«Я пришла к поэту в гости…» – платонический роман Ахматовой и Блока

Искусство

После смерти Блока современники отдавали Ахматовой «бесспорное первое место среди русских поэтов». Хотя «лидерство» оспаривалось еще при жизни двух ярчайших представителей эпохи. Конечно, поэты были знакомы друг с другом и состояли в переписке.

Ахматова посвятила ушедшему Блоку пронзительное «А Смоленская нынче именинница…». Их отношения были настолько особенными, что обрастали романтическими слухами как при жизни, так и после смерти поэтов. 

Наставник, друг, кумир 

В октябре 1965 г. Анна Ахматова выступала по ленинградскому телевидению и, среди прочего, приоткрыла завесу тайны ее отношений с Александром Блоком. Впрочем, тайну весьма условную, т.к. имя поэта встречается и в многочисленных воспоминаниях поэтессы, но ничего скандального в этих мемуарных записях нет. 

Поэтесса, конечно, знала, что ей приписывают роман с Блоком и даже будто с небольшим сожалением сообщала своему читателю или слушателю, что за всю жизнь виделась с поэтом всего несколько раз. В большинстве случаев встречи эти происходили в присутствии других людей. Поэтесса рассказывала:

«Все мои воспоминания о Блоке могли бы уместиться на одном тетрадном листе».
Александр Александрович Блок, 1920 год /© М.С. Наппельбаум
Александр Александрович Блок, 1920 год /© М.С. Наппельбаум

Ахматова с точностью до часов отмечала в своих дневниках встречи с поэтом. Всего их девять, хотя биографы считают, что список мог быть незакончен. 

В первые годы знакомства Блок был для Ахматовой словно учителем, даже кумиром (впрочем, не только для Ахматовой). Она записывает практически каждую фразу, которую слышит от него.

«На литературном вечере сказала Александру Александровичу, что не могу читать после него. А он в ответ с упреком: «Анна Андреевна, мы не тенора», – вспоминала она.

Диалог настолько врезался в память, что через много лет Блок предстанет в одном из стихотворений поэтессы как «трагический тенор эпохи».

Ольга Людвиговна Делла-Вос-Кардовская «Портрет Анны Ахматовой», 1914 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Ольга Людвиговна Делла-Вос-Кардовская «Портрет Анны Ахматовой», 1914 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Как Блок избегал короткого знакомства 

А что же сам Александр Александрович? По мнению писателя Варлама Шаламова, современника поэтессы, Блок не испытывал к Ахматовой каких-либо чувств. 

«Вся история отношений Блока и Ахматовой – это история нескольких коротких встреч на протяжении десяти лет и всяческое уклонение поэта от более близкого знакомства».

Шаламов считал, что избегал возможного романа именно Блок и приводил в качестве аргумента записи самого поэта. В записных книжках Блока можно найти упоминания о более чем трехстах женщинах. Там и поэтессы, и артистки, и просто разные дамы, не связанные с творческим миром. Дом поэта был всегда открыт для визитов, так же как и сердце для любви (супруга, созданная для «белой любви», не была препятствием для череды любовниц). Но Ахматову поэт предпочитал держать на расстоянии.  

Однажды она прислала ему свой сборник стихов «Четки». Оценку работы Ахматовой пришлось ждать непозволительно долго. Блок сослался на то, что отнес книгу матери, а там «болезнь, и вообще тяжело». Ахматова звонила, но Блока «не было» дома. 

«Мать взяла книгу и читала ее, не отрываясь», – написал он в итоге Ахматовой.

Анна Андреевна попыталась было послать ему еще поэму «Аполлон», но Блок ответил только через несколько месяцев письмом, оставив страницы без каких-либо пометок, которые «старшие» поэты непременно вносили в работу «молодых». 

С другой стороны, Блок часто рецензировал стихи Ахматовой и выделял ее среди других поэтов. Многие читатели поэтессы отмечают, что Блок был первым, кто отметил в работах Ахматовой такие строки, которые стали ее фирменным «ахматовским» стилем. Кроме того, для поэта мнение его матери было высшей оценкой. Ахматова не могла этого не знать.

Юрий Павлович Анненков «Портрет Анны Ахматовой», 1921 год Местонахождение: Частная коллекция
Юрий Павлович Анненков «Портрет Анны Ахматовой», 1921 год
Местонахождение: Частная коллекция

Роман, которого не было 

Вряд ли кто-то посторонний знал о том, какие чувства два поэта испытывали друг к другу на самом деле. Они не оставили об этом записей в своих дневниках. Единственным компрометирующим моментом стала небольшая история в почтовом поезде. В 1914 г. Анна Ахматова проезжала мимо имения поэта в Шахматово. Поезд остановился на полустанке и перед поэтессой возник Блок. «Александр Александрович!» – вскрикнула она. «С кем вы едите?» – спросил Блок. «Одна», – успела ответить Ахматова, и поезд тронулся. В своем дневнике Блок записал: 

«Меня бес дразнит. Анна Ахматова в почтовом поезде».

Ахматова не скрывала, что была восхищена «известнейшим поэтом России». А Блок, действительно, притягивал к себе внимание не только талантом, но и таинственностью. Поставленный к концу жизни диагноз «неврастения» проявлялся вначале неожиданной сменой настроения. Поэт был то весел и беззаботен, то вдруг делался замкнутым и раздражительным. Блок же о чувствах к Ахматовой, кроме этого эпизода с поездом, не писал ничего.

Блок громил Николая Гумилева как чуждого ему поэта Александр Емельянов «Николай Гумилёв и Анна Ахматова» / gumilev.ru
Блок громил Николая Гумилева как чуждого ему поэта
Александр Емельянов «Николай Гумилёв и Анна Ахматова» / gumilev.ru

Интересны отношения поэтов с супругами друг друга. Блок громил Николая Гумилева, но только как чуждого ему поэта, пропитанного идеями «акмеистического яда». Ахматова же высказалась о Любови Менделеевой, как об особе, «похожей на бегемота, поднявшегося на задние лапы». Возможно, ею двигала женская обида, ведь некоторые современники поэтессы отмечали, что она не нравилась Блоку как женщина.    

Однако внимательный читатель обязательно заметит тонкие нити, связывающие поэзию Блока и Ахматовой, несмотря на то, что поэты принадлежали к различным литературным течениям. В творческой среде начала XX в. Ахматову считали ученицей Блока. Вскоре, как вспоминала поэтесса, «распространились чудовищные слухи о ее безнадежной страсти к Блоку».

Жена Блока Любовь Дмитриевна Менделеева, о которой Ахматова отзывалась очень нелестно
Жена Блока Любовь Дмитриевна Менделеева, о которой Ахматова отзывалась очень нелестно

Наиболее энергично эта сплетня распространялась после смерти поэта в эмигрантских кругах. Ахматова была уверенно, что слухи намеренно распускаются враждебными ей поэтами, которые сбежали за границу. В мемуарах она заметит:

«…когда дело касалась Блока, то ей приходилось писать о романе, которого не было».

На обложке: Фрагмент картины Лидии Сергеевны Давиденковой «Я пришла к поэту в гости…», 1990 год / academart.com

МУСАГЕТ
Добавить комментарий