В Венецию Михаил Врубель должен был отправиться для написания заказанных иконостасных образов – Христа, Богоматери и святых Кирилла и Афанасия. Работать за границей ему посоветовал наставник, профессор А.В. Прахов, считавший, что художника вдохновят ренессансные соборы со знаменитыми мозаиками и галереи с работами выдающихся итальянских художников. В Венеции Врубель пробыл недолго, однако путешествие оказало огромное влияние на его дальнейшее творчество.
Путешествие на остров Торчелло
В Венецию Михаил Врубель отправился в ноябре 1884 г. Наступала зима, приезжих было мало, и художник мог спокойно изучать город, «перелистывать его как книгу». Он записал в своем дневнике:
«Это подлинно неземной, волшебный город со струящимися каналами и мраморными узорными фасадами».
В первую очередь художник отправился на остров Торчелло – бывший торговый город, куда везли и откуда развозили богатый константинопольский товар. В XIX в. из-за природных катаклизм город опустел, остров стал практически заброшенным, однако на нем остались великолепные памятники венецианско-византийской культуры. Врубель сразу же отправился к главному сокровищу острова – храму с расписными стенами.
Сегодня покажется странным, но в XIX в. русских художников практически не интересовала византийская живопись. По сравнению с европейским Ренессансом она считалась «низким» и «примитивным». Врубель же влюбился в утонченное новаторство византийских мастеров – перевод евангельских сюжетов на язык символов. Он долго рассматривал роспись храмовых стен, выполненную от потолка до пола в несколько ярусов.
Сюжеты, созданные неизменно на золотом фоне, без объемной перспективы, с минимальным количеством деталей, вроде бы не были связаны между собой, однако при взгляде на общую картину выстраивались в ритмизованный строй. Наверное, уже тогда Врубель примерял этот стиль на свои работы. В.С.Серова (мать художника В.Серова) позже вспоминала:
«Врубель часто чертил византийские лики».
Особенно запомнились художнику трагичные мотивы Торчелло. Они явно проявятся в его творчестве, как он сам скажет, «печалью, мерцающей в золоте».
Знакомство с искусством Венеции
После безмятежной обстановки Торчелло Врубелю пришлось какое-то время привыкать к «художественным фейерверкам» Венеции. Он изучал мозаики и витражи, посещал галереи и выставки. Однако его мало интересовали Тициан, Веронезе и другие признанные мастера Высокого Возрождения. Врубель отдавал предпочтение средневековому искусству и работам эпохи раннего Возрождения.
В Венеции художник пробыл полгода. За это время он написал четыре алтарных образа. На них – фигуры в полный рост, как у Джованни Беллини и других мастеров кватроченто. Художник А.Иванов позже скажет об этих работах:
«Пластическая музыка икон передает красочное волшебство мозаик Сан-Марко».
Это были первые работы художника, в которых чувствовались венецианские нотки. Но главным, что привез Врубель из Венеции, было не подражание итальянским мастерам, а его собственная палитра. Знакомство с искусством итальянского города раскрыло колористический дар художника. Именно после путешествия в картинах художника появились его знаменитые дымчато-розовые, лиловые, синие и серо-голубые тона.
Врубель много интересовался вопросами разделения цвета, даже изучал книги по физике, посвященные темам цвета и света. А ответ на свои творческие изыскания нашел в Венеции. Своей сестре он писал:
«Перелистываю Венецию как полезную книгу, а не как поэтический вымысел. Все, что нахожу в ней – интересно только моей палитре».
Однако не только этим итальянский город изменил художника. Все полгода он нетерпеливо желал вернуться на родину. Казалось, до путешествия его художественный взгляд был равнодушен к «родной теме». Теперь же он неизменно восклицал:
«Сколько у нас красоты на Руси!».
Возможно, именно эти воспоминания и чувства позже привели Врубеля к художественной интерпретации русских сказок.
На обложке: Фрагмент картины Михаила Александровича Врубеля «Автопортрет с раковиной», 1905 год. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия