Вольнодумец, хулитель и великий мудрец – за что церковники ненавидели Омара Хайяма?

Искусство

Несмотря на обилие талантов, которых знает история искусства, даже среди них далеко не так много совершенно уникальных людей. Одним из них является Омар Хайям. Человек разносторонне одарённый, он, подобно русскому Михаилу Ломоносову, оставил ярчайший след в истории.

Большинство из нас знает Хайяма как выдающегося поэта, вершиной творчества которого стали рубаи – четверостишия с глубоким философским смыслом, которые не теряют актуальности даже сегодня. Но в первую очередь этот человек был учёным, который сумел добиться немалых успехов в математике, астрономии, истории, литературе и даже кулинарии. В те времена, когда на востоке не поощрялось свободомыслие, Омар Хайям не боялся озвучивать собственные идеи и порой крайне смелые мысли. Так каким же был этот человек? Почему он предпочёл одиночество? И за что его возненавидели религиозные догматики?

Великий мудрец

Несмотря на то, что сегодня едва ли не каждому человеку известно имя Омара Хайяма, и в наше время находятся личности, которые сомневаются, мог ли такой человек существовать на самом деле. Причина таких сомнений кроется в выдающихся достижениях Хайяма, которые затрагивают самые разные области человеческой деятельности. Дескать, не мог один человек быть столь талантливым и разносторонним.

Но давайте вспомним других гениев – например, уже упомянутого Михаила Ломоносова или Леонардо да Винчи. А ведь эти люди тоже отличились далеко не в одном направлении. Не стоит считать, что человек способен проявить себя лишь в искусстве или науке. Порой в наш мир приходятся совершенные гении, уникальные личности, таланты которых не поддаются пониманию простого обывателя. И одним из таких людей был Омар Хайям.

Александр Михайлович Венедиктов «Портрет Омара Хайяма»
Александр Михайлович Венедиктов «Портрет Омара Хайяма»

Удивительный ребёнок

В 1048 году в иранском городе Нишапуре на свет появился мальчик, которому суждено было войти в историю как одному из величайших мудрецов человечества. Омар Хайям принадлежал к древнему уважаемому роду, большинство представителей которого были ремесленниками. Уже с ранних лет мальчик поражал родителей и соседей особенным аналитическим умом, способностью анализировать и принимать взвешенные «взрослые» решения. Также юного Хайяма отличали усидчивость, любознательность, стремление к получению новых знаний.

Рано научившись читать, Омар в восьмилетнем возрасте выучил Коран, причём уже в это время пытался объяснять некоторые постулаты священной книги мусульман. Маленький Хайям обладал даром красноречия, причём на протяжении всей своей жизни старательно развивал ораторские способности. Он уже в ранние годы заметил, какое сильное влияние слова порой оказывают на людей.

Иранский город Нишапур - родина Омара Хайяма / ru.m.wikipedia.org
Иранский город Нишапур – родина Омара Хайяма / ru.m.wikipedia.org

В поисках средств

Став старше, юный Омар начал изучать иранское законодательство и философию. Он был одним из самых способных юношей своего времени. Многие люди, которым пришлось лично общаться с Хайямом, отмечали, что даже в подростковом возрасте он проявлял поразительные для своего возраста качества. Умный, деликатный и безгранично талантливый, он привлекал к себе внимание. Уже тогда многие понимали, что со временем Омар превратится в великого человека.

Хайям был ещё совсем юным, когда потерял родителей. Понимая, что необходимо продолжать образование, он продал свой дом и мастерскую отца. Но вырученных средств едва хватило на пару лет. Оставив родной город, молодой человек перебрался в Самарканд, а спустя время переехал в Бухару. Там он работал в книжном хранилище, что благоприятно отразилось на самообразовании Хайяма. Здесь он написал четыре математических трактата. По всей видимости, в начале творческого пути именно математика более прочих дисциплин увлекала Хайяма.

Однако жизнь Омара была крайне непростой. Он с трудом находил время на написание своих трудов. Большую часть времени приходилось посвящать работе, которая обеспечивала его незначительными средствами. Молодые годы Хайяма совпали с сельджукским завоеванием. Его страну ожидали большие потрясения и перемены, которые далеко не всегда были положительными. Как писал сам учёный, серьёзные проблемы имелись даже в научной среде той поры:

«Большая часть тех, которые в настоящее время имеют вид учёных, одевают истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек».
В Бухаре Омар Хайям много и плодотворно работал / iea.org
В Бухаре Омар Хайям много и плодотворно работал / iea.org

Стремительный взлёт

Но в один день судьба вдруг улыбнулась молодому человеку. Однажды с Хайямом встретился придворный чиновник из Исфахана. Он заявил, что был направлен к нему из Сельджукского султаната самим Мелик-шахом, который был наслышан о талантах юноши. Омар был приглашён ко двору, чтобы пополнить штат придворных учёных. Правитель был покровителем наук и считал своим долгом помогать талантливым людям, которые могли бы принести пользу стране.

О таком предложении мечтали многие учёные мужи. Конечно, Омар был обрадован и согласился на столь заманчивое предложение. Такой шанс действительно выпадал один раз на миллион, но стоит признать, что и сам Хайям был далеко не посредственной личностью. Впрочем, многие историки считают, что таланты его едва ли были бы раскрыты, если бы не служба при дворе.

Теперь молодой Хайям начинал совершенно новую жизнь. Перед ним открывались безграничные возможности. Он имел доступ в старинные хранилища и богатейшие библиотеки, он мог заниматься изучением различных наук и проводить собственные исследования. Но главное – ему не нужно было каждый день думать о том, где взять кусок хлеба. При дворе учёные получали достойное жалование, а потому могли полностью посвящать себя любимому делу. Благодаря этому на персидских землях и появлялось огромное число изобретателей, исследователей, великих врачевателей, математиков, астрономов и деятелей искусства.

Сельджукский султан Мелик-шах / az.wikipedia.org
Сельджукский султан Мелик-шах / az.wikipedia.org

Астроном Хайям

Что касается Хайяма, то он решил соединить в себе едва ли не все таланты, которые могут быть у человека. Ему было интересно всё – от движения звёзд в небе до стихосложения, от сложных формул до коллизий прошлого. Неслучайно его называют уникальным учёным. Омар Хайям создал множество научных трактатов, которые по своим темам не были связаны друг с другом.

Омар Хайям интересовался не только математикой, которую полюбил ещё в юные годы. Его большой страстью была и астрономия. На протяжении многих лет учёный следил за движением звёзд. Более того, спустя некоторое время Хайям создал астрологическую систему на основании своих астрономических наблюдений.

Он считал, что у каждого знака Зодиака есть свои гастрономические пристрастия. Он мог составить правильную систему питания для человека, зная лишь дату его рождения. Метод этот в то время считался революционным. Даже в наши дни есть немало людей, считающих такой подход совершенно верным. Услугами Омара Хайяма как астролога пользовались многие знатные люди.

Омар Хайям был и астрономом, и астрологом / xabar.uz
Омар Хайям был и астрономом, и астрологом / xabar.uz

Великий математик

Омар Хайям изучал многие науки, в которых достиг больших познаний и стал влиятельнейшим учёным. Но всё же более прочих дисциплин его увлекала математика. Он проводил анализ теории Евклида, создал собственную систему для вычисления квадратных и кубических уравнений. Хайям занимался доказательством новых теорем, делал сложные расчёты, создавал системы вычисления. Кстати, многие его труды высоко ценятся до сих пор. А календарь, созданный учёным, и сегодня действует в Иране. К слову, у него были очень интересные рассуждения о математических науках:

«Тот, кто считает, что алгебра – это уловка для получения неизвестных, ошибается. Не стоит обращать внимание на то, что алгебра и геометрия отличаются внешне. Алгебра – это геометрические факты…».
Омар Хайям изучал многие науки, в которых достиг больших познаний и стал влиятельнейшим учёным / ms72.ru
Омар Хайям изучал многие науки, в которых достиг больших познаний и стал влиятельнейшим учёным / ms72.ru

Творчество учёного

Большинство современников знали Хайяма как учёного, математика, историка, астронома, однако на протяжении всей своей жизни он занимался творчеством, без которого не мыслил своего бытия. Им было создано множество четверостиший, которые получили название рубаи. В них автор делился своим видением мира, давал советы читателям, размышлял о смысле жизни.

Сказать точно, сколько рубаи написал Омар Хайям, невозможно. С каждым годом число их неизменно возрастает. Не исключено, что авторство Хайяма приписывают творениям, которые появились позднее, но это тоже указывает на популярность поэта.

На сегодняшний день обнаружено более 5000 рубаи, которые приписывают Омару Хайяму. Но, возможно, именем Хайяма подписывались и другие авторы. Не секрет, что на Востоке сурово карались вольнодумство и излишне дерзкие заявления. Чтобы не быть наказанными за богохульство, которое цензоры могли усмотреть в таких афоризмах, менее известные писатели могли подписываться именем Омара Хайяма, который, учитывая его высокий статус, оставался неприкосновенным для недоброжелателей. Интересное, но спорное мнение на этот счёт высказал исследователь Эдвард Грэнвилл:

«Хотя Хайям, несомненно, написал много четверостиший, вряд ли можно с уверенностью утверждать, что он написал хоть одно из приписываемых ему, за исключением нескольких исключительных случаев».
«Рубаи» Омара Хайяма - поэтическая книга мудрости / biographe.ru
«Рубаи» Омара Хайяма – поэтическая книга мудрости / biographe.ru

Философская поэзия

Но едва ли в западном мире афоризмы Омара Хайяма приобрели бы столь большую популярность, если бы не работа, проделанная английским поэтом Эдвардом Фицджеральдом. Однажды в его руках оказалась рукопись с творениями Хайяма. Исследователь сначала перевёл рубаи на латынь, а потом – на английский язык. Уже тогда европейцы были потрясены смелой философией автора рубаи. Хайям призывал читателя не ждать какого-то будущего призрачного счастье – жизнью нужно наслаждаться здесь и сейчас. Неизвестно, писал автор, когда настанет смертный час, а потому нужно успеть порадоваться жизни:

«В глуби небес – бокал, невидимый для глаз;

Он уготован там для каждого из нас.

Поэтому, мой друг, к его краям устами

Прильни безропотно, когда придет твой час».

Кроме того, Хайям затрагивал понятные всякому человеку темы. Он не боялся признаться, что, как и все люди, мечтает о счастье и стремится найти что-то своё в жизни. Хайям был искренним с читателем. Его философия – это не напыщенные проповеди о морали и правильном поведении, смирении и принятии своей участи. Напротив, он говорит с нами как добрый друг и советчик, причём призывает быть смелым и уверенным, жить сегодняшним днём, ибо завтра может перемениться всё:

«Кто мне скажет, что завтра случится со мной?

Буду радовать сердце усладой земной.

Буду счастье искать в этом мире подлунном,

Ибо все мы не вечны под вечной Луной».

Иллюстрация к «Рубаи» Омара Хайяма / leftie.ru
Иллюстрация к «Рубаи» Омара Хайяма / leftie.ru

Поэтические развлечения

Он не принимал религиозных догм, и это можно было вполне трактовать как богохульство. Но люди живо воспринимали идеи Хайяма. Он говорил о простых радостях, о том, что близко всякому из нас. Его труды пробуждали интерес новых поколений к изысканиям Хайяма.

По всей видимости, свои рубаи он писал, так сказать, для развлечения, однако именно они принесли поэту всемирную известность и славу – пусть даже спустя много лет после его смерти. Не исключено, что Омар Хайям, как многие его предшественники и современники, использовал четверостишия в качестве неких наставлений для учеников. Как считают историки, так делали и другие персидские учёные, например, Авиценна, Газали и Туси:

«Эти короткие стихотворения, по-видимому, часто были написаны учёными и исследователями, которые сочиняли их, возможно, в минуты отдыха, чтобы наставить или развлечь узкий круг своих учеников».

Поразительно, но тот, кто в своё время считался учёным, сегодня во всём мире известен прежде всего как великий поэт и автор афоризмов. Хайям стал не только знаменитым мудрецом. Он превратился в некий символ свободомыслия, борьбы с догматизмом  и даже некоторого бунтарства.

Иллюстрация к «Рубаи» Омара Хайяма / toffana.ru
Иллюстрация к «Рубаи» Омара Хайяма / toffana.ru

Произведения для народа

Исследования творчества великого иранца показали, что по меньшей мере 300 стихотворений из найденных сборников были написаны самим Хайямом. Новаторство поэта заключалось не только в выборе тем для творений. В те времена героями поэтических произведений могли становиться лишь знатные люди, вельможи и правители.

Но Хайям писал о простых людях, и это делало его поэзию поистине народной. При этом интересно, что в рубаи нет ни намёка на какие-либо любовные переживания, истории о встречах и расставаниях или большой ревности. Это, скорее, спокойный философский взгляд на мир, который был свойствен человеку, повидавшему и пережившему очень многое.

Рональд Бэлфур. Иллюстрация к «Рубаи» Омара Хайяма, 1920 год
Рональд Бэлфур. Иллюстрация к «Рубаи» Омара Хайяма, 1920 год

Простые люди в Иране того времени в большинстве своём были неграмотными бедняками. Разумеется, ход их мыслей, их надежды и мечты никого не интересовали. Считалось, что высокие устремления свойственны лишь вельможам. Омар Хайям сломал этот устаревший стереотип. Он писал о простых людях и для простых людей. Хайям не использовал сложных конструкций и витиеватого слога, которые были так популярны на Востоке. Нет, напротив, его стихотворения отличались простотой, поскольку были предназначены для народа.

Личность автора

Особый интерес в четверостишиях великого иранца вызывает главный лирический герой его произведений. Это авторское «я» привлекает большое внимание и также разительно отличается от персонажей того времени. Читая рубаи, мы словно бы общаемся с обыкновенным человеком. Он не гордится своими достижениями, не говорит о великих свершениях, но просто и мудро рассуждает о жизни.

Герой не совершил ничего сверхъестественного или выдающегося, но он – прекрасный философ. На основе прожитого опыта он делится впечатлениями и даёт советы более молодым читателям:

«Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало».

Как ярко показывают рубаи, у Омара Хайяма была своя жизненная философия, а его взгляды во многом отличались от общепринятых принципов. Он совершенно не интересовался популярными темами и модными переменами в жизни общества – учёный считал, что эти вопросы не стоят его драгоценного времени. Однако в конце жизни ему пришлось жестоко поплатиться за такое отношение. Но обо всём по порядку.

Эдмунд Дюлак. Иллюстрация к «Рубаи» Омара Хайяма
Эдмунд Дюлак. Иллюстрация к «Рубаи» Омара Хайяма

Дерзкие высказывания

Поскольку в ту пору многие интересовались теологией, на эту тему любил рассуждать и Омар Хайям. Многие его высказывания были не просто скандальными, а даже крамольными. Философ заявлял, что жизнь самого простого человека является большой ценностью.

Он отмечал, что, независимо от положения человека в обществе, важно с уважением относиться к нему. Также Хайям говорил, что Бог и вера вполне способны существовать вне религиозных институтов. Всевышний никогда не покидает человека, даже если тот – большой грешник. Нередко его высказывания были крайне дерзкими и даже в некоторой степени богохульными:

«Коран! Что ж, давай испытаем меня, милая старая книга в ужасном обличье заблуждения. Поверь мне, я тоже могу цитировать Коран. Неверующий лучше всех знает свой Коран. И ты думаешь, что таким, как ты, голодным фанатикам с затуманенными мозгами, Бог дал Тайну, а мне отказал?.. Не смотри наверх, там нет ответа; не молись, ибо никто не услышит твоей молитвы; близкое к Богу так же близко, как и далёкое, и здесь такой же обман, как и там».
Ирина Степанова «Омар Хайям»
Ирина Степанова «Омар Хайям»

Вражда с церковниками

Разумеется, такие слова Хайяма вскоре настроили против него многих священнослужителей. Однако он находился под покровительством самого падишаха, а потому оставался неуязвимым для его врагов-фанатиков.

Кроме того, Хайям с лёгкостью вступал в дискуссии, ведь он знал Коран в совершенстве, а потому мог «заткнуть за пояс» любого из своих оппонентов. Тем не менее и в зрелые годы Хайям считался «вредоносным» элементом, против которого были настроены едва ли не все церковники. Но Омар, вопреки их учениям, призывал людей ценить жизнь и наслаждаться её дарами прямо сейчас:

«Люди говорят о рае – нет рая, кроме этого; люди говорят об аде – нет ада, кроме этого; люди говорят о загробной жизни и будущих жизнях, но нет другой жизни, кроме этой».
Мудрость Омара Хайяма живёт и будет жить в веках / stihimaria.ru
Мудрость Омара Хайяма живёт и будет жить в веках / stihimaria.ru

Одиночество как выбор мудреца

Немалая часть творчества Хайяма посвящена темам любви и дружбы. Не раз он воспевал чувство любви как нечто прекрасное и созидающее, но сам при этом никогда не был женат. Как считают историки, причина этому была очевидна: постоянно находясь под пристальным вниманием церковников, Хайям понимал, что является вольнодумцем и каждый день идёт на новый риск. Он не хотел подвергать опасности своих родных, свою семью, а потому выбрал одиночество.

К сожалению, последние годы иранского мудреца оказались мрачными и безрадостными. После смерти падишаха уже немолодой Омар Хайям стал терпеть притеснения и лишения. Церковники, наконец получившие возможность разделаться со своим противником, устроили гонения на человека, который прославит в веках свою родину.

Изгнанный из дворца, лишённый всяческой поддержки и понимания, Хайям превратился в отшельника. Новому правителю не нужны были талантливые люди и учёные, он не стал оставлять при дворе и Хайяма. Но, несмотря ни на что, до последних дней великий иранец был верен своим идеям. Он прожил долгую жизнь, приняв смерть спокойно и умиротворённо, как и положено мудрецу. Говорили, что накануне своей кончины он совершил омовение, долго молился, а потом просто удалился в одну из комнат своего бедного жилища. А спустя пару часов стало известно, что Омар Хайям покинул наш мир.

Джей Хэмбидж «У гробницы Омара Хайяма», 1911 год
Джей Хэмбидж «У гробницы Омара Хайяма», 1911 год

И сегодня изречения Омара Хайяма (или его подражателей – тут уж разобраться непросто) пользуются огромной популярностью. Несмотря на то, что с момента их написания прошли многие века, эти афоризмы открывают нам истину и большую мудрость человека, создавшего их. Это сокровищница мудрости, которой стоит поучиться всем нам:

«Из всех прошедших этот трудный путь

Вернулся ли назад хоть кто-нибудь?

В дороге ничего не оставляйте –

Обратно не удастся повернуть».

На обложке: Омар Хайям / xabar.uz

МУСАГЕТ
Добавить комментарий