Все не то, чем кажется – тайны картины Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой»

Искусство

Картина «Девушка с жемчужной сережкой» была написана около 1665 г. голландским художником Яном Вермеером. На полотне изображена молодая женщина в экзотическом тюрбане и с большой жемчужной сережкой в ухе.

Этот портрет вот уже четыре столетия притягивает к себе внимание историков и искусствоведов. Ведь по количеству загадок картина вполне может посоперничать со знаменитой «Джокондой». 

Дочь Вермеера или собирательный образ женского идеала?

Я думаю, в первую очередь искусствоведы, когда берутся за изучение портрета, пытаются установить личность изображенного на картине человека. Вермеер не оставил никаких сведений о том, кто позировал ему.    

Возможно, это была дочь художника. Некоторые исследователи склоняются к этой версии. Однако есть одна нестыковка – на момент написания портрета дочери Вермеера было не больше 12 лет. На холсте же мы видим молодую женщину. Вряд ли мастер пошел по сложному пути и «накинул» портрету лишних годов. В этом случае он нашел бы более подходящую натурщицу. 

Еще одна догадка – супруга, которая позировала Вермееру для нескольких полотен. Но опят нестыковка в возрасте. Девушка с серьгой слишком молода для жены художника.

Ян Вермеер «Девушка с жемчужной серёжкой»
Ян Вермеер «Девушка с жемчужной серёжкой», около 1665 года
Местонахождение: Художественная галерея Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды

Распространенная версия, растиражированная благодаря одноименному роману и фильму (да-да, по картинам великих художников пишут книги и снимают кино), – натурщицей была служанка или любовница мастера. Возможно, служанка и любовница – одно лицо. Однако исследователи опровергают эту догадку. Во-первых, Вермеер, скорее всего, был верен супруге, т.к. в семье родилось 15 детей. Во-вторых, сословное деление в то время жестко регламентировало положение слуг и господ. Вряд ли простая девушка могла оказаться так близко к хозяину. 

Долгое время считалось, что портрет Вермеера – это изображение не реального человека, а идеала женской красоты. У портрета простой черный фон, тогда как на других полотнах Вермеер всегда изображал людей на фоне стен или драпировок. А также у девушки нет ресниц и бровей.

Однако современные исследования картины под микроскопом и при помощи рентгеновских лучей доказывают, что ресницы и брови у девушки были, но краска со временем стерлась. Вместо черного фона художник изобразил зеленую полупрозрачную ткань (были обнаружены синие и желтые пигменты) поверх темной краски, но с годами цвет верхнего слоя потерял насыщенность.

На этой картине изображена жена Вермеера. Она явно старше девушки с серёжкой Ян Вермеер «Женщина, держащая весы», 1662-1663 годы Местонахождение: Национальная галерея искусства, Вашингтон, США
На этой картине изображена жена Вермеера. Она явно старше девушки с серёжкой
Ян Вермеер «Женщина, держащая весы», 1662-1663 годы
Местонахождение: Национальная галерея искусства, Вашингтон, США

Поддельная жемчужина 

Главную деталь картины, ту самую жемчужину, Вермеер нарисовал последней. Для изображения сережки он сделал несколько мазков свинцово-белой краской. Вот только вряд ли сережка являлась жемчужиной. Она слишком большая для настоящего жемчуга. Специалисты по историческому костюму и ювелирным украшениям утверждают, что подобное украшение если и существовало, то его могли позволить себя только очень богатые люди.  

Возможно, Вермеер намерено увеличил размер сережки, чтобы сделать эту деталь портрета более выразительной. Но эту версию недавно опроверг в своей статье профессор теоретической астрономии Винсент Ике. По его мнению, свет, отражаемый на нарисованном украшении, не соответствует отражению на настоящей жемчужине.  

Серьга в ухе девушки больше напоминает поддельный стеклянный жемчуг, который в то время поставлялся из Венеции и был в Европе распространенным явлением. Украшение могло быть семейной реликвией Вермееров, т.к. подобная жемчужина встречается еще на восьми полотнах голландского мастера. А может, серьга – это лишь фантазия художника. Исследователи картины так и не смогли разглядеть контур жемчужины и крепление сережки к уху.

Свет, отражаемый на нарисованном украшении, не соответствует отражению на настоящей жемчужине
Свет, отражаемый на нарисованном украшении, не соответствует отражению на настоящей жемчужине

Замысловатая одежда 

Добавляет путаницы и одежда девушки на портрете. Известно, что Вермеер очень тщательно подбирал материал для работы и старался добиться в портретах реалистичности. Мне кажется, что картины Вермеера в сравнении с живописью того времени вообще выделяются почти фотографической реалистичностью. 

Чтобы добиться нужного цвета, художник заказывал очень дорогую краску даже тогда, когда был стеснен в средствах. Он мог долго подбирать реквизит, пробовать разные холсты. На портрете девушка изображена в экзотической одежде. В XVII в. восточный тюрбан и халат не были редкостью в Европе. Но Вермеер изобразил тюрбан необычной формы, который тогда не носили. 

Не совсем понятна и одежда девушки. Рубашка это, платье или халат? Художник как будто намерено скрыл это. Кроме того, одежда нарисована размыто, тогда как лицо изображено очень четко. Портрет – будто игра воображения, фантазия автора, которую он передает зрителю.

у девушки нет ресниц и бровей. Они были, но краска со временем стерлась
у девушки нет ресниц и бровей. Они были, но краска со временем стерлась

За четыре века «Девушка с жемчужной сережкой» так и не раскрыла своих тайн. Исследователи, конечно, не оставляют попыток дать ответ на все загадки Вермеера. Но мне кажется, что главная ценность картины заключается именно в этой игре воображения и реальности.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий