«Запорожцы» – казачий задор на полотне Репина

Искусство

Картина «Запорожцы» (также известна как «Запорожцы пишут письмо турецкому султану») Ильи Репина – одно из самых запоминающихся и интересных жанровых полотен. Как мне кажется, смотреть на неё без улыбки невозможно.

Зритель словно бы переносится в изображённую мастером сцену, становясь одним из её героев. От самой же картины исходят едва ли не осязаемые задор и лихость. Интересно, что и история написания знаменитого произведения Репина связана с казачьей станицей. Итак, что же готовы поведать нам те самые «Запорожцы»?

Подготовка к работе

Известно, что Илья Репин редко работал лишь над одним полотном. Как правило, у него сразу в работе было несколько картин, причём устав от одного, он переходил к другому творению. Параллельно Репин писал «Царевну Софью» и «Крёстный ход», в то время, как рядом уже находился холст, подготовленный для «Запорожцев».

Конечно, на создание столь колоритной картины Репина вдохновили исторические события. Художник и сам неплохо знал историю, однако консультировался с Дмитрием Яворницким. Именно Яворницкий помог Репину максимально живо и точно изобразить обстановку Запорожской Сечи того далёкого времени, костюмы казаков, предметы утвари.

Василий Дмитриевич Поленов «Портрет художника Ильи Ефимовича Репина», 1879 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Василий Дмитриевич Поленов «Портрет художника Ильи Ефимовича Репина», 1879 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Сюжет картины

Согласно преданию, то самое письмо, которое запорожцы пишут на картине Репина, действительно было отправлено в 1676 году. Перед этим казаки получили ультиматум турецкого султана Мехмеда IV. Он требовал подчиниться ему и стать его союзниками в русско-турецкой войне.

В качестве достойного примера султан приводил действия Петра Дорошенко, правобережного гетмана, поддержавшего турок. К сожалению, оригинал письма не сохранился до наших дней. Однако в руки Репина попала копия, сделанная этнографом Яковом Новицким. Что было в этом ответном послании султану, очень ярко демонстрирует картина.

Живописец был по-настоящему вдохновлён идеей создания «Запорожцев». Ещё в процессе создания своего творения он уже видел лица людей, готовых сдерживать натиск противника на славянские земли. В своём письме Николаю Лескову Репин писал:

“А знаете ли, я должен Вам признаться, что я и в «Запорожцах» имел идею… И наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов веры православной и личности человеческой. Теперь это покажется устарелыми словами, но тогда, в то время, когда целыми тысячами славяне уводились в рабство сильными мусульманами, когда была поругана религия, честь и свобода, это была страшная животрепещущая идея”.
Илья Ефимович Репин «Запорожцы» («Запорожцы пишут письмо турецкому султану»), между 1878 и 1891 годами Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Илья Ефимович Репин «Запорожцы» («Запорожцы пишут письмо турецкому султану»), между 1878 и 1891 годами
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Долгие годы создания

История «Запорожцев» связана с местами, где много веков тому назад происходили изображённые художником события. Значительную часть эскизов и зарисовок Репин создал во время поездки по Запорожью. Некоторые предварительные штрихи в работе появились в казачьих станицах этого края. Сегодня в Третьяковской галерее хранится несколько эскизов, выполненных древесным углем. Саму же картину Репин завершил в 1891 году. Он работал над ней больше десяти лет. Неоднократно живописец переписывал картину, добавлял или убирал какие-то детали. Он сам признавался:

“…если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины… чего только тут не было! Была и лошадиная морда; была и спина в рубахе; был смеющийся – великолепная фигура, – все не удовлетворяло”.
Один из эскизов Ильи Ефимовича Репина к картине «Запорожцы», 1878 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Один из эскизов Ильи Ефимовича Репина к картине «Запорожцы», 1878 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Особенности картины

«Запорожцы» – тот случай, когда картина рассказывает нам историю, прибегая не к текстовой, а к художественной форме. Как думаете, что ответили казаки султану? На мой взгляд, всё очевидно. Они хохочут, составляя далеко не уважительное послание. Конечно, каждый из них понимает, что последует за этим. Султан непременно направит свои войска на запорожцев, однако казаки, привыкшие жить в военных походах, спокойно относятся к этому. Видно, что во время составления письма они объединены единой целью, единой идеей, связаны дружескими узами.

Один из самых колоритных персонажей «Запорожцев» – гетман Иван Серко. Натурщиком для этого образа выступил генерал Михаил Драгомиров. Как мне кажется, Репин идеально «угадал» с этим героем. В этом человеке чувствуются власть и сила, но не меньше – задор и лихость. Интересно, что на картине есть и главный вдохновитель создания этого полотна – Дмитрий Яворницкий, о котором я уже говорила. Он изображён писарем. Пожалуй, он едва ли не единственный из персонажей старается сохранять серьёзный вид, что добавляет картине ещё больше живости и натурализма.

Для писаря в центре картины позировал Дмитрий Яворницкий
Для писаря в центре картины позировал Дмитрий Яворницкий

«Запорожцы» – своеобразная картина Ильи Репина. Она стала одним из самых известных творений мастера. И хотя работа получила самые разные отзывы – от восторженных до откровенно негативных – и сегодня это полотно продолжает вдохновлять публику.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий