Заядлый путешественник и неисправимый романтик – как любил, рисковал и совершал открытия Франческо Петрарка

Искусство

Его неслучайно называют культовой личностью Средневековья – именно стихи этого поэта оказали огромное влияние на становление литературы раннего Ренессанса. А ведь он просто писал о том, что чувствовал, что было так близко его душе, что переживало его сердце. Франческо Петрарка был одним из самых выдающихся и необычных людей своего времени.

Когда вокруг шли религиозные преследования, казни, борьба за власть и влияние, он стремился открыть людям светлую сторону нашей жизни. В мрачное Средневековье он находил слова, которые показывали, какой прекрасной может быть любовь и как это чудесно – просто любить, ничего не требуя взамен. Великий гуманист Петрарка верил, что настанет другая, более светлая и добрая пора, и мечты его исполнились. Но какой была жизнь поэта? Кем была та самая Лаура, которой он посвятил множество своих произведений? Отвечала ли она на чувства Франческо, или ему суждено было познать всю горечь безответной любви?

Семья в изгнании

Малой родиной будущего поэта стал город Ареццо, где наш герой появился на свет в 1304 году. Отцом юного Франческо был флорентийский юрист Пьетро ди сер Паренцо. Кстати, у родителя мальчика было интересное прозвище – «Петракко». Не исключено, что именно его в дальнейшем Франческо взял в качестве своего псевдонима, под которым и стал известен.

Детские годы Петрарки прошли вдали от родного города. В ту пору во Флоренции начались политические противостояния, и местные жители решили выдворить тех, кто поддерживал партию «белых». И отец Франческо, и знаменитый Данте принадлежали к таким изгнанникам.

Некоторое время семья Петрарки проживала в небольшой деревушке неподалёку от Флоренции, а затем перебралась в Авиньон, где папа римский основал Авиньонское папство. Именно там, на новом месте, Франческо был определён в школу. Одним из предметов был латинский язык, который очень нравился Петрарке. Уже с ранних лет он проявлял интерес к писательству и стихосложению, мог часами сидеть за книгами, знакомясь с поэзией древних авторов. Но едва ли такое увлечение нравилось его отцу.

Юстус ван Гент «Портрет Франческо Петрарки», XV векМестонахождение: Национальная галерея Марке, Урбино, Италия
Юстус ван Гент «Портрет Франческо Петрарки», XV век
Местонахождение: Национальная галерея Марке, Урбино, Италия

По велению отца

Когда юноше исполнилось пятнадцать лет, его отец настоял, чтобы Франческо, поступив в университет, занялся изучением юриспруденции. Молодого человека наука эта совсем не привлекала, но перечить воле отца он не мог. Сначала Франческо отправился учиться на юриста в Монпелье, а затем стал студентом Болонского университета.

Петрарке было 22 года, когда он получил известие о смерти отца. Практически сразу же он порвал с изучением права, решив, что теперь может самостоятельно определять, чем ему следует заниматься в жизни. Из всего наследства, оставленного отцом, наиболее ценным юноша считал рукописи Вергилия, которые хранились в его доме. О нежелании стать юристом он заявлял так:

«Я не мог позволить себе торговать своим мнением».
Франческо Петрарка в молодости / jezmmm.ru
Франческо Петрарка в молодости / jezmmm.ru

В лучах славы

В это время Петрарка начинает вести масштабную переписку с известными деятелями литературы того времени. Известно, что немало писем он отправлял и получал от Боккаччо, автора «Декамерона». После смерти отца Франческо принял решение вернуться в Авиньон, с которым было связано много приятных воспоминаний детства. Здесь молодой человек начал работать в церковных учреждениях. И хотя такая работа не могла принести большого заработка, она давала немало свободного времени, которое Франческо использовал для своего творчества.

Работой, которая принесла известность Франческо Петрарке, стала его первая эпическая поэма «Африка». Она была написана на латинском языке и посвящалась римскому полководцу Сципиону Африканскому. Уже в этом раннем произведении Франческо продемонстрировал превосходное знание истории и блестящее владение латынью.

Да, Петрарка был счастливцем, которого лучи славы озарили ещё при жизни, в расцвете сил и творческого потенциала. 8 апреля 1341 года он получил награду как второй поэт-лауреат со времён античности. На его голову был возложен лавровый венец, который удавалось заслужить лишь немногим поэтам.

Но о чём говорил успех Петрарки? Не только о его таланте и счастливой судьбе. На мой взгляд, признание произведений этого литератора, идеи которого всегда были полны гуманизма и сострадания, показывало, что общество начинает меняться. Это были уже не суровые мрачные люди раннего Средневековья. Напротив, теперь публика тяготела к светлому и доброму – она жаждала красоты, которую спустя время ей в полной мере предоставят мастера эпохи Возрождения. Пока же заметно это было по известности Франческо Петрарки, произведениями которого соотечественники не переставали восхищаться.

Андреа дель Сарто «Портрет девушки с книгой стихов Петрарки», 1528 годМестонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Андреа дель Сарто «Портрет девушки с книгой стихов Петрарки», 1528 год
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

В поисках великих творений

Однако не стоит полагать, что всё своё время Франческо проводил в четырёх стенах, создавая новые поэмы и сонеты. Нет, напротив, он находил возможность познать мир и увидеть нечто новое. Неслучайно Петрарку называют «первым туристом». Он стал едва ли не первым из известных людей, которые отправлялись в путешествие не ради конкретной цели, но просто для получения новых впечатлений.

При этом во время своих странствий Петрарка нередко совершал значимые открытия. Как часто бывает, такие находки бывали совершенно случайными. В путешествиях Петрарка находил потерянные рукописи античных авторов и способствовал возрождению интереса у своих современников к искусству Древней Греции и Рима.

Кроме того, он помогал Леонтию Пилату делать переводы произведений Гомера. При этом сам Франческо не доверял Леонтию, считая, что тот не может в полной степени воссоздать написанные греческим автором слова. Увы, сам Петрарка сделать перевод не мог, так как знал латынь, но не владел греческим языком. О себе относительно творчества Гомера он говорил так, указывая на свои пробелы в знаниях языков:

«Гомер нем для меня, в то время как я глух к Гомеру».

Согласитесь, только очень умный человек способен так строго судить свои познания. А в 1345 году Петрарку ожидала новая потрясающая находка. Во время своего странствия он обнаружил потерянные рукописи Цицерона. Прежде о них не было ничего известно, и это стало великим открытием.

Андреа дель Кастаньо «Франческо Петрарка», около 1450 годаМестонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Андреа дель Кастаньо «Франческо Петрарка», около 1450 года
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Первый альпинист – Петрарка

Заядлый путешественник, Петрарка не боялся никаких трудностей. Когда вместе со своей группой он решил подняться на вершину Мон-Венту (а это 1912 метров), местный крестьянин начал отговаривать учёных. Он заявил, что прежде, по крайней мере, на протяжении пятидесяти лет, никто не поднимался на гору. Это была крайне опасная затея, и Петрарка это понимал. Однако жажда приключений и дух авантюризма, живший в нём, заставляли его идти вперёд.

И хотя восхождение на эту вершину не было чем-то невероятным и выдающимся, Петрарка стал первым официально «зарегистрированным» альпинистом. Оказавшись на вершине, он, как писал в письме своему приятелю, был потрясён красотой открывшегося пейзажа. Кроме того, для самого Франческо это восхождение стало своего рода символом достижения духовного очищения – в этом сложном процессе человек тоже оставляет позади всё земное и приближается к небесам. Неслучайно на вершине Мон-Венту он раскрыл книгу святого Августина, своего наставника.

Сандро Боттичелли «Святой Августин за работой», около 1495 годаМестонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Сандро Боттичелли «Святой Августин за работой», около 1495 года
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Раскрывшаяся истина

Книгу святого Августина, названную «Исповедью», он всегда носил с собой. В тот момент, когда на самой вершине он раскрыл её, ветер сам пролистал страницы, остановив взгляд Петрарки на словах:

«И люди удивляются высотам гор, и могучим волнам моря, и широким просторам рек, и круговращению океана, и вращению звёзд, но не задумываются о себе».

Так описывал этот эпизод Петрарка в своём письме. Поразительно, насколько точно совпадал смысл прочитанной фразы с тем, что происходило в жизни поэта-путешественника. Сам он на протяжении последующих лет считал своё восхождение стремлением к лучшей жизни.

Однако на вершине Мон-Венту Петрарка совершил одно крайне важное открытие. Он понял, что земная красота заслуживает восхищения, но всё, что необходимо человеку, можно найти не снаружи, но внутри самого себя. Говоря современным языком, гармония с миром может быть достигнута только после достижения гармонии внутри себя, ибо человек – это и есть целый мир. Как писал Петрарка после того путешествия:

«…я обратил свой внутренний взор на себя, и с тех пор с моих губ не сорвалось ни слова, пока мы снова не спустились вниз… [Мы] ищем вокруг себя то, что можно найти только внутри… Как вы думаете, сколько раз я оборачивался в тот день, чтобы взглянуть на вершину горы, которая казалась едва ли выше человеческого роста».
Гора Мон-Венту / oiselette.com
Гора Мон-Венту / oiselette.com

Встреча с Лаурой

Говорить о Франческо Петрарке невозможно без упоминания о женщине, которая стала главной музой его произведений. Конечно, это Лаура. Но что мы знаем о ней? И могли ли её связывать с Петраркой романтические чувства?

Впервые они встретились 6 апреля 1327 года в церкви Санта-Кьяра в Авиньоне. Очаровательной и милой Лауре де Нов в ту пору было двадцать лет. Петрарка был всего на три года старше девушки. Та встреча стала особенным событием для поэта, который в одном из своих сонетов признавался:

«Благословляю день, минуту, доли

Минуты, время года, месяц, год,

И место, и придел чудесный тот,

Где светлый взгляд обрек меня неволе».

Мария Спартали Стиллман «Первая встреча Петрарки с Лаурой», 1889 год Местонахождение: Национальный музей, Стокгольм, Швеция
Мария Спартали Стиллман «Первая встреча Петрарки с Лаурой», 1889 год
Местонахождение: Национальный музей, Стокгольм, Швеция

Случись всё при иных обстоятельствах, и пара могла бы обрести личное счастье. Однако сам Петрарка в ту пору уже дал обет безбрачия, посвятив себя служению Господу. Лаура же была замужем. Их встреча не могла стать началом счастливой истории любви. Влюблённому поэту оставалось лишь тайком бросать жаркие взгляды на красавицу и писать ей свои великолепные произведения.

Бессменная муза

Свой любимой женщине Петрарка посвятил 366 сонетов, которые включил в «Книгу песен». Это произведение во многом переменило литературу того времени. Теперь воспевалась не любовь раба к Богу, но светлая и прекрасная любовь мужчины к женщине. Это чувство не требовало ничего взамен, оно горело, словно пламя, и не могло угаснуть ни от преград, ни от разлук, ни от расстояний. Благодаря этой поэзии были заложены основы Проторенессанса, у истоков которого стоял именно Петрарка.

На протяжении трёх лет Франческо жил в Авиньоне, нередко встречаясь с Лаурой. Для нас так и остаётся тайной, сумел ли он обменяться хотя бы парой слов с возлюбленной или же никогда не сказал ей ни слова, не услышав даже её голоса. Знала ли сама Лаура о чувствах поэта? Это тоже остаётся загадкой. Однако в добропорядочности этой женщины не возникает сомнений. Современники описывали её как истинный образец добродетелей, да и сам Франческо сравнивал её с настоящим ангелом:

«Средь тысяч женщин лишь одна была,

Мне сердце поразившая незримо.

Лишь с обликом благого серафима

Она сравниться красотой могла».

Неизвестный автор, «Портрет Лауры», 1463 годМестонахождение: Библиотека Медичица Лауренциана, Флоренция, Италия
Неизвестный автор, «Портрет Лауры», 1463 год
Местонахождение: Библиотека Медичица Лауренциана, Флоренция, Италия

А была ли Лаура?

Интересно, что, несмотря на обилие произведений, посвящённых Лауре, скептически настроенные биографы сомневаются, что такая женщина вообще могла существовать. Да, наиболее вероятным прототипом образа можно назвать Лауру де Нов, златокудрую красавицу, родившую 11 детей. Однако не исключено, что речь идёт просто о совпадении имён. Быть может, Лаура была не столько реальной женщиной, сколько во многом придуманной музой, созданной воображением Петрарки.

Его чувства к Лауре во многом похожи на «отношения» Данте и Беатриче – те же возвышенность чувств, идеализация, воспевание романтики, но при этом полная «оторванность» от всего земного. Примечательно также, что Лаура, которой посвящено множество сонетов, не упоминается ни в одном из писем Петрарки. Правда, исключением является его послание к потомкам, где он вспоминает свою любовь и опровергает слухи о её нереальности. Но не исключено, что сама Лаура была (пусть и отчасти) порождением поэтической фантазии – и не более того.

Правда, сам Петрарка заказывал камею с изображением возлюбленной, что говорит в пользу реальности Лауры. Словом, всё очень запутано. Поэт признавался, что возвышенные, исключительно платонические чувства к Лауре помогают ему избавиться от всего земного и греховного. Именно эта любовь возносила его и давала ему душевные силы.

Неизвестный автор «Петрарка и Лаура де Нов», 1563 годМестонахождение: Музей Эшмола, Оксфорд, США
Неизвестный автор «Петрарка и Лаура де Нов», 1563 год
Местонахождение: Музей Эшмола, Оксфорд, США

Любовь не умирает

В последний раз Франческо и Лаура виделись в 1347 году в Авиньоне. Всего спустя полгода возлюбленная поэта скоропостижно умерла. Что стало причиной её смерти? На этот вопрос история так и не сохранила ответа.

Не исключено, что Лаура стала жертвой чумы, свирепствовавшей в то время. А может, она болела туберкулёзом, который тоже был распространённым заболеванием. Для Петрарки кончина любимой музы стала настоящей катастрофой:

«Погас мой свет, и тьмою дух объят –

Так, солнце скрыв, луна вершит затменье,

И в горьком, роковом оцепененьи

Я в смерть уйти от этой смерти рад».

Он так и не смог смириться с потерей Лауры. Каждый год в день очередной годовщины встречи со своей возлюбленной он отмечал это как праздник, создавая новый сонет. В этих произведениях Петрарка продолжал обращаться к Лауре как к живой. Любовь к ней жила в его сердце вечно, и он ни на мгновение не забывал о той, которая озарила его жизнь светом чистоты и совершенства. Как отмечает переводчик Алексей Бердников:

«Мёртвой Лауры для него не было, не могло быть. Просто была какая-то другая, но опять-таки живая».
Неизвестный автор. Петрарка и Лаура на фреске в доме Петрарки в Аркуа-Петрарке, XVI век, Италия / artutto.it
Неизвестный автор. Петрарка и Лаура на фреске в доме Петрарки в Аркуа-Петрарке, XVI век, Италия / artutto.it

Закат жизни

Последние годы своей жизни Петрарка провёл в путешествиях по Италии. Уже тогда он приобрёл славу международного учёного и поэта-дипломата. Несмотря на обет безбрачия и любовь к Лауре, он обзавёлся двумя незаконнорожденными детьми, рождёнными от разных женщин. Имена этих дам история не сохранила. Сын Джованни и дочь Франческа были признаны отцом.

К сожалению, сын Петрарки умер в молодом возрасте от чумы. А вот дочь подарила отцу двух внуков. Известно, что семья Петрарки была дружна с потомками Джованни Боккаччо.

На склоне лет Петрарка часто предавался религиозным размышлениям. Он задумывался о смысле бытия человека, причём для себя в точности определил, что является наиболее ценным в жизни. Незадолго до своей смерти Петрарка, переживший свою любимую Лауру на четверть века, признавался, что в жизни его есть две большие страсти – лавр и Лаура. Касательно первого, речь шла о славе – её поэт получил при жизни. А вот к Лауре он мечтал присоединиться уже после смерти. Там, в заоблачном мире, им уже ничто не могло помешать, там он мог быть всегда рядом со своей возлюбленной:

«Уже ни о чем не помышляю я, кроме неё».

Приблизительно в 1368 году Петрарка и его дочь Франческа с её семьёй перебрались в деревеньку Аркуа, расположенную неподалёку от Падуи. Там семейство приобрело дом, в котором и после смерти поэта сохранилось немало диковинок. По всей видимости, удивительные предметы, которые и сегодня можно увидеть в доме Петрарки, принадлежали ему. Кстати, здесь же есть забальзамированный кот. Исследователи полагают, что это мог быть кот самого Франческо, который решил таким образом «обессмертить» животное после его кончины.

Поэту не хватило всего одного дня, чтобы отметить свой 70-летний юбилей. В 1374 году он умер в своём доме в деревушке Аркуа. Как считают исследователи, причиной смерти Петрарки мог стать сердечный приступ. Перед смертью он работал над биографией Цезаря, но труд этот так и остался неоконченным.

Дом Петрарки, где он провёл последние годы / eatitalynews.com
Дом Петрарки, где он провёл последние годы / eatitalynews.com

Поэт-обличитель

Творчество Франческо Петрарки значительно переменило мировую литературу. Он раскрыл новые грани и возможности для литераторов. Кроме того, итальянский поэт не боялся критиковать «сильных мира сего, что было отчаянно смелым поступком в его эпоху.

Большинство из нас знает его творчество по сонетам. Однако их сам автор считал «несерьёзной» литературой. Куда более трепетно он относился к своим масштабным произведениям, затрагивавшим важные для общества темы. Помимо сонетов, он писал и инвективы – обличительные произведения, направленные против нечистоплотных деятелей в разных сферах – религии, политике, торговле, культуре.

Петрарка никогда не принимал на веру учения своих современников, стараясь сложить собственное мнение о предмете. Нередко популярные труды были жестоко раскритикованы им, однако эти выпады были совершенно справедливыми.

Среди произведений Петрарки немало обличительных трудов. Так, например, в своих «Письмах без адреса» он критикует лицемерие и безнравственность жителей Рима той эпохи. Петрарка отмечал, что многие святые отцы прикрываясь религией, творят чудовищные вещи. Он обличал людей, которые, прикидываясь святошами, под покровом ночи пускаются во все тяжкие, забывая о спасении души и данных обетах. Он и сам не был святым, но никогда не пытался казаться образцом высокой морали и праведности.

Для Петрарки не существовало авторитетов. Напротив, он считал, что люди, имеющие высокий сан, должны быть ещё более требовательны к себе, нежели их младшие подчинённые. Учитывая то, что речь идёт о Средневековье, такие заявления поэта были крайне смелыми. Однако он не боялся ни козней, ни зависти, ни расправы – он верил, что за ним правда и Бог. Так оно и было.

Альтикьеро да Дзевио «Франческо Петрарка», примерно между 1370 и 1380 годамиМестонахождение: Оратория святого Георгия, Падуя, Италия
Альтикьеро да Дзевио «Франческо Петрарка», примерно между 1370 и 1380 годами
Местонахождение: Оратория святого Георгия, Падуя, Италия

Ну а напоследок хочу отметить, что многие из нас ещё в школьное время сложили неверное представление о Франческо Петрарке. Обывателю он кажется каким-то «безжизненным» романтиком, который только и делал, что писал о своей безответной любви, воспевая недосягаемый идеал. Однако в жизни Петрарки было всё – и большая любовь, прошедшая через многие годы, и опасные путешествия, и потрясающие открытия, и своенравные выпады бунтаря, который хотел сделать мир лучше. Сам поэт не дожил до того времени, когда Италия, а затем и вся Европа переменилась, вступая в великую эпоху Возрождения. В то время красота и возвышенные чувства стали своего рода гимном человечества. Однако сам Петрарка всегда мечтал об этом, и его мечта всё-таки исполнилась.

На обложке: Флорентийская школа, фрагмент картины «Портрет Петрарки», XVI век. Местонахождение: Национальная центральная библиотека, Флоренция, Италия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий