Советская батальная живопись, как и сама Красная Армия, рождалась в бурные годы Гражданской войны. Именно те времена вдохновляли мастеров на создание совершенно новых, прежде невиданных шедевров. Одним из них стала картина Митрофана Грекова «Тачанка».
Мчащиеся кони, сила и скорость, стремительное движение и уверенность в победе – всё это можно увидеть на полотне Грекова. Но главной идеей автора была вовсе не демонстрация одного из эпизодов Гражданской войны. Замысел оказался гораздо глубже. Греков не только виртуозно продемонстрировал динамичность и силу, но и сумел превратить свою «Тачанку» в само олицетворение Красной Армии. Что же известно об авторе? И как он создал свою знаменитую картину?
Прирождённый баталист
Митрофан Греков принадлежал к тем живописцам, которые уже в юные годы понимают, какой жанр является их родной «стихией». Сын казака, Греков в юности пошёл учиться в Одесское художественное училище, после чего отправился в Петербург. Его наставниками были Илья Репин и Франц Рубо. Именно последний отметил, что его ученик проявляет необыкновенные способности к батальной живописи. Сам же Греков, который действительно любил писать картины с эпизодами сражений и войн, также с удовольствием придерживался привычной линии.
Уже тогда, во время учёбы, Рубо доверил молодому художнику работу над своими панорамами «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва». Помощь Грекова оказалась действительно бесценной для его учителя, а потому вскоре Рубо посоветовал молодому баталисту подумать о самостоятельно созданных работах.
В 1911 году Митрофан Борисович написал картину «Волы в плугу», за которую на конкурсе в Петербургской академии художеств был удостоен звания художника. Несмотря на то, что в ней как раз не было баталий и драм, комиссии, рассматривавшей конкурсные работы, полотно Грекова пришлось по душе – в картине не было ни малейшего технического изъяна. А главное – имелся замысел, который поражал своей глубиной. Кстати, эта особенность сохранится в произведениях Грекова и в последующие годы.

И художник, и боец
Во время Первой мировой войны Митрофан Греков принял участие в нескольких сражениях. Военные походы и фронтовые дороги нашли отражение в его творчестве. Он был полон впечатлений и идей. Художник, увидевший своими глазами войну, мог показать её как никто другой.
А потом наступила огненная пора Гражданской войны. Митрофан Борисович вступил добровольцем в ряды Красной Армии, и с той поры его творчество было неразрывно связано с нею. Современные скептики могут сказать, что живописец занимался обыкновенной пропагандой. Но это крайне поверхностное суждение.
Во-первых, надо понимать, какими временами были те годы. В народе царило острое желание перемен, эпоха была страшной, но по-своему прекрасной. Во-вторых, Греков, как любой творческий человек, особенно ярко чувствовал, насколько «осязаемо» меняется жизнь – прямо на глазах тех, кто, по сути, и вершил историю. А в-третьих, Красная Армия действительно стала второй семьёй для живописца, а потому неудивительно, что именно ей были посвящены многие его работы. Уже в послевоенные годы Греков писал:
«События так волновали, так захватывали, что нельзя было не писать. Несколько месяцев я находился в полосе фронта, в непосредственной близости к боям. Это дало мне возможность наблюдать боевые движения войск, познакомиться с характерными особенностями гражданской войны и красных частей».

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Та самая «Тачанка»
У истоков советской батальной живописи стоял именно он, Митрофан Греков. Свою знаменитую «Тачанку» он написал в 1925 году. Эта картина показывает, насколько Греков стремился продемонстрировать самую суть событий. Он не останавливается на мелочах, хотя они тоже важны – однако общее впечатление от образов создаёт неповторимое ощущение. Посмотрите на картину. Прямо перед нами четвёрка лихих коней, запряжённая в боевую тачанку, мчится по степи. Надо признать, что прямо-таки ощущается зной летнего полудня и кажется, что с картины вот-вот донесётся горячий ветер.
Каждый конь прекрасен по-своему. Все они разные, однако в изображении невольно ощущается их единство – не только друг с другом, но и с самой тачанкой. А ведь это грозное оружие, использовавшееся при наступлении конармейских частей, было воспето многими творцами. И всё-таки Греков превзошёл всех. На его картине показан не просто один из фрагментов боя, а символ.
Взгляните на «Тачанку». Что чувствуется даже при мимолётном взгляде на неё? Сила и скорость. Поразительная динамика, которая виртуозно изображена здесь, словно бы подчёркивает, с какой стремительной быстротой способны продвигаться красноармейцы, занимая новые участки и одерживая победу за победой. «Тачанка» Грекова – не просто конная боевая повозка. Это олицетворение могущества и силы Красной Армии, которая мчится вперёд – великая, непобедимая и сильная. Очень точно о картине сказал писатель Борис Полевой:
«Грековская «Тачанка» продолжает и сегодня, в век атома, ракет, лазеров жить в сознании людей моего поколения как символ непобедимости духа народа, защищающего свою землю, свои идеи, своё право строить жизнь по-своему, в мире со всеми народами».

Местонахождение: Государственный военно-технический музей, Черноголовка, Россия
Есть картины особенные, неповторимые, такие, которые забыть действительно невозможно. «Тачанка» Митрофана Грекова принадлежит именно к таким шедеврам. С этой картины и других произведений этого автора начинала жизнь советская батальная живопись, в которой особенное место отводилось событиям Гражданской войны. Вот только Грекова превзойти не смог никто.