«Впечатление. Восходящее солнце» – картина, вызвавшая восторг и презрение

Искусство

У знаменитого живописца Клода Моне есть немало удивительных картин, признанных шедеврами. Тем не менее особенный интерес исследователей и ценителей творчества художника привлекает работа «Впечатление. Восходящее солнце». Мне приходилось слышать разные мнения об этой картине.

Одни говорят, что это поистине завораживающее произведение искусства, которое «затягивает» в себя. Другие же считают эту работу живописца блеклой и совершенно неинтересной. Однако судьба картины напоминает приключенческую историю. «Впечатлению…» суждено было стать в один ряд с теми работами, которые имеют богатую историю, не ограничивающуюся лишь одним написанием и размещением в выставочных залах. Что же открывает нам творение Моне? И что известно о судьбе картины?

Создание картины

Клод Моне был признанным мастером импрессионизма. В этом жанре основное внимание уделяется впечатлениям и эмоциям живописца. в своё время импрессионизм находился на пике популярности. Ценители картин импрессионистов говорят: не стоит рассматривать отдельные детали изображения (они покажутся размытыми и нечёткими) – необходимо оценить образ в целом.

Своё знаменитое творение «Впечатление. Восходящее солнце» Моне написал в 1872 году. В качестве натуры художник использовал вид старого аванпорта в Гавре. Примечательно, что именно это творение задало тон всем импрессионистическим полотнам. Оно заложило основы импрессионизма.

Кстати, даже в самом описании жанра, подразумевающего передачу эмоций на холсте, заложено то самое слово, которое присутствует в названии картины – «впечатление». Мы действительно знакомимся с впечатлением мастера от определённого пейзажа. Здесь нет детально прописанных мелочей, каких-либо чётких образов, зато присутствует дух лёгкости, сила воображения и особое восприятие мира.

Пьер-Огюст Ренуар «Портрет художника Клода Моне», 1875 год Местонахождение: Музей д'Орсэ, Париж, Франция
Пьер-Огюст Ренуар «Портрет художника Клода Моне», 1875 год
Местонахождение: Музей д’Орсэ, Париж, Франция

Образ-впечатление

Именно эти особенности критики и публика отметили на выставке, где полотно появилось впервые. Через два года после написания картины Моне представил её зрителям в бывшей мастерской фотографа Надара. Именно тогда журналист Луи Леруа опубликовал статью, после которой все подобные произведения искусства стали называть картинами в жанре импрессионизма. «Впечатление. Восходящее солнце» задала тон целому направлению в живописи. Сам Моне так рассказывал о создании своей работы:

«Для меня солнечный свет был источником вдохновения, каждая секунда восхода солнца уникальна и неповторима. В то утро я вскочил с постели, чтобы поймать неуловимое. На восходе освещение постоянно меняется, его нужно писать сразу же, каждый оттенок».

Он говорил, что многие художники способны в студии воссоздавать увиденные образы. Конечно, такое мастерство заслуживает уважения, но в импрессионизме важны первые впечатления, то самое мимолётное чувство, которое охватывает человека при первом взгляде на определённый пейзаж, образ. При этом сам художник вряд ли осознавал значимость своего творения. Он и представить не мог, что в тот момент писал не просто картину, а создавал новое направление в живописи. Как сказал Моне:

«Я просто писал, еле поспевая за светом, для меня эта работа была очередной, которую не удастся продать».
Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце», 1872 год Местонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция
Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце», 1872 год
Местонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция

Украденный шедевр

Кстати, далеко не все были в восторге от необычной работы Моне. Сам мастер считал своё творение посредственным, хотя и дорогим для себя. Что интересно, его невысокое мнение разделял и тот самый журналист Леруа, который отмечал, что даже самые скромные обои смотрелись бы более эффектно, нежели это «Впечатление…».

Но сказать, что импрессионистический шедевр Моне остался невостребованным, нельзя. На протяжении нескольких лет он был гордостью музея Мармоттан в Париже. Однако в 1985 году полотно было украдено. Неизвестные грабители похитили не только картину Моне, но и произведения других мастеров.

При этом у преступников явно были прекрасный художественный вкус и великолепная осведомлённость о стоимости украденных работ – из музея пропали лишь самые ценные экспонаты. К счастью, полотно было найдено в заброшенном доме небольшой деревушки. Через шесть лет оно снова вернулось в музей.

Украденное в 1985 году полотно через шесть лет вернулось в музей / europe1.fr
Украденное в 1985 году полотно через шесть лет вернулось в музей / europe1.fr

Восход или закат?

Помимо кражи, с «Впечатлением. Восходящее солнце» была связана и другая запутанная история. Некоторые искусствоведы отметили, что на картине присутствует «эффект Луны», а значит, изображён здесь вовсе не восход, а закат солнца. Получается, Моне решил «надуть» зрителей, выдавая своё произведение за изображение восходящего светила? Как оказалось, нет. Исследователи изучили ряд снимков, сделанных в том месте, где Моне писал свой шедевр. Выяснилось, что момент, запечатлённый на знаменитой картине, мог был воспроизведен лишь после 7 часов, но никак не позже 9 часов утра.

На протяжении долгого времени слово «импрессионизм», используемое по отношению к картинам, едва ли не приравнивалось к ругательству. Те не менее художники, работавшие в этом жанре, спокойно относились к издёвкам и упрёкам. Они словно бы знали, что пройдёт ещё несколько лет – и творения направления импрессионизм будут одними из самых популярных и востребованных работ. Они полностью изменили восприятие искусства и каноны живописи. Как писал живописец Камиль Писсаро о Клоде Моне:

«Он освободил мое сознание».
Солнце на картине Моне запечатлено во временном промежутке между семью и девятью часами утра
Солнце на картине Моне запечатлено во временном промежутке между семью и девятью часами утра

Вот таким оказалось «Впечатление…» Клода Моне. Этот художник действительно заложил прочный фундамент импрессионизма. Картина «Впечатление. Восходящее солнце» подвергалась резкой критике, вызывала осуждение и даже пренебрежение, однако художник отражал собственное видение – искреннее и мгновенное восприятие увиденного. Именно его «Впечатление…» доказало, что кисти и краски способны передать максимум эмоций мастера.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий