Залежавшийся на полке – почему фильм Эйзенштейна «Иван Грозный» не пускали в прокат

Искусство

«Иван Грозный» – последняя картина великого Сергея Эйзенштейна. Первая часть картины вышла в 1945 г., а вот вторую зрителям пришлось ждать больше 10 лет. Была еще и третья серия, которую режиссер так и не успел закончить.

Культ личности в кино

Бывают в индустрии кино просто фильмы, а бывают фильмы, которые можно рассматривать как историческое событие. «Иван Грозный» как раз из числа таких картин, ведь его создание было напрямую связано со Сталиным и историей его правления.

Идея и даже необходимость снять фильм о первом русском царе была поддержана и вдохновлена активным интересом самого Сталина к историческим персонажам и эпохам. Вождь народов считал Ивана Грозного одной из ключевых фигур русской истории и видел в фильме возможность пропагандировать собственную политику и идеологию.

«Иван Грозный» стал последним фильмом великого режиссёра Сергея Михайловича Эйзенштейна
«Иван Грозный» стал последним фильмом великого режиссёра Сергея Михайловича Эйзенштейна

Фильм о жизни Ивана Грозного задумывался как эпическая историческая драма, которая стала бы не просто биографическим повествованием о великом правителе, но и анализом его личности и влияния на историю России. Тем более Эйзенштейн тоже был известен своим интересом к историческим сюжетам.

Сталин лично выбрал Сергея Эйзенштейна в качестве режиссера и одобрил его сценарий. Советский лидер выступил не просто заказчиком фильма, он непосредственно следил за процессом съемок, вносил коррективы, одобрял или отвергал.

Снимали в разгар войны. Съемки проходили в Алма-Ате. Актеры голодали, реквизита не хватало, а киноначальство неизменно сжимала сроки. В такие моменты Эйзенштейн напрямую писал «начальнику» в Кремль с просьбой «убедить чиновников кинопроизводства быть более гибкими».

Кадр из фильма «Иван Грозный», 1945 год
Кадр из фильма «Иван Грозный», 1945 год

В 1945 г. первая серия была готова к показу. Сталин сам отсмотрел материал. Цель картины – показать личность как творца эпохи – была достигнута. Не зря в то время так активно снимали фильмы о Невском, Суворове, Кутузове. Вождю понравилось, «Иван Грозный» вышел на экраны, а режиссер и съемочная группа получили Сталинскую премию I степени.

Неудача со второй частью

Эйзенштейн уделял особое внимание деталям и исторической достоверности, что отразилось в его подходе к сценарию, выборе актеров и созданию атмосферы фильма. В отличии от заказчика, запрос которого был показать сильную власть, режиссер стремился продемонстрировать не только политические и военные аспекты правления Ивана Грозного, но и его внутренний мир, душевные терзания и конфликты.

Вторая серия была посвящена опричнине и более подробному раскрытию личности царя. Однако заигрывания с психологизмом очень не понравились Сталину. Вечером 27 февраля 1947 г. Эйзенштейн был вызван в Кремль. Режиссер сам добивался встречи с вождем, предчувствуя, что его фильму грозит опасность.

На встрече присутствовали Сталин, Молотов, Жданов, а со стороны съемочной группы Сергей Эйзенштейн и исполнитель главной роли Николай Черкасов. Создателям картины ставили в вину слишком вольное отступление от «исторически правильного стиля».

«Царь у вас получился нерешительный, похожий на Гамлета. Все ему подсказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения… Царь Иван был великий и мудрый правитель…», – недоумевал Сталин.

Ему вторили Жданов и Молотов:

«Эйзенштейновский Иван Грозный получился неврастеником».

То, как показали опричнину, Сталин и вовсе назвал «ку-клукс-кланом» и «каким-то кошмаром». Режиссер спорить не стал. Все, чего он хотел – это спасти фильм. А потому принялся за переработку сценария и пересъемку некоторых сцен. Однако довести до конца начатое не успел. В 1948 г. Эйзенштейн умер.

Вторая часть фильма вышла в прокат только в 1958 году Кадр из фильма «Иван Грозный», часть II: Боярский заговор»
Вторая часть фильма вышла в прокат только в 1958 году
Кадр из фильма «Иван Грозный, часть II: Боярский заговор»

«Ивана Грозного» отправили на полку на целое десятилетие. Только через несколько лет после смерти Сталина картину разрешили к показу. В 1958 г. вторая серия вышла практически в неизмененном виде. Сохранились даже эпизоды третьей части и готовый сценарий, над которым работал Эйзенштейн, но снять полноценную серию не успел.

На обложке: Кадр из фильма «Иван Грозный», 1945 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий