Многие живописцы и искусствоведы называют его настоящим волшебником. Яна ван Эйка сравнивали с алхимиком, поражаясь умению воспроизводить мельчайшие детали и виртуозно обыгрывать тона. Его работы и сегодня вызывают восхищение – как у ценителей искусства, так и у людей, достаточно далёких от мира живописи. Он был великим мастером, оставившим после себя немало загадок.
Творчество ван Эйка и сегодня окутано множеством тайн. Его биография имеет немало белых пятен, и этого живописца неслучайно называют самым загадочным из европейских художников. Но каким же был «алхимик живописи»? Что известно о его жизни? И на какие вопросы о его творчестве до сих пор не может ответить история?
Мастер реализма
Ван Эйку, в отличие от многих его коллег-современников, повезло. Он имел достаточно средств, чтобы не ограничивать себя исключительно заказами влиятельных клиентов. Он мог писать то, что ему хотелось, причём творил в то время, «когда ему заблагорассудится». Такая творческая свобода помогала находить новые стили и совершенствовать мастерство.
Поначалу работы ван Эйка принадлежали к готическому стилю. Но со временем он стал приверженцем натурализма и реализма. Даже незначительные детали и интересные мелочи на его полотнах кажутся удивительными творениями. Живописцу нравилось подробно, до каждой чёрточки, воспроизводить окружающие его предметы, лица людей. Именно поэтому его нередко называли волшебником. Картины ван Эйка поражали своей реалистичностью. Но давайте же пройдём с мастером весь его жизненный путь.
Семья ван Эйка
О ранних годах Яна ван Эйка известно очень мало. Он родился в городе Маасейке (находится на территории современной Бельгии), но точная дата его рождения не была задокументирована. Исследователи ведут споры относительно года появления ван Эйка на свет. Одни считают, что произошло это не позднее 1395 года, другие же склоняются к тому, что фламандский живописец вполне мог родиться и значительно раньше, в 1380-е годы.
Известно, что у ван Эйка была сестра Маргарета, а также, по меньшей мере, два брата. Кстати, братья мастера тоже были художниками, но такой известности, как Ян, достичь не смогли. Кроме того, судя по записям, которые делал ван Эйк, можно с уверенностью утверждать, что этот человек имел прекрасное образование. Он знал греческий, древнееврейский языки и латынь.
Можно предположить, что ван Эйк имел достаточно знатное происхождение, поскольку уже в юные годы стал служить у Иоганна Баварского-Штраубинского. Согласитесь, появиться при дворе, да ещё и в качестве чиновника, мог далеко не всякий. Смерть Иоганна принесла в жизни Яна перемены. Способный молодой человек, писавший удивительные картины и являвшийся умнейшим собеседником, привлёк внимание бургундского герцога Филиппа Доброго.
При дворе
Не секрет, что правитель этот особенно ценил людей образованных и творческих. Вокруг себя Филипп старался собрать истинный «цвет нации». Среди избранных оказался и Ян ван Эйк – надо признать, это была достойная оценка его талантов. С той поры ван Эйк стал придворным живописцем. Помимо этого, он выполнял дипломатические поручения и состоял в гильдии художников Турне. Как отмечалось в исторических документах, при дворе ван Эйк имел немало привилегий и солидное содержание:
«(Он был) со всеми почестями, преимуществами, свободами, правами, выгодами и жалованием…в 100 парижских ливров в год».
Служба при дворе позволяла ван Эйку не искать заказчиков и не думать о том, где достать средства на жизнь. Он стал обеспеченным живописцем. При этом, в отличие от многие предшественников и последователей, он никогда не портил своей репутации. Это был образцовый мастер, который даже революционные подходы старался сделать понятными и интересными публике.
Но в чём же заключалось новаторство молодого живописца? По сути, ван Эйк не был изобретателем чего-то необычного и прежде невиданного. Однако его известность порой приводила к рождению мифов, которые не имели ничего общего с жизнью самого мастера. Так, например, Ян принял решение по-новому наносить масляные краски на холст. С лёгкой руки Джорджо Вазари живописец вдруг превратился в того, кто первым стал использовать масло. На самом деле это было не так, однако такие истории добавляли популярности ван Эйку и его творениям.
Заказы герцога
В 1427 году живописец получил ответственное поручение от герцога. Он был включён в посольство, отправлявшееся в Португалию. Художник оказался среди тех, кто должен был вести переговоры о свадьбе Филиппа Доброго и португальской принцессы. Но главной его задачей была не дипломатия.
За год он создал два портрета невесты герцога, которые были отправлены по суше и по морю (видимо, решили подстраховаться на случай потери портретов). По всей видимости, Филипп был доволен, но, увы, до нашего времени эти работы живописца не сохранились.
Во время поездок ван Эйк продолжал писать новые картины и много трудился. Именно ему принадлежало изобретение новой техники написания маслом. И прежде живописцы до него писали такими красками, однако за счёт определённого состава ван Эйк создавал более прочную основу, его краски лучше ложились на холст и куда меньше подвергались растрескиванию, чем у других художников.
Принципы ван Эйка
Неслучайно Яна ван Эйка называют одним из самых ярких представителей Северного Возрождения. Его искусство и сегодня продолжает удивлять публику. К счастью, не все его картины были потеряны или уничтожены во время войн. И сегодня мы можем любоваться удивительными реалистичными работами мастера. На его полотнах кружева, драгоценные камни, изысканные наряды кажутся совершенно настоящими: будто протянешь руку – и ощутишь их реальность.
Уже при жизни многие работы ван Эйка считались шедеврами. В этом плане ему очень повезло. Он не нищенствовал, как многие его коллеги, не искал богатых заказчиков, создавая работы исключительно ради денег, не писал неинтересные ему сюжеты ради угоды толстосумов. Словом, Ян ван Эйк был творчески свободным человеком, которой мог творить вне рамок и границ.
В своих произведениях ван Эйк достиг высочайшего мастерства реализма, прежде неизвестного живописи. Никто из его предшественников не мог удивить зрителей такой точностью, таким изысканным натурализмом. При этом манера ван Эйка не «кричала» о себе, она лишь сдержанно показывала невероятные возможности автора.
Бархатная ткань, гладкий блестящий атлас, резьба старинной шкатулки или нежная кожа рук юной девушки – всё это ван Эйк передавал поистине виртуозно. Его картины настолько отличались от того, что было прежде, что казалось, будто живописец создал некий новый жанр (если не сказать – новый мир), где властвовали точность и реализм.
Таинственные работы
Как уже было сказано, о ван Эйке ходило немало легенд. Вазари называл его «отцом» масляной живописи. Несмотря на то, что на самом деле это было не так, этот миф живёт до сих пор. Но на что указывают такие слухи? Несомненно, на большое влияние и ярчайшие впечатления от творчества живописца. Он действительно мог удивлять публику.
Кроме того, искусствоведы считают ван Эйка новатором в плане портретов. Именно он первым стал изображать людей на фоне запутанных жанровых сцен. Нередко на его картинах пейзаж или другой вариант фона создают дополнение к образу человека. Они передают настроение и рассказывают о герое полотна.
Да, в веке XVIII едва ли таким можно было удивить публику. Но не забывайте, что ван Эйк жил значительно раньше, и это было его истинное новаторство. Кроме того, ван Эйк нередко «зашифровывал» в своих работах некие тайные смыслы. Над его картинами до сих пор бьются известны учёные, но многие загадки ван Эйка так и остаются его тайной. Быть может, спустя столетия люди сумеют разгадать хотя бы некоторые из них.
Одной из первых работ, принесших известность автору, стала картина «Мужчина в красном тюрбане». Открытое лицо человека словно бы проступает через темноту окружающего его чёрного фона. Кроме того, большой эффект от увиденного достигается за счёт драпировки в красных тонах. Это – одна из самых таинственных работ живописца. Кто же изображён на ней? Некоторые исследователи считают, что здесь запечатлён сам ван Эйк.
И пейзажист, и портретист
Ван Эйк был также мастером реалистических пейзажей. Нередко они представляют настоящую панораму, уходящую вдаль. Задолго до появления работ великого Леонардо да Винчи фламандец сумел создать нечто поистине прекрасное и гениальное. Очень ярко принципы его творчества раскрывают в картине «Святой Франциск Ассизский, получающий стигматы».
В этой работе мы видим перспективу и яркость подачи. Более того, она показывает, что ван Эйк опередил своё время на несколько веков. По сути, такие творения напоминают жанр барокко, который появился значительно позже. При этом живописец использует технику микроскопической живописи, которая была распространена в Нидерландах в Средние века. В его произведении словно бы смешиваются прошлое и будущее, а между ними находится настоящее – великий талант мастера.
На картине, изображающей Франциска Ассизского, мы видим как раз тот момент, когда святой пережил видение, во время которого получил стигматы или незаживающие раны распятого Христа. Фигура самого спасителя возвышается над монахами, которые, судя по одеянию, являются францисканцами.
Кстати, на многое указывает и небольшой размер этой картины. Как правило, такие сцены преданий на небольших холстах изображались как предметы для паломничества или оберег, сопровождающий человека в путешествиях. У ван Эйка было немало таких работ.
Работы на заказ
Не менее интересна и картина «Мужчина в голубом шапероне». Здесь можно заметить типичные черты, присущие многим творениям ван Эйка. Взгляните, герой стоит перед нами в такой позе, что занимает три четверти полотна.
Мы видим малейшие черты его лица, что очень убедительно говорит о мастерстве живописца, приверженного натуралистическим канонам. При этом особенное внимание ван Эйка приковано к переходам тени и света на руках и лице натурщика. Автор великолепно передаёт то, что видит, причём пристально рассматривает каждый элемент.
Подобные этому портреты, как правило, делались на заказ. Но, учитывая свободу ван Эйка, сам живописец мог давать согласие или привносить некоторые нюансы в создаваемый портрет. Кстати, нередко к живописцу обращались молодые люди, которые просили его написать портрет, с помощью которого можно было сделать предложение своей избраннице. Уж такие были времена – знатному человеку нельзя было обойтись без приличного портрета.
Также браки нередко заключались «за глаза», и жених с невестой воочию видели друг друга лишь на церемонии бракосочетания. Чтобы избежать неприятных недоразумений или горького разочарования, можно было заказать портрет у живописца. Ван Эйку в этом плане особенно доверяли, и это неудивительно. Согласитесь, учитывая его реалистическую подачу и внимание к каждой мелочи, едва ли можно было ожидать, что он станет слишком приукрашивать портрет человека. Кроме того, мастер не гнался за заработком, а потому мог писать правдиво и без лишних обманчивых украшений.
Когда натурализм в моде
Мельчайшая детализация, особенная текстура и атмосферный свет сделали работы ван Эйка невозможными для подражания. Многие молодые живописцы стремились создать нечто подобное, но это были лишь жалкие пародии. Надо признать, самому живописцу повезло жить в то время, когда натуралистичность особенно ценилась. Считалось, что такими способами художник воспевает каждый момент жизни, являющейся Божьим даром.
Пройдёт совсем немного времени – и подобные картины начнут критиковать как раз за эту самую излишнюю натуралистичность. В моду войдут небрежность и неточность, а живописцам, верным реализму, придётся едва ли не с боем отстаивать свои принципы. Но ван Эйку не пришлось идти на это.
Знаменитая картина
Во время путешествия по Европе ван Эйк создал одну из самых известных своих работ – «Портрет четы Арнольфини», которая сегодня находится в Лондонской национальной галерее. Перед нами – семейная пара, которая явно ожидает скорого прибавления. Супруги показаны в домашнем интерьере, они держатся за руки, что символизирует тёплые отношения и согласие между ними.
Есть предположение, что на портрете изображён Джованни Арнольфини с супругой, однако некоторые учёные высказывают иные мнения. Судя по нарядам, эти люди относятся к зажиточным бюргерам. Кроме того, подобные одеяния использовали во время церемонии бракосочетания.
Алтарь в Генте
Одной из самых значительных масштабных работ мастера стал Гентский алтарь. Это монументальное изображение, которое посвящено темам искупления и спасения. Здесь великолепно сочетаются бесконечная детализация и масштаб произведения. Сам алтарь состоит из 24 отдельных панелей, причём половина из них видна вне зависимости от того, алтарь открыт или закрыт.
Здесь мы видим архангела Гавриила, который произнёс слова: «Радуйся, преисполненный благодати, Господь с тобой». Напротив него находится Дева Мария. Здесь есть немало великих символов, которые использовались живописцами разных времён. Например, белые лилии символизируют чистоту Богоматери, а парящий над ней голубь олицетворяет Святой Дух.
За встречей Девы Марии и Архангела наблюдают ветхозаветные пророки, а также Сивиллы, языческие провидцы. И в этом тоже заключается неожиданное сочетание разных религий, представленных на алтаре.
В открытом варианте Гентский алтарь кажется и вовсе волшебным. Во внутреннем варианте изображено общение святых, описанное в Откровении святого Иоанна. В сравнении с достаточно скромной внешней расцветкой, внутренняя палитра алтаря поражает яркостью красок и силой подачи. Как очень точно отмечал историк искусства Эрнст Гомбрих:
«По всеобщему признанию, наиболее смелые открытия, обозначившие перелом в художественном развитии (человечества), принадлежат живописцу Яну ван Эйку (1385/90 – 1441). Величайшее его создание – многостворчатый алтарь (полиптих) для собора в Генте».
Полотно о несчастной мученице
Одна из поздних работ мастера, «Святая Варвара», также представляет большой интерес для ценителей искусства и учёных. Эту картину нельзя назвать законченным произведением – скорее, это рисунок, выполненный в технике точечного нанесения. Произведение показывает нам молодую сирийскую женщину Варвару, которая жила в пору правления Максимилиана.
В ту пору Рим ещё не принял христианства. Согласно истории Варвары, девушка была очень красива. Отец, боясь за дочь, прятал её от чужих глаз в доме. Неоднократно она отвечала отказом поклонникам, мечтавшим взглянуть на неё. Спустя несколько лет отец позволил Варваре выйти из своего убежища. Именно тогда она и стала общаться с христианами, которых преследовали римские власти.
Когда же выяснилось, что Варвара примкнула к тем, кто исповедует запрещённую религию, против девушки ополчились все, в том числе и её отец-язычник. Несчастную пытали, мучили, держали в темнице, но ничто не смогло сломить гордого духа Варвары. Она не предала своей веры. В конце концов мученица была казнена собственным отцом. В момент смерти Варвары жестокий палач был поражён молнией.
Личная жизнь мастера
Итак, с творчеством ван Эйка мы познакомились. Конечно, нельзя охватить и рассмотреть все его творения, однако и увиденного достаточно, чтобы понять, насколько талантливым был автор. А напоследок хочу немного рассказать о личной жизни живописца. В этом направлении он тоже был достаточно успешен.
В брак ван Эйк вступил около 1432 года, причём его супруга Маргарет был на пятнадцать лет младше художника. Вместе с молодой женой Ян отправился в город Брюгге, где приобрёл большой дом. Его средства позволяли жить безбедно, и семья ни в чём не нуждалась.
Маргарет подарила супругу двух детей. О внешности этой женщины можно судить лишь по портретам, написанным ван Эйком. Одна из картин изображает Маргарет в костюме невесты. При этом автор со свойственным ему вниманием выписал детали наряда. Они позволяют понять, что Маргарет не принадлежала к высшему обществу. По всей видимости, семья её или была выходцами из среднего класса, или являлась обедневшими аристократами.
Он писал «дышащие» картины
В 1441 году Ян ван Эйк тихо умер в своей постели. Его смерть была связана с естественными причинами. Дело, которому ван Эйк посвятил свою жизнь, продолжало жить. Его брат Ламберт после смерти живописца стал владельцем мастерской и продолжал давать уроки молодым мастерам. Маргарет получила весьма скромное содержание, однако герцог Филипп Добрый не оставил вдову, выделив ей значительную сумму – в память о достойном супруге этой дамы.
В 1442 году по воле брата живописца прах Яна ван Эйка был перезахоронен в Соборе Святого Донатиана. Увы, здание это было уничтожено в конце XVIII столетия. На могиле ван Эйка, как вспоминали его современники, было начертано:
«Здесь покоится славный необыкновенными добродетелями Иоанн, в котором любовь к живописи была изумительной; он писал и дышащие жизнью изображения людей, и землю с цветущими травами, и всё живое прославлял своим искусством…».
Его неслучайно называли «алхимиком живописи». Ян ван Эйк во многом опередил своё время, совершил переворот в мире искусства, создавая картины, стиль которых станет популярен спустя несколько веков. Он виртуозно смешивал тона и краски, создавая настолько реалистичные изображения, что едва ли можно было поверить, что это написано кистью художника. А ведь неслучайно его и сегодня называют виртуозом и волшебником.
На обложке: Фрагмент картины Доминика Лампсония «Портрет Яна ван Эйка», 1572 год. Местонахождение: Рейксмюсеум, Амстердам, Нидерланды