На знаменитой картине Серова «Портрет Зинаиды Юсуповой» княгиня изображена в интерьерах Юсуповского дворца на Мойке. Зинаида Николаевна позировала Серову в течение 80 сеансов, что, естественно, было абсолютно нетипичным для такого жанра.
Но это было в характере Серова, который буквально изводил своих моделей долгими и многочисленными сеансами. Правда, в случае с Зинаидой Николаевной имелась и другая причина – художник был влюблен в княгиню.
Сложный и противоречивый художник
Валентин Серов является одним из самых популярных и, пожалуй, главным портретистом русского модерна. Как ученик Репина он впитал не только лучшее, чему учил его мастер, но и помог реалистичному портрету войти в новый XXI в., продемонстрировав необыкновенно широкий диапазон его интерпретаций.
Однако современники отзывались о Серове еще и как о самом сложном и противоречивом художнике. Едва ли не каждая его работа вызывала восторг публики и неоднозначные отзывы критиков. Но и каждая картина была буквально вымучена художником. Он сам говорил, что портрет для него – целая болезнь. Внутренне конфликтный и неспокойный, он постоянно пытался выйти из тесных рамок жанровой живописи, сохраняя твердость авторского высказывания.

Местонахождение: Частная коллекция
Изводил Серов не только себя, но и моделей, даже если человек, позировавший ему, был выше по положению (а таких было много). Порой он требовал несколько десятков сеансов, чтобы написать один портрет. Хотя, как правило, представители высшего света позировали несколько раз, а затем художник заканчивал картину по памяти и наброскам.
Серов же требовал от модели не просто позирования. Он искал естественную позу, жест, даже выражение лица, чтобы через портрет рассказать о человеке. Впрочем, такое «душевное обнажение» не всем нравилось, ведь порой Серов подмечал и изображал в моделях именно то, что они хотели скрыть. Так было почти со всеми, но только не с Зинаидой Юсуповой.

Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Славная княгиня
«Портрет Зинаиды Юсуповой» открывает так называемый «юсуповский цикл» портретов Серова. Зинаида Николаевна заказала ему изображения всех членов своей семьи. Правда, камерные портреты княгини у Серова уже имелись.
Художник познакомился с Зинаидой Николаевной около 1896 г. в Архангельском. К 1900 году Серов был уже признанным мастером и мог выбирать и отказывать неугодным ему моделям. Так, например, он отказывался писать «чванливых и богатых». Но Зинаида Юсупова была исключением. В письме жене он так охарактеризовал Юсупову:
«… славная княгиня, ее все хвалят очень, да и правда, в ней есть что-то тонкое, хорошее».
И работа началась. С княгиней он провел рекордные 80 сеансов. Зинаида Николаевна по этому поводу иронично заметила:
«Я худела, полнела, вновь худела, пока исполнялся Серовым мой портрет, а ему все мало, все пишет и пишет!».

Княгиня была уже в зрелом возрасте, но красота ее не увядала, лишь седина чуть тронула волосы. Она была счастлива, еще был жив ее старший сын, а о переменах в России никто и не помышлял. Такой застал ее Валентин Серов.
Перед Юсуповой он был совершенно безоружен. Пожалуй, это один из немногих случаев, когда всегдашняя требовательность и экспериментальность художника отступили перед обезоруживающим обаянием модели.
Однажды тетушка испанского короля, встретившись с Зинаидой Юсуповой, описала ее как древнюю царицу в восточных шелках и жемчугах. В то же время княгиня была изящна и грациозна, как французская маркиза. Наверное, нечто подобное испытал и чуткий к архетипам Валентин Серов. Подобному впечатлению способствовало и место, где проходили встречи художника и модели – роскошный Юсуповский дворец, где на всем лежала печать истории и флер царского великолепия.
Портрет княгини Серов писал два года. Он получился полным отсылок к хрупким и мягким пастелям французских художников эпохи рококо. Как ни на каком другом портрете здесь видна искренняя вовлеченность автора и его очарованность моделью. Зинаида Николаевна вышла пленительно великолепной. Серов скрупулезноыбку художник перерисовывал несколько раз, пока не добился нужного рез выводил осанку, линию шеи и плеч, даже мягкую и слегка отстраненную улультата. Феликс Юсупов вспоминал:
«Терпение моей матери увенчалось успехом, художник был удовлетворен результатом. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Как и ее грацию, и подвижность лица».

А художественный критик Александр Бенуа отметил, что «Портрет Зинаиды Юсуповой» поставил Серова «вровень с величайшими мастерами женской красоты».