«Жалящая правда» Гюстава Флобера

Искусство

«Мастер жалящей правды» – именно так его называли коллеги, которые восхищались творениями неординарного автора. Произведения Гюстава Флобера вызывали бурю эмоций — причём далеко не всегда положительны. Одни обвиняли его в излишних откровенности и реализме, другие считали своего рода «современным пророком», который не боялся говорить о том, как обстоят дела на самом деле и видел, куда движется общество.

Гюстав Флобер действительно был неоднозначной личностью. Его творения, прежде считавшиеся аморальными и провокационными, сегодня признаны классикой мировой литературы. Ныне его романы известны во всём мире и переведены на разные языки. И даже сегодня, открывая книгу Флобера, можно заметить, что идеи писателя остаются по-прежнему актуальными. А что же известно об их авторе? Как сложилась жизнь человека, писавшего «аморальную прозу»?

Сын врача

Гюстав появился на свет в 1821 году в квартире небогатого руанского врача Флобера, став третьим ребёнком в семействе. Маленький Гюстав с детства интересовался врачебным искусством и с интересом наблюдал, как его отец принимает пациентов или даже делает хирургические операции. Мальчик совершенно не боялся крови и даже находил некую поэтику во всех малоприятных процедурах, которые проводились с пациентами. 

Уже в детстве в юном Флобере проявилась особенная страсть ко всякого рода аномалиям, уродствам, отклонениям от нормы. В дальнейшем, уже став писателем, он продемонстрирует читателям пристальное внимание к деталям. А вот болезни знаменитый романист преобразил в метафоры и указывал уже не на физические, но на духовные недуги.

Эсташ Гиацинт Ланглуа «Портрет юного Гюстава Флобера», 1830 год
Эсташ Гиацинт Ланглуа «Портрет юного Гюстава Флобера», 1830 год

Не тот Париж

В двенадцать лет мальчик поступил на обучение в Королевский колледж Руана, а после его окончания отправился получать высшее образование в Париж. Как часто ему приходилось слышать от старших приятелей о красотах и атмосфере этого города! Но, оказавшись в столице, Гюстав был разочарован.

Вместо центра искусства и красоты он увидел лишь большой шумный город, полный пороков и безнравственности. В отличие от многих молодых провинциалов, Флобер не восхищался Парижем и не любил его, считая «грязным пятном» на теле Франции. Кроме того, жизнь здесь была связана с разочарованиями. В ту пору Флобер понял, что совершенно не интересуется юриспруденцией, которой планировал посвятить свою жизнь.

Однако было здесь немало положительных моментов. Именно во время учёбы юноша познакомился с Луи Буйе, будущим поэтом, и Максимом Дюканом, который стал известным журналистом. Свою дружбу эта тройка приятелей пронесла через всю жизнь, став примером того, что и в творческих кругах может существовать бескорыстное знакомство, лишённое зависти и интриг.

Ещё во время учёбы в Париже Флобер (слева) познакомился с Максимом Дюканом (в центре) и Луи Буйе (справа). Эти трое сохранили свою дружбу на всю жизнь
Ещё во время учёбы в Париже Флобер (слева) познакомился с Максимом Дюканом (в центре) и Луи Буйе (справа). Эти трое сохранили свою дружбу на всю жизнь

Возвращение домой

Но не всё было гладко. Вероятно, из-за напряжения и перегрузок во время учёбы у Флобера на третьем курсе случился эпилептический приступ. Как определили врачи, причиной срыва стало нервное заболевание, которое возникло на фоне постоянной усталости. Флобер вынужден был оставить учёбу и Париж. С одной стороны, он был рад отдохнуть от шума города, с другой же, тосковал по товарищам, которые остались в столице. Впрочем, сам Флобер по натуре своей был «затворником», а потому всё же с лёгким сердцем отправился в родовой особняк в Круассе.

Гюстав Флобер принадлежал к тем немногим счастливцам, которые могут заниматься всем, что душе угодно, и не думать о заработке. В 1846 году отец молодого человека умер, оставив ему солидное состояние, накопленное за годы работы. Свалившееся богатство давало гарантию безбедной жизни на многие годы. 

Кроме того, сам Флобер не был склонен к мотовству, а значит, мог не помышлять о поиске работы. Однако именно в этот период он решил заняться тем, к чему так рвалась его душа, а именно – литературой. Я думаю, для Флобера самым важным была вовсе не продаваемость его книг, а собственные идеи, которыми он сможет поделиться с читателями. Когда же любимое дело стало приносить доход, то и вовсе стало ясно, что Флобер выбрал верный путь.

Павильон Флобера - флигель усадебного дома в Круассе, открытка, XIX век
Павильон Флобера – флигель усадебного дома в Круассе, открытка, XIX век

Скандал с «Госпожой Бовари»

Несмотря на всю решимость молодого Флобера, сделать первые шаги в писательском деле было очень непросто. И здесь, как всегда, на помощь пришли верные друзья Буйе и Дю Кан. Именно они вдохновили Гюстава приступить к работе над крупным произведением, романом, который в дальнейшем обессмертит имя Флобера. Несомненно, вы догадались, что речь идёт о «Госпоже Бовари». В 1851 году работа над романом была начата. Флобер тщательно обдумывал каждую главу, позволяя героям указывать ему, куда следует повернуть линию повествования. Спустя пять лет труд был завершён. Роман был опубликован в 1856 году в журнале «Парижское обозрение».

Если вы считаете, что каждый выпуск журнала публика ждала с нетерпением, то не ошибаетесь. Вот только мнения о романе «Госпожа Бовари» были совершенно разными. С одной стороны, роман действительно был чем-то новым и необыкновенным, с другой же, вызывал возмущение в обществе. 

Дошло до того, что директору «Парижского обозрения» и автору произведения начали приходить письма, отправители которых с негодованием заявляли, что писатель проявляет «неуважение к общественной морали и религии». А дальше – больше. Дело дошло до суда, перед которым предстал Гюстав Флобер. Его обвиняли в «вульгарном изображении персонажей» и прочих страшных «грехах». Правда, потом обвинения с Флобера были сняты.

Титульный лист первого издания романа Гюстава Флобера «Госпожа Бовари», издательство Леви, Париж, 1857 год
Титульный лист первого издания романа Гюстава Флобера «Госпожа Бовари», издательство Леви, Париж, 1857 год

Как думаете, что произошло после признания автора невиновным? Вовсе не отторжение его книги, а напротив, всплеск популярности и интереса к произведению, из-за которого поднялась такая шумиха. «Госпожа Бовари» вышла отдельной книгой и очень быстро была распродана. А вот недоброжелателям Флобера оставалось кусать локти и жалеть, что именно благодаря им он приобрёл широкую известность.

В центре повествования романа – Эмма Бовари. Эта женщина несчастлива в браке, а потому не стесняется изменять своему мужу. Тот очень любит супругу, но, увы, не может сделать её по-настоящему счастливой. Практичный и «земной» мужчина не понимает, что Эмма нуждается в ярких эмоциях и чувствах, которые позволят ей оторваться от земли. 

Своих молодых любовников мадам Бовари нередко балует подарками. Ради таких покупок она вскоре начинает закладывать собственные вещи и украшения. По мере развития сюжета становится ясно, что добром жизнь Эммы точно не кончится. Постоянная неудовлетворённость жизнью, разочарование и горечь становятся причиной гибели главной героини. Она умирает, так и оставшись непонятой и одинокой. Мужа Эммы Бовари, который добродушно относился к любовникам своей жены, ожидает клеймо ничтожества.

Кадр из фильма «Госпожа Бовари», 2000 год
Кадр из фильма «Госпожа Бовари», 2000 год

Столь смелая история, прямо-таки вскрывающая «раны» реальной жизни, в изложении Гюстава Флобера поразила общество. Не только во времена писателя, но и позднее, в прошлом веке и сегодня. «Госпожа Бовари» продолжает будоражить умы.

Казалось бы, что особенного можно преподнести в описаниях похождений пресыщенной дамочки? А вот и нет, Флобер не так прост, и его роман затрагивает душу именно своими глубиной и тонкостью. Неудивительно, что и в наши дни «Госпожа Бовари» становится источником вдохновения для режиссёров и сценаристов. Кстати, во время написания своих романов автор нередко делал интересные наблюдения. Так, к примеру, звучит одна из цитат Флобера:

«Быть дураком, эгоистом и обладать хорошим здоровьем – вот три условия, необходимые для того, чтобы быть счастливым. Но если первого из них не хватает, то остальные бесполезны».
Ахилл Лемо Карикатура «Флобер, препарирующий госпожу Бовари», 1869 год ru.wikipedia.org
Ахилл Лемо Карикатура «Флобер, препарирующий госпожу Бовари», 1869 год ru.wikipedia.org

Восточные мотивы

Гюстав Флобер принадлежал к тем писателям, которые не боятся демонстрировать свою многогранность и проводить смелые эксперименты с героями и сюжетами своих произведений. Не менее известным творением французского писателя стал роман «Саламбо». Исторический роман, в корне отличающийся от «Госпожи Бовари», рассказывает нам о Ливийской войне в Карфагене III века до нашей эры. 

Столь явная перемена в стиле повествования была своего рода «протестом» Флобера против клейма сторонника натурализма, которое ему присвоила пресса. Он, напротив, хотел показать, что ему не чужды особенности романтического стиля. Более того, сам Гюстав Флобер считал себя «последним романтиком» своей эпохи, что успешно доказал с помощью «Саламбо».

Вы можете сказать, что написать исторический роман – дело крайне непростое, и будете совершенно правы. Да, Флобер немало времени провёл за изучением исторических трудов, посвящённых Ливийской войне тех далёких времён. Он изучил более сотни различных источников, сопоставлял факты, а в противоречивых сведениях старался найти наиболее верную интерпретацию событий.

Гастон Бюссьер «Саламбо», 1907 год
Гастон Бюссьер «Саламбо», 1907 год

Спустя пять лет долгой работы, в 1862 году, роман появился на свет. В отличие от «Госпожи Бовари», это произведение было благосклонно принято публикой. Восточные мотивы понравились читателям, уставшим от обилия реалистичных романов. «Саламбо» давал возможность переместиться в некую далёкую, невиданную страну, откуда веял горячий ветер и доносились экзотические ароматы. Кстати, уже в ту пору по достоинству роман был оценён и в России. Он был опубликован в журнале «Отечественные заметки» в 1862 году.

История о себе

Совсем иным творением Флобера стал роман «Воспитание чувств» (также существует вариант названия «Сентиментальное воспитание»). Замысел написать автобиографическую историю появился ещё в 1843 году. Кстати, у этого произведения имелась конкретная «муза». 

В те времена Гюстав встретился с Элизой Шлезингер, немолодой женщиной, в которую Флобер влюбился до беспамятства. Появившееся произведение в кругу писателей называли «Первым «Воспитанием чувств». Роман был завершён к 1845 году. Но почему же он был «первым»? Дело в том, что позднее, уже после смерти Флобера, был издан другой роман – но с тем же названием. При этом ничего общего у второго произведения с первой версией не было.

Элиза Шлезингер с ребенком / litvek.com
Элиза Шлезингер с ребенком / litvek.com

В так называемой «доработанной» версии «Воспитания чувств» (она появилась в 1869 году) главный герой – молодой человек Фредерик Моро. Однажды он встречает Марию Арну, даму немолодого возраста, в которую влюбляется. Согласитесь, всё то же самое, что происходило и в жизни самого Флобера. Однако избранница Моро замужем и не собирается компрометировать себя. Не в состоянии унять бурю в своей душе, Фредерик постепенно катится вниз. 

Он не может наладить отношения с другими женщинами, поскольку осознанно или бессознательно сравнивает их с Марией. Лишь через много лет, снова встретившись, Мария и Фредерик признаются, что всегда любили друг друга. Несмотря на то, что эти люди не смогли насладиться взаимным чувством, они всё равно остаются счастливыми – их греет понимание, что в мире есть другой человек, любящий так же сильно.

«Воспитание чувств» вызвало немало критики у публики. Флобера обвиняли в том, что он вложил слишком много личных чувств в это произведение. Но, согласитесь, оно ведь так и задумывалось. Ги де Мопассан писал:

«Много лично пережитого и удручающе грустного заключено в этом романе».

На мой взгляд, это самая лестная характеристика. Здесь отмечено, что писатель лично прочувствовал всё, о чём писал. Обвинить его в вымысле или додумывании сюжета не мог никто. Кроме того, сам Флобер здесь проявил свою предельную откровенность с читателем. Этот принцип абсолютной «жалящей» правды вызовет немало осуждения, однако станет тем самым «флоберовским» стилем. А сам Флобер считал, что не стоит слишком близко подходить к тому, что особенно дорого, к тем, кого любишь всей душой, или своим кумирам:

«Нельзя прикасаться к идолам: позолота остается у нас на пальцах».
Майофис Михаил Соломонович. Иллюстрация к роману Флобера «Воспитание чувств», 1971 год Местонахождение: Республиканский музей изобразительных искусств Марий Эл, Йошкар-Ола, Россия
Майофис Михаил Соломонович. Иллюстрация к роману Флобера «Воспитание чувств», 1971 год
Местонахождение: Республиканский музей изобразительных искусств Марий Эл, Йошкар-Ола, Россия

Картина-вдохновение

В начале 1870-х годов у писателя резко ухудшилось здоровье – давали знать о себе старые болезни. Несмотря на это, он продолжал ежедневно работать и вскоре опубликовал новое произведение – «Искушение Святого Антония». 

И если с другими творениями Флобера в качестве вдохновляющего элемента выступали исторические события или личные переживания, то здесь источником идеи для нового труда стала картина Питера Брейгеля-младшего. Герой произведения Антоний вынужден пройти через множество искушений и вынести поистине демонические испытания. Наградой за это становится счастливая жизнь. Так Флобер словно говорит нам: «Ничто не даётся просто так. Даже заветное счастье необходимо выстрадать».

А вскоре, в 1874 году, в свет вышел сборник Флобера «Три повести». Сам писатель говорил, что эти три произведения были своего рода отдушиной, моментом отдохновения перед написанием романа «Бувар и Пекюше». К новой работе он приступил в 1872 году, но, увы, роману так и не суждено было стать законченным произведением – здоровье Флобера начало серьёзно подводить писателя.

Питер Брейгель младший «Искушения святого Антония», 1620-е годы Местонахождение: Частная коллекция
Питер Брейгель младший «Искушения святого Антония», 1620-е годы
Местонахождение: Частная коллекция

Личная жизнь писателя

Вы можете задать логичный вопрос: неужели на протяжении всей жизни Гюстав Флобер лишь сидел в своём имении и писал романы? Неужто и личной жизни у него никакой не было? А вот и нет, французский классик был яркой личностью, а потому не терял привлекательности для дам. В 1846 году он познакомился с французской поэтессой Луизой Коле. Очаровательная утончённая женщина вскоре стала предметом влюблённости молодого Флобера. 

На протяжении многих лет продолжался роман писателя и поэтессы, однако браком они решили не сочетаться. Почему? На этот вопрос сложно ответить. Быть может, сама Луиза ценила свою свободу, а возможно, она просто осознавала, что Гюстав – человек, не слишком подходящий для семейной жизни. Их многолетний роман был страстным, экспрессивным и порочным.

Любовники сначала боготворили друг друга, потом ссорились и расходились, чтобы вновь, помирившись, всё повторить сначала. Сам Флобер считал кощунством то, что образ Коле, прекрасной и романтичной, она сама разбивала вдребезги, вновь превращаясь в обыкновенную «земную» женщину. Он писал ей:

«О, лучше люби искусство, чем меня. Обожаю идею…»
Франц Ксавер Винтерхальтер «Портрет французской поэтессы Луизы Коле», около 1840 года Местонахождение: замки Версаль и Трианон, Версаль, Франция
Франц Ксавер Винтерхальтер «Портрет французской поэтессы Луизы Коле», около 1840 года
Местонахождение: замки Версаль и Трианон, Версаль, Франция

Во время редких поездок Флобер не стеснялся заводить любовниц в разных городах Европы. После расставания с Коле друга по интересам Флобер нашёл во вдове Мопассан, с маленьким сыном которой (им был Ги де Мопассан) он обожал проводить свободное время. 

Считается, что именно благодаря влиянию Гюстава Флобера юный Ги сумел развить в себе интерес к писательству. В дальнейшем юный Мопассан просил наставника посмотреть его первые рукописи, и тот одобрял творения молодого автора. К сожалению, Флобер так и не дожил до того времени, когда смог бы подержать в руках первое изданное произведение Мопассана, поздравить его с литературным дебютом и просто разделить его большую радость.

Личная жизнь Гюстава Флобера всегда была достаточно бурной, однако он так и не решился обзавестись женой и детьми. Как мне кажется, он принадлежал к тем людям, которые очень любят одиночество, а обременять себя отпрысками и суетливым семейством было явно не по душе писателю. В одном из писем Коле он писал:

«Идея привести кого-то в мир наполняет меня ужасом. Я бы проклял себя, если бы стал отцом. Лучше пусть погибнет моя плоть, чем я обреку кого-то на позор существования».

Как видите, к самому себе он относился весьма самокритично, не считая себя образцовым человеком и отцом, которым мог бы гордиться ребёнок. Конечно, это было предвзятое отношение, Но Флобер прекрасно разбирался в жизни и людях, а потому всегда делал осознанный выбор.

Благодаря влиянию Гюстава Флобера юный Ги де Мопассан (на фото) сумел развить в себе интерес к писательству
Благодаря влиянию Гюстава Флобера юный Ги де Мопассан (на фото) сумел развить в себе интерес к писательству

Закат жизни

В последние годы те самые эпилептические припадки, которые беспокоили Флобера в юности, заметно участились. Его здоровье начало действительно подводить писателя, который уже не мог работать в прежнем ритме и вынужден был гораздо больше времени проводить в постели. Разумеется, всё это очень угнетало романиста. Однако он не переставал верить, что сумеет встать на ноги и ещё оправится от болезни.

Тем временем денег у Гюстава Флобера становилось всё меньше. Он продолжал жить в отдалении от Парижа, где находились его друзья и бурлила жизнь. Постепенно обнищав, Флобер превратился в тень самого себя, человека-воспоминание, который думал лишь о прошлом и старался не смотреть в будущее. 

Забытый друзьями, он оставался в своём доме, превратившись в затворника. Человека, который преобразил французскую литературу, не стало 8 мая 1880 года. Он не успел дописать несколько своих произведений, которые мир увидит в незавершённом варианте. Узнав о смерти писателя, его приятели говорили, что непременно помогли бы ему, если бы знали о нужде. Но гордый Флобер не хотел ни с кем делиться своими бедами.

На похоронах Флобера присутствовало немало видных деятелей искусства, в частности, литераторов. Все они пришли попрощаться с человеком, который по-особенному открыл мир прозы, превратив её в «скальпель» для правды, вскрыть которую было необходимо на глазах у общества. В память о Флобере осталось множество его произведений. 

Его именами названы улицы во Франции, а в Руане даже был построен мост, который и сегодня носит имя выдающегося писателя. Вряд ли при жизни автор романов мог мечтать о такой известности, ведь столь большая слава нашла мастера уже после смерти. А ведь в последние годы, вероятно, Флобер нуждался даже не в ней, а в добром слове и теплоте, которых так и не смог получить от близких.

На закате жизни Флобер стал настоящим затворником и почти всё время проводил в своём кабинете. Литография, XIX век
На закате жизни Флобер стал настоящим затворником и почти всё время проводил в своём кабинете. Литография, XIX век

Творчество Гюстава Флобера было не только способом самовыражения писателя, возможностью поделиться с читателями своими размышлениями и взглядами. Оно оказало огромное влияние на французскую литературу и последующих мастеров слова. Только вообразите: если бы не Флобер. мы бы никогда не увидели творений Франца Кафки или Жан-Поля Сартра. Известные писатели признавались, что во многом на их творчество оказало влияние наследие Флобера. Он научил писателей открывать правду и не бояться писать о жизни в таких красках, в каких она предстаёт перед нами. Флобер просто научил нас всех жить.

На обложке: Гюстав Флобер / aforisimo.ru

МУСАГЕТ
Добавить комментарий