Заветная работа Шукшина – почему режиссеру запрещали снимать фильм о Стеньке Разине?

Искусство

Василий Шукшин больше 10 лет мечтал снять фильм о Степане Разине. Основой картины должен был стать роман Шукшина «Я пришел дать вам волю».

Несмотря на то, что книга получила высокую оценку от историков, она так и не была экранизирована. Худсовет раз за разом «закрывал» фильм, так и не дав сбыться мечте талантливого режиссера и писателя.

Стенька Разин в произведениях Шукшина

Русский характер и русская судьбы – это, по-моему, вообще главная тема актера, режиссера и писателя Шукшина. Друзья Василия Макаровича рассказывали, что тот буквально заболел Стенькой Разиным. Редактор «Огонька» О. Румянцева вспоминала, как в начале 60-х Шукшин отдал в журнал сборник рассказов, один из которых был о мятежном донском атамане. «Сел как всегда на краешек дивана и начал читать. А я думаю, что-то я такую вещь не знаю. И вдруг осенило: это же его! Вася читал о казацкой удали и смелости, любви к свободному народу и ненависти к царской тирании», – рассказывала Румянцева.

Рассказ был посвящен не столько реальному атаману, сколько легендам вокруг него. Однако интерес к этим событиям вскоре привели автора к «большому литературному полотну». Шукшину уже не нужны были легенды, он хотел писать о человеке. Василий Макарович вспоминал:

«Разин – национальный герой, но об этом, как ни странно, надо забыть. Нужно «отнять» у него прекрасные легенды и оставить человека».

Из короткого рассказа получался целый роман – о силе духа, о беззаветной храбрости и верности русскому народу. Книга еще не была закончена, когда к Шукшину пришла идея «перевести роман на кинематографический язык».

Основой фильма о Степане Разине должен был стать роман Шукшина «Я пришел дать вам волю»
Основой фильма о Степане Разине должен был стать роман Шукшина «Я пришел дать вам волю»

Сценарий будущего фильма

Тема восстания казаков и крестьян под предводительством Стеньки Разина привлекала и Пушкина, и Горького, и многих других писателей. Донской атаман давно вошел в пантеон народных героев. Для меня странно, что в советское время о нем был снят лишь один фильм.

Василий Шукшин взялся за работу с присущим ему упорством. От рассказов, основанных на «сырых» легендах, не осталось и следа. Режиссер выискивал документы, по крупицам собирая образ реального казачьего атамана. В радиопередаче «Литературные вечера» Шукшин рассказывал, как в итоге собрал «три тома документов, в которых есть хотя бы малейшее упоминание о Разине и о событиях, связанных с восстанием».

Выбор натуры для фильма о Степане Разине
Выбор натуры для фильма о Степане Разине

Режиссер подготовил не просто основу сценария, а целый анализ исторического материала. И даже не потому, что Шукшин настолько сильно интересовался темой. А потому, что он был взыскательным и строгим во всем, за что бы ни брался. Казалось бы, с такой тщательной подготовкой сценарий был обречен получить «зеленый свет». Однако все получилось иначе.

Многострадальная история фильма

Шукшин собрал столько материала, что планировал сделать свой фильм трехсерийным. В 1965 г. худсовет киностудии им. Горького был оповещен о том, что Шукшин планирует снимать фильм о Степане Разине. Директору киностудии идея понравилась. Планировалось снять широкоформатную цветную картину с Василием Шукшиным в главной роли.

На киностудии сценарий одобрили, и он был отправлен в Комитет по кинематографии. Пока в комиссии решали, Шукшин ездил по местам разинских походов и выбирал натуру для съемок. В 1967 г. решение по фильму было вынесено. Комиссия решила, что многие сцены настолько жестоки, что выставляют Разина не как народного защитника, а как палача и убийцу. Обещания Шукшина «осадить» героя в процессе съемки картины не возымели действия. Сценарий получил разгромную рецензию о «смаковании автором жестокости героя».

Однако позже сценарий был опубликован в журнале «Искусство кино» и получил высокие оценки историков. Это событие придало Шукшину сил бороться за фильм. В 1970 г. сценарий вернулся на киностудию им. Горького. В этот раз Шукшин даже дал название фильму – «Конец Разина». Картина охватывала события с момента начала восстания и до казни в Москве.

Василий Макарович Шукшин во время съёмок / архив газеты «Известия»
Василий Макарович Шукшин во время съёмок / архив газеты «Известия»

Однако худсовет снова «зарезал» картину. Претензии были не только к жестокости фильма, но и к его дороговизне. Режиссер Татьяна Лиознова тогда сказала: «Если на киностудии запустят «Конец Разина», то режиссеры останутся без работы, т.к. все средства уйдут на картину Шукшина». Худсовет снова отклонил фильм и предложил режиссеру снять «что-нибудь современное».

Так появились «Печки-лавочки», а потом «Калина красная». Был закончен и напечатан роман о Разине «Я пришел дать вам волю» (не весь, полный вариант появится после смерти автора). А взяться за проект мечты Шукшину так и не давали.

Тогда режиссер перебрался на «Мосфильм» и решил заручиться поддержкой Сергея Бондарчука, называя того «тараном с кованым концом». За это Василий Макарович согласился сняться в «Они сражались за Родину». «Сыграешь Лопахина и приступай за своего «Разина», – убедил Шукшина директор «Мосфильма». Но судьба распорядилась так, что «Они сражались за Родину» стал последним фильмом гениального актера и режиссера.

Последняя роль Василия Макаровича Шукшина в кино - Пётр Федотович Лопахин в фильме «Они сражались за Родину», 1975 год
Последняя роль Василия Макаровича Шукшина в кино – Пётр Федотович Лопахин в фильме «Они сражались за Родину», 1975 год

Никто не знает, получилось бы у Шукшина снять свой фильм, проживи он дольше. Мне кажется, удайся его замысел, картина стала бы в один ряд с такими советскими шедеврами, как «Тихий Дон» Герасимова или «Война и мир» Бондарчука.

На обложке: Фрагмент эскиза Сергея Алексеевича Кириллова «Разина везут!» к картине «Степан Разин», 1986 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий