«Воины Апокалипсиса» Васнецова – картина о Конце света

Искусство

В шестой главе Откровения Иоанна Богослова рассказывается о четырёх всадниках, знаменующих Конец света. Что значат, эти загадочные образы, точно неизвестно, и даже в сегодня остаётся множество предположений исследователей, а вот наиболее ярко изображены эти всадники на картине Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса» (в народе её часто называют «Четыре всадника Апокалипсиса»).

Несомненно, каждый из изображённых персонажей, олицетворяет разрушение, зло и смерть, гибель, что настигает человечество. Васнецов, что умел превосходно передавать эмоции людей в былинных и библейских сюжетах, на этот раз в полной мере проявил своё мастерство. Его «Воины Апокалипсиса» поистине завораживают и заставляют вспомнить древние предания. Каким же был путь самой картины? И что за символы изображены на ней?

История картины

«Воины Апокалипсиса» – одно из легендарных полотен знаменитого русского художника Виктора Васнецова. Оно хранится в золотой коллекции Музея музыки, а его история неразрывно связана с именем ещё одного выдающегося человека – Фёдора Шаляпина.

Васнецов написал картину в 1887 году, когда уже являлся почётным членом «Товарищества передвижных художественных выставок». Творение было преподнесено в качестве дара великому певцу. Об этом свидетельствует надпись на картине: “Ф.И. Шаляпину В. Васнецов 1887 г.”.

Свою картину Васнецов подарил великому певцу Фёдору Ивановичу Шаляпину
Свою картину Васнецов подарил великому певцу Фёдору Ивановичу Шаляпину

Хочу отметить, что подобный сюжет не раз изображался на картинах художников самых разных стран. На мой взгляд, всадники Васнецова вышли особенно реалистичными и “говорящими” – каждый из них отражает особые символы и смысл. Используя свои мастерство и неповторимый дар живописца, он сумел передать страх и боль, что явно чувствуются в картине.

Однако история картины «Воины Апокалипсиса» и имя Шаляпина так и остались неразрывными. Через много десятков лет после написания полотна, в 1983 году, дочь Фёдора Ивановича передала полотно Васнецова Музею музыки. Это событие было приурочено к открытию Мемориальной усадьбы Ф.И.Шаляпина. Сегодня же картину можно увидеть в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге.

Виктор Михайлович Васнецов «Автопортрет», 1873 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Виктор Михайлович Васнецов «Автопортрет», 1873 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Символы в творении Васнецова

Рассказывать о картине Васнецова можно бесконечно, но лучше один раз взглянуть на неё. Интересно, что до сих пор исследователи расходятся во мнении, что могут значить всадники Апокалипсиса.

Наиболее распространённым мнением является символичность четырёх образов – Антихриста (Завоеватель, Чума), Войны, Голода, Смерти. Каждый из них воплощает зло, ужас и боль, которые несёт людям, некий потаённый (или явный) страх, живущий в душе человека.

Виктор Михайлович Васнецов Воины Апокалипсиса, 1887 год Местонахождение: Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург, Россия
Виктор Михайлович Васнецов Воины Апокалипсиса, 1887 год
Местонахождение: Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург, Россия

Рассматривать каждого из воинов следует в тесном единстве с упоминаниями Откровения Иоанна Богослова, которые и были взяты Васнецовым как основа сюжета картины. Но давайте сначала рассмотрим самый верх полотна. Там изображён агнец с раскрытой книгой – тем самым Откровением.

Он будто призывает людей: “Иди и смотри!”. Он противопоставляется четырём воплощениям зла, однако он же и является противоположностью мира, в котором царствуют пороки, что должен погибнуть от мчащихся воинов.

Откровения Иоанна Богослова легли в основу сюжета картины
Откровения Иоанна Богослова легли в основу сюжета картины

Кто они – «Воины Апокалипсиса»?

Первый из всадников восседает на белом коне. В его руках – лук, тетива которого уже натянута, а стрела готова вот-вот вырваться из рук воина, чтобы поразить свою цель. Это – Чума, которого также нередко отождествляют с образом Антихриста или Завоевателя.

Белый конь – не просто ездовое животное, это не менее красноречивый символ. Именно на таких лошадях появлялись победители, а значит, Чума празднует свой триумф. Под копытами его зверя разрушаются города, люди умирают в страшных мучениях. Казалось бы, нет ничего страшнее этого всадника, но нет. Рядом с ним – ещё более кошмарный образ.

Всадник на белом коне - Чума. Его также нередко отождествляют с образом Антихриста или Завоевателя
Всадник на белом коне – Чума. Его также нередко отождествляют с образом Антихриста или Завоевателя

Второй воин мчится на огненно-рыжем коне, он размахивает своим мечом, а за ним разгорается кровавый месяц. Он – Война. Под ним – люди что рвутся в бой ради убийства своих собратьев. Этот воин приносит не меньше разрушений и гибели, чем его соратник, Чума. В Откровении Иоанна Богослова так рассказывается о нём:

“И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч”.
Второй воин на огненно-рыжем коне, он размахивает мечом, а за ним разгорается кровавый месяц. Он - Война
Второй воин на огненно-рыжем коне, он размахивает мечом, а за ним разгорается кровавый месяц. Он – Война

Вороной конь несёт третьего всадника – Голод. Появление этого воина в Откровении сопровождается фразой, что произносится одним из животных:

“И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай”.
Вороной конь несёт третьего всадника - Голод
Вороной конь несёт третьего всадника – Голод

Это символизирует разделение пшеницы и хлеба, высокие цены на пищу, из-за чего далеко не каждый сумеет приобрести её. Особое внимание привлекают глаза третьего воина. Они безумны. а его тело – иссушено голодом, что напоминает внешний облик и муки людей, умирающих такой кошмарной смертью.

О том, что последний всадник на картине «Воины Апокалипсиса», догадаться несложно. Голый череп вместо головы, призрачное одеяние, бледный конь – такой облик самой Смерти на полотне Васнецова. Он завершает путь трёх своих предшественников, кося тех, кто выжил после Чумы, Войны и Голода.

Голый череп вместо головы, призрачное одеяние, бледный конь - такой облик самой Смерти на полотне Васнецова
Голый череп вместо головы, призрачное одеяние, бледный конь – такой облик самой Смерти на полотне Васнецова

Смерть не щадит ни молодых, ни старых, ни бедных, ни богатых. Грешник или праведник, честный или лжец – каждый попадёт под копыта страшного кон этого воина. Его путь устлан мертвецами, а саван Смерти развевается подобно победному знамени Конца света.

Картина Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса» действительно вызывает массу эмоций, позволяет находить немало важных деталей и символических образов. Несмотря на столь мрачный сюжет, она заставляет нас понять, насколько ценна жизнь, насколько важно любить её и радоваться возможности встречать каждый новый день.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий