Война как варварство – как Василий Верещагин создал «Туркестанскую серию»

Искусство

В 60-х гг. XIX в. Василий Верещагин служил прапорщиком в войсках К.П.Кауфмана, который был не только командующим русской армией в Средней Азии, но и генерал-губернатором Туркестана.

Верещагин участвовал в нескольких битвах, был ранен, за оборону Самарканда получил Орден Святого Георгия и другие награды. Под впечатлением от службы, возвратившись домой, Верещагин написал знаменитую «Туркестанскую серию». 

Солдат-художник 

Во время службы молодой художник много путешествовал по южным регионам, охваченным войной. Но он не только следовал за войсками, а активно участвовал в боевых действиях, что позволяло ему прочувствовать нерв войны и точно передать его на своих полотнах. Верещагин буквально с натуры зарисовывал батальные сцены. Он создал множество этюдов всего, что видел на пути: разрушенные крепости, разграбленные поселки, разбитое оружие. 

Но особенно Верещагин старался запечатлеть лица людей. Причем самых разных национальностей, иногда рисовал целые семьи в национальных костюмах, предметы быта, животных. Вместе с тем он восхищался красотой южных пейзажей. Рядом со сценами битв в его альбоме появлялись зарисовки бескрайних степей, бурных рек и скрывающихся в сиреневой дымке величественных гор. Если посмотреть на его полотно, то даже чувствуется знойный южный воздух.

Возможно, именно этот контраст определил главную тему его туркестанских картин – протест против дикости и варварства, которые разрушали всю эту красоту, истребляли самобытные общины. 

Василий Васильевич Верещагин «Апофеоз войны», 1871 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Василий Васильевич Верещагин «Апофеоз войны», 1871 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Чтобы объединить все свои зарисовки в одну серию, Верещагину потребовалось 2 года. Он написал 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка. Эти работы не только о войне, хотя самой популярной и в то же время глубокой и неоднозначной является картина «Апофеоз войны». В коллекции также много полотен из жизни южных народов. В «Туркестанскую серию» вошла и подсерия картин «Варвары», посвященная исключительно теме войны. 

От небывалого успеха до всеобщего осуждения 

В 1874 г. в Москву из Петербурга специально посмотреть на «Туркестанскую серию» прибыл Павел Третьяков. Он вспоминал:

«Я был счастлив, что надежды мои не обманулись. Это действительно, что-то новое, ценное, оригинальное…».

В картинах Верещагина поражают не столько сюжеты (хотя и они были неожиданными и достаточно смелыми), сколько детали: отрубленные головы пленных, груда черепов, женщина в черной парандже и т.д. Современники, присутствовавшие на выставке, вспоминали, что эти образы надолго врезались в память.

Одна из картин Василия Васильевича Верещагина из подсерии «Варвары» - «Нападают врасплох», 1871 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Одна из картин Василия Васильевича Верещагина из подсерии «Варвары» – «Нападают врасплох», 1871 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Туркестанская коллекция принесла Верещагину невероятный успех. Художнику тут же присвоили звание профессора живописи, а соперником в споре за приобретение картин с Третьяковым выступал сам император Александр II. Верещагину был обещан ежегодный пенсион в размере 6000 рублей. Правила хорошего тона требовали, чтобы художник не продавал, а подарил картины (или хотя бы несколько картин) монаршей семье. Верещагин колебался, думал, как лучше поступить, но дальнейшее развитие событий определило все за него. 

Среди художников нашлось немало завистников, которые болезненно восприняли успех своего коллеги. Они негативно высказывались о картинах, называли сюжеты антипатриотичными. Верещагин, мол, «изображал пленных, убитых и растерзанных русских солдат, издевался над нашими славными победами»«Где ликование победы над врагом, где доблесть русского оружия?!», – возмущались они. 

На задний план отошла темы войны как варварства, с которым нужно покончить – смысл, которым Верещагин наделил свою серию. К критикам присоединились чиновники, увидев в травле «художника-антипатриота» возможность выслужиться перед начальством. Доходило до абсурда. Верещагин так и не получил обещанный пенсион и профессорское звание, по мнению особо изобретательных наветников, из-за того, что «ему было стыдно брать награды за такую работу».

Василий Васильевич Верещагин «О войне», 1873 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Василий Васильевич Верещагин «О войне», 1873 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Верещагин даже подумывал сжечь свои картины. Но, к счастью, нашлось немало тех, кто поддержал художника, неожиданно попавшего в опалу. Братья Третьяковы все-таки уговорили мастера продать им коллекцию целиком. Они купили «Туркестанскую серию» за 92000 рублей и перевезли ее в Москву. Вполне возможно, что они не просто пополнили свое собрание картин, а спасли бесценные произведения искусства от уничтожения.

На обложке: Фрагмент картины Василия Васильевича Верещагина из подсерии «Варвары» – «Представляют трофеи», 1872 год. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий