«Видение отроку Варфоломею» – “чарующий ужас” картины Нестерова

Искусство

«Видение отроку Варфоломею» принадлежит к самым известным картинам Михаила Нестерова. На ней изображён эпизод жизни православного святого Сергия Радонежского. В детстве он носил имя Варфоломей. Именно этому отроку суждено было встретить ангела, принявшего обличье молящегося старца. Нестеров неспроста изобразил именно этот момент.

Он стал ключевым в жизни Сергия Радонежского, во многом повлиял на становление будущего святого, его мировоззрение и принципы. Нестеров считал, что эта картина переживёт его самого, став истинным произведением искусства. Надо признать, автор не ошибся. Чем же интересно «Видение отроку Варфоломею»? Что можно увидеть на этой картине?

Предыстория

Михаил Васильевич Нестеров нередко обращался к теме “пустынножития”, отдалённости человека от суеты и толпы, некоего выделения конкретной личности. Именно эти мотивы и можно заметить в его знаменитом творении.

Что примечательно, предшествовала ему картина «Пустынник», в которой также наблюдается сходный сюжет. Но новое творение создавалось после серьёзного потрясения, произошедшего в жизни Нестерова.

Михаил Васильевич Нестеров «Пустынник»,1889 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Михаил Васильевич Нестеров «Пустынник»,1889 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В 1886 году умерла его жена Мария, которую Михаил Васильевич горячо любил. В своей скорби художник обращается к знакомым и родным для него образам. Среди них был и Сергий Радонежский, являвшийся неким нравственным идеалом, примером стойкости и силы для живописца. Искусствовед Светлана Игнатенко отмечает:

“Сергия, как и Тихона Задонского, Нестеров любил с детства; оба святые были особо почитаемы в его семье. В Сергии он нашёл воплощение идеала чистой и подвижнической жизни, и именно с Сергием пришла к нему мысль о создании целого цикла, посвящённого его жизни и деяниям”.

Первые зарисовки для будущей картины появились в 1889 году. Живописец вдохновлялся пейзажами неподалёку от Абрамцева, имения, принадлежавшего меценату Мамонтову. В ту пору Абрамцево стало некой подмосковной дачей художников, где живописцы собирались, обменивались впечатлениями и опытом.

Михаил Васильевич Нестеров «Автопортрет», 1915 год Местонахождение: Государственный Русский музей,Санкт-Петербург, Россия
Михаил Васильевич Нестеров «Автопортрет», 1915 год
Местонахождение: Государственный Русский музей,Санкт-Петербург, Россия

История «Видения отроку Варфоломею»

Ещё до создания картины проявилась её непростая судьба. Нестеров так спешил к выставке передвижников, где должно было появиться «Видение отроку Варфоломею», что работал из последних сил.

Заболев гриппом, он продолжал трудиться, из-за чего в один из моментов потерял сознание и упал на холст, повредив его. Несмотря на это, уже на новом холсте творение приобрело завершённый вид. Появившись на выставке, «Видение отроку Варфоломею» было сразу же приобретено Павлом Третьяковым для его коллекции.

Незаконченный (первоначальный) вариант картины Нестерова Местонахождение: Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова, Уфа, Россия
Незаконченный (первоначальный) вариант картины Нестерова
Местонахождение: Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова, Уфа, Россия

Не менее ценным считается и незаконченный (первоначальный) вариант картины. Она была приобретена Башкирским художественным музеем. Что интересно, в нём красками написана лишь верхняя часть (пейзаж), а передний план представляет собой рисунок углём.

Особенности картины

«Видение отроку Варфоломею» стало “бомбой” передвижной выставки. Обсуждали творение Нестерова все, причём критических замечаний также было немало. От себя хочу отметить, что живописец поставил перед собой крайне непростую задачу – изображение момента чуда.

Это – тот самый миг, когда ангел является человеку, соединение божественного и земного. Здесь важно было выдержать ту тонкую грань, что не позволила бы картине превратиться в пафосное изображение фрагмента жизни святого. Нестерову удалось это в полной мере.

Михаил Васильевич Нестеров «Видение отроку Варфоломею», между 1889 и 1890 годами Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Михаил Васильевич Нестеров «Видение отроку Варфоломею», между 1889 и 1890 годами
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия», созданного Епифанием Премудрым. Тот рассказывал, что, несмотря на способности, юный отрок Варфоломей не мог толком обучиться грамоте, что давалась ему крайне тяжело.

Встретив ангела в облике молящегося старца, он обратился к нему, а тот спросил, чего отрок желает более всего. Варфоломей честно ответил, что его самым большим желанием является разум к учению. Тогда монах достал из “сокровищницы” просфору и передал её юному пастуху:

“Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати Божия и разума Святого Писания. О грамоте, чадо, не скорби: от сего дне дарует ти Господь грамоте умети зело добре”.

 

Преподобный Сергий Радонежский. Икона второй половины XVI века Местонахождение: Государственный историко-художественный музей-заповедник, Сергиев-Посад, Россия
Преподобный Сергий Радонежский. Икона второй половины XVI века
Местонахождение: Государственный историко-художественный музей-заповедник, Сергиев-Посад, Россия

Образы и особый колорит творения Нестерова

Михаил Нестеров долго искал типаж для своего главного персонажа. Образ отрока Варфоломея был написан с крестьянской девочки, больной чахоткой. Живописец отмечал, что именно в её глазах, в тонкости рук и некой “эфирности” тела он увидел фигуру юного пастуха, что появился на его картине. Здесь есть крайне важный аспект: тонкость материи олицетворяет духовную наполненность.

Отрок у Нестерова является “чистым сосудом”, готовым принять знание. Его поза открыта, глаза горят жаждой познания. Он готов учиться и наполнять свою душу чем-то новым, светлым, добрым – это видно по одной только его фигуре. Перед ним – старец, держащий в руках ларец с сокровенной просфорой. Он кажется загадочным и притягательным, ведь всё вокруг словно обращено к монаху.

Александр Бенуа отмечал, что немалую роль в «Видении отроку Варфоломею» играет и торжественный пейзаж. Здесь Нестеров словно воспевает величие и красоту русской природы, которая подчёркивает особенную атмосферу момента. Бенуа отмечал, что в творении Нестерова ощущается “чарующий ужас сверхъестественного”.

Старец, держащий в руках ларец с сокровенной просфорой, кажется загадочным и притягательным
Старец, держащий в руках ларец с сокровенной просфорой, кажется загадочным и притягательным

После «Видения отроку Варфоломею» Михаил Нестеров продолжает цикл картин, посвящённых Сергию Радонежскому. Живописец с поразительной искренностью и открытостью “рассказывает” нам о жизни православного святого. Эта история написана не только красками, но и чистой душой, наполненной восхищением и преклонением перед великим человеком.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий