковой фигуре Петра Великого (её порой называют «чучелом царя»). Говорят, что по ночам первый российский император оживает и может даже прохаживаться по залам. Впрочем, некоторые завсегдатаи музея отмечают, что «познакомиться» с ним можно и в дневное время.

По словам посетителей, им приходилось видеть, как Пётр Первый поднимается с места, кланяется и указывает на дверь – мол, рад вас видеть, но пора бы и честь знать. Что интересно, внутри восковой фигуры действительно есть шарниры, которые позволяют её сажать в кресло или ставить в полный рост. Вот только никаких механических аппаратов, которые приводили бы шарниры в действие, в Петре нет. А потому это ещё одна загадка Эрмитажа.

Восковая фигура Петра I - один из легендарных экспонатов Эрмитажа / © Fotograf / foto-planeta.com
Восковая фигура Петра I – один из легендарных экспонатов Эрмитажа / © Fotograf / foto-planeta.com

Магия «Чёрного квадрата»

Одним из самых удивительных и странных экспонатов считается «Чёрный квадрат». Свою знаменитую картину Казимир Малевич написал для оперы «Победа над солнцем». Искусствоведы заявляют, что чёрная геометрическая фигура противопоставлялась красному солнечном кругу – так автор показал победу человека над природой.

Быть может, так оно и есть, однако «Чёрный квадрат» нередко «побеждает» посетителей Эрмитажа. Возле этой картины люди часто падают в обморок, чувствуют недомогание и головную боль. Сотрудники музея считают, что в своём творении Малевич скрыл какую-то мистическую силу, которая по-особенному действует на впечатлительных людей.

В Эрмитаже любят рассказывать о том, что в коридорах и залах музея можно встретить персонажей картин, которые оказались в нашем мире. А ещё здесь нередко появляется призрак императора Николая Первого. Он бродит по залам в ночное время и явно не стремится пообщаться с народом.

Возможно, в своём «Чёрном квадрате» Малевич скрыл какую-то мистическую силу, которая по-особенному действует на впечатлительных людей / tainy.net
Возможно, в своём «Чёрном квадрате» Малевич скрыл какую-то мистическую силу, которая по-особенному действует на впечатлительных людей / tainy.net

Ну а в завершение своего рассказа хочу заметить, что даже атланты, которых можно увидеть на входе в Эрмитаж, являются героями поверий и преданий. Петербуржцы верят, что если перед посещением музея загадать желание и, дотянувшись до пальца ноги гиганта, потереть его, мечта непременно осуществится. Не знаю, так ли это, но, оказавшись в Эрмитаже, действительно перемещаешься в потрясающий и по-настоящему волшебный мир искусства, красоты и истории.

На обложке: Легенды Эрмитажа / travel-or-die.ru

МУСАГЕТ
Добавить комментарий