«Я покатился бы по наклонной, если бы не стал актёром…» – жизнь Олега Ефремова

Искусство

Олег Ефремов — замечательный актёр, педагог и беспристрастный режиссёр. У него была непростая судьба. Бурная личная жизнь, сложный характер и слепое поклонение театру привели Ефремова к частому злоупотреблению алкоголем. Возможно, эти качества передались по наследству долго остававшемся в тени знаменитого отца сыну Олега Николаевича Михаилу, о котором в последнее время очень много разговоров.

Детство и юность: от ГУЛАГа до Арбата

Коллеги жалели и уважали Олега Ефремова и до сих пор отзываются о нём как о друге, готовом помочь в трудную минуту. Олег Николаевич Ефремов родился в Москве 1 октября 1927 года. Отец Николай Иванович работал обычным бухгалтером, а мама Анна Дмитриевна была домохозяйкой.

Рос Олег в большой коммуналке на Арбате, тогда многие так жили. Николай Иванович долгое время работал бухгалтером в закрытой системе ГУЛАГа, брал семью с собой, а потому часть детства будущий актер проводил на территории северных лагерей Воркутлага, где довольно близко познакомился с законами и жаргоном криминального мира, а также с суровым заполярным климатом. Не самая хорошая «школа жизни» для подростка. Но отцу не приходилось выбирать, нужно было работать, а долгое время жить без семьи не хотелось.

Во дворе дома на Арбате Олег сильно сдружился с приёмным сыном писателя Булгакова Серёжей Шиловским и часто бывал у приятеля в гостях. Само собой, будучи ребёнком, Олег тогда не понимал, какой великий человек папа Серёжи. Осознание и гордость за такое знакомство пришли гораздо позже.

Олег Николаевич Ефремов, советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, педагог и театральный деятель
Олег Николаевич Ефремов, советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, педагог и театральный деятель

В детстве Олег Ефремов посещал драматический кружок при Доме пионеров, как и многие дети того времени. Но любовь к театру у юного дарования была особенно сильной. Уже тогда Ефремов представлял, как бы он поставил тот или иной спектакль, или как сыграл какую-то запоминающуюся сцену. Он даже сам мастерил какие-то необычайные декорации, что-то вырезал из бумаги, из картона делал ширмы, из старой одежды сам шил костюмы, разыгрывал с друзьями небольшие сценки.

В 1949 году Ефремов окончил Школу-студию МХАТ. Отдельной историей в биографии Ефремова стал шокирующий факт, что на службу во МХАТ его, поклонника Станиславского, не приняли. Именно тогда он стал актером Центрального московского детского театра, пронеся через всю жизнь трепетное к нему отношение.

Но именно с 1949 года Олег Ефремов, чтобы хоть как-то приблизиться к МХАТу, стал преподавателем актерского мастерства в самой престижной для начинающих актёров Школе-студии МХАТ. За всё время Олег Ефремов подготовил несколько замечательных как актерских, так и режиссёрских курсов. Впоследствии стал профессором и по совместительству заведующим актерского факультета.

Курс Олега Ефремова в Школе-студии МХАТ, 1945 год
Курс Олега Ефремова в Школе-студии МХАТ, 1945 год

Карьера Ефремова как актёра кино

“У меня в театре больше возможности открыться. В театре не схалтуришь, там дублей нет”.

Дебют Олега Ефремова как актёра кино состоялся в фильме «Первый эшелон», снятом в 1955 году. С тех пор Ефремов стал регулярно сниматься в фильмах, и каждая его роль на киноэкране становилась настоящим событием для многомиллионной публики кинозрителей. Удивительно, но на экране Ефремов смотрелся замечательно. Многие актёры, впервые увидев себя в кино, были недовольны, чего нельзя сказать о Ефремове.

Однако сам он отдавал предпочтение именно театральным ролям, хотя многие кинорежиссёры приглашали его на съёмки. Среди самых заметных его ролей — фильмы «Живые и мертвые» (1964), «Три тополя на Плющихе» (1967), « Гори, гори, моя звезда» (1969), комедии « Айболит-66» (1966), « Берегись автомобиля» (1966 г.). Остаётся только догадываться и сожалеть о его несыгранных ролях в кино.

Олег Ефремов в роли таксиста Саши в фильме «Три тополя на Плющихе», 1967 год
Олег Ефремов в роли таксиста Саши в фильме «Три тополя на Плющихе», 1967 год

Александра Пахмутова долго отказывалась писать песню к фильму «Три тополя на Плющихе». Согласилась при том условии, что во время песни будут показывать Олега Николаевича крупным планом – видимо, Пахмутова высоко оценивала актёрское мастерство Ефремова. Режиссёр не смог отказать. Так появилась на свет замечательная песня «Нежность». Роль таксиста Саши, пожалуй, одна из самых ярких ролей Ефремова, раскрывшего телезрителю человека простого, но с глубокой душой и светлой грустью.

А в фильме «Берегись автомобиля» вначале именно Ефремову предложили роль добродушного Деточкина, но поскольку в любой роли у Ефремова просматривался волевой характер, то было принято решение, что скромного Деточкина сыграет Смоктуновский, а Ефремову больше подойдёт роль следователя.

Была у Ефремова ещё одна потрясающая способность, за которую его очень ценили кинорежиссёры. Какую бы роль он ни играл, собственно, самой игры не было видно. Складывалось впечатление, что снимают человека в жизни, настолько естественно держался актёр перед камерой и настолько сильно «вживался» в образ. Можно сказать, преображался. Он был то просто таксистом, то следователем, а в роли Айболита он стал настоящим доктором для зверей – добрым, одновременно строгим и несколько наивным.

Одна из самых звёздных ролей Олега Ефремова - следователь Максим Петрович Подберёзовиков в превосходном фильме «Берегись автомобиля», 1966 год
Одна из самых звёздных ролей Олега Ефремова – следователь Максим Петрович Подберёзовиков в превосходном фильме «Берегись автомобиля», 1966 год

Предательство «Современника» и мечта всей жизни — МХАТ

В 1956 году Олег Ефремов, собрав вокруг себя студентов и выпускников школы-студии, единомышленников, своих сверстников и учеников, организовывает Студию юных актеров, которая впоследствии становится знаменитым московским театром «Современник», а он сам становится его актёром и, конечно, первым режиссером.
Не всем советским руководителям нравилась новаторская система работы в театре.

Зрители обожали «Современник», но денег, выделяемых из бюджета, едва хватало на некоторые декорации, а от занавеса этот театр и вовсе отказался. Что ещё больше сблизило творческие постановки со зрителем, аншлаги были всегда. С 1970 года сбылась мечта — Олега Ефремова пригласили во МХАТ. Актёры «Современника» восприняли его уход как предательство.

Поручилась за Ефремова, злоупотребляющего спиртным, министр культуры Е.А. Фурцева. Со слов Олега Табакова, именно она дважды спасала Ефремова: в первый раз от увольнения, а затем походатайствовала, чтобы гениальный режиссёр «вдохнул жизнь» во МХАТ.

Первое здание театра «Современник»
Первое здание театра «Современник»

Стоит отметить, что МХАТ к тому времени был не в лучшем состоянии с точки зрения как популярности у любителей театра, так и в плане отношений внутри театрального коллектива. Да, вроде бы и ведущий театр, но глубоко закосневший: ни режиссёры, ни сами актёры не могли раскрыться полностью, репертуарная политика была непродуманной, театр терял зрителей. Театр нужно было выводить из кризиса. Фурцева знала упрямый характер Ефремова, его новаторские способности, и понимала, что «реанимировать» театр может только Ефремов.

Сам Ефремов называл труппу «террариумом единомышленников». Когда он стал руководителем, труппа разбилась на два лагеря: «ефремовский» и «антиефремовский». Сначала разделение было негласным, затем театр претерпел официальные реформы. Так образовалась отдельная студия, где Ефремов стал актером и главным режиссёром МХАТ имени А.П.Чехова. К тому времени Ефремов нередко злоупотреблял спиртным. А впрочем, к моменту прихода Ефремова во МХАТ многие актёры тоже «заливали» тоску по былому величию МХАТа.

Олег Ефремов в роли Бороздина и Игорь Кваша в роли Володи в спектакле по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», 1966 год / © Михаил Озерский / РИА Новости
Олег Ефремов в роли Бороздина и Игорь Кваша в роли Володи в спектакле по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», 1966 год / © Михаил Озерский / РИА Новости

Личная жизнь не главное, главное — это театр

Обладая обычной внешностью, далеко не красавец, Ефремов умел покорять женские сердца и был ужасно влюбчив. Однако впоследствии дочь писала о нём:

“Отец всегда стремился только к одному – к одиночеству”.

Видимо, такая судьба у театрального гения – понемногу любить женщин, но самой настоящей любовью Олега Ефремова навсегда остался театр. Первым детским увлечением Ефремова была девочка Таня Ростовцева, когда они оба учились в школе. Олег странным образом привлекал к себе внимание юной красавицы, кидая ей в открытые окна детские резиновые соски, наполненные холодной водой из колонки.

Конечно, один из незатейливых «снарядов» попал в кого-то из взрослых, на том роман и завершился. Скорей всего для Ростовцевой так было лучше, потому что, повзрослев, она вышла замуж за другого знаменитого актёра – Юрия Никулина, человека верного и надёжного, более подходящего для семейной жизни.

Олег Ефремов превыше всего ставил свою работу
Олег Ефремов превыше всего ставил свою работу

Бесконечные романы и алкоголь привели к тому, что первая законная супруга Ефремова Лилия Толмачёва просто от него ушла. Что, впрочем, ненадолго огорчило «брошенного» мужчину. Молодых актрис, готовых утешить Ефремова, всегда было немало.

В 1955 году Олег Ефремов знакомится с Ириной Мазурук, 19-летней внучкой известного полярного лётчика. Молодые люди решили отношения не регистрировать, однако у них рождается дочь Анастасия. Этот брак стал настоящей драмой в личной жизни обоих супругов. Постоянные измены Ефремова привели к подобной мести со стороны Ирины. А вот этого Ефремов простить не мог и ушёл. Женщина даже пыталась покончить с собой, но ни мужа вернуть не получилось, ни доказать ему, что такое боль измен.

Неприятный момент случился на свадьбе Олега Даля. Олег Ефремов, который не был приглашён на торжество, в подпитии явился на свадьбу Даля и Дорошиной и заявил, что невеста любит только его, потому что они много раз сходились и расходились. А сейчас она назло ему выходит замуж. Через пару месяцев молодожёны расстались.

Олег Ефремов и Нина Дорошина
Олег Ефремов и Нина Дорошина

Сам Даль был глубоко разочарован как в женщинах, так и в жизни. Если он и обижался на Ефремова, то тщательно это скрывал. Но после развода его характер сильно испортился, что привело к пьянству и проблемам в театре.
Дольше всех, целых 12 лет, измены мужа выдержала Алла Покровская, последняя официальная супруга Олега Ефремова. От этого брака родился сын Михаил, который впоследствии тоже стал актёром и, похоже, унаследовал скверный характер отца в плане отношения к женщинам и к жизни в целом.

“Я могу сниматься в любом состоянии. Другое дело, как меня воспринимает съёмочная группа в любом состоянии” – так при жизни говорил Олег Ефремов.

Похоже, сын Михаил решил следовать по стопам отца, что привело к трагическому ДТП и смерти человека. Замечательный актёр Михаил Ефремов и человека загубил, и себе жизнь сломал, получив самый настоящий срок с отбыванием в колонии. Он не пытался скрыться с места происшествия и, похоже, сам не понимал, что случилось. На этот раз русское «авось» сильно подвёло, ведь это была не первая поездка в нетрезвом виде.

Алла Покровская с сыном Михаилом Ефремовым и внуком Никитой
Алла Покровская с сыном Михаилом Ефремовым и внуком Никитой

Театр умереть не может

Борец за реформы в театральном мире Олег Ефремов всё-таки добивается поставить «Чайку» так, как он видит. Однако бюрократические запреты не позволили этой постановке состояться на сцене при жизни актёра. Лишь через несколько месяцев после смерти Ефремова состоялась премьера. По отзывам зрителей и критиков ефремовская «Чайка» стала шедевром театрального искусства.

О своей болезни, раке лёгких, Ефремов знал на протяжении нескольких месяцев, но ни один курс назначенного лечения им не был пройден до конца. Олег Николаевич Ефремов скончался 24 мая 2000 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище неподалёку от могилы Чехова и Станиславского, искусству которого Ефремов всю жизнь поклонялся.

Возможно, такова участь гениев — отдать жизнь искусству, не найдя своего простого человеческого счастья. Сложно судить таких людей, да и стоит ли?

МУСАГЕТ
Добавить комментарий