Венера Каллипига – пленительные формы богини любви

Искусство

Посетители Археологического музея Неаполя часто обращают свои взоры на одну из самых прекрасных и совершенных статуй, что невольно привлекает к себе внимание. Это – Венера Каллипига. Не секрет, что богиню любви и красоты античные скульпторы особенно любили, а потому изображали её в самых разных образах и ипостасях.

В этом воплощении Венеры заметны изысканность и изящество, причём удивительным образом соединяется целомудренность и некая особенная чувственность непринуждённого эротизма. Как и со многими известными произведениями искусства, с Венерой Каллипигой связано немало легенд, причём некоторые из них могут вызвать улыбку. Почему же статуя Венеры была названа именно так? Чем интересна эта скульптура?

История Венеры Каллипиги

Венера Каллипига, несмотря на свою популярность, во многом остаётся загадкой для нас. К сожалению, учёные не знают, кто был её создателем, но, без сомнения, этот скульптор отличался особым мастерством и умением отражать необыкновенные образы. Кроме того, время создания статуи остаётся лишь приблизительным. Она была сотворена во II веке нашей эры – это всё, что известно о времени появления.

Известная нам Венера Каллипига выполнена из мрамора, однако есть предположение, что это – копия бронзовой скульптуры, созданной в III веке до нашей эры. Найдена известная нам скульптура была в доме Нерона. Однако вряд ли вы узнали бы в повреждённой статуе красавицу Венеру Каллипигу. Изначально у неё не было рук, голени и головы (вероятно, они пострадали от времени и геологических процессов). Несмотря на отсутствие важных деталей скульпторы решили воссоздать облик прекрасной Афродиты.

Первая реставрация была проведена в XVI веке, однако на этом восстановительные работы не завершились. Тот вариант Венеры, что известен нам сегодня, создал скульптор Карло Альбачини. Талантливый итальянец проводил реставрацию в 1780-е годы. На мой взгляд, ему превосходно удалось восстановить прежний облик богини, её изящество и красоту.

Неизвестный автор. Венера Каллипига, II век Местонахождение: Национальный археологический музей, Неаполь, Италия
Неизвестный автор. Венера Каллипига, II век
Местонахождение: Национальный археологический музей, Неаполь, Италия

Легенда о двух сёстрах

Одного взгляда на статую достаточно, чтобы понять – она выполнена в греческом стиле. Несмотря на то, что Венера Каллипига находилась на территории Древнего Рима, не секрет, что римляне во многом заимствовали приёмы в искусстве у эллинов.

Несомненно, то же самое мы наблюдаем с Венерой Каллипигой. В своих записях Афиней отмечал, что это изваяние может быть неким подражанием той скульптуре, что в древности находилась в Сиракузах. Оно было посвящено богине любви, красавице Афродите. Согласно его версии, натурщицей стала очаровательная девушка, о которой сохранилась легенда.

Если верить сказанию, в Сиракузах ваятели готовились к созданию скульптуры Венеры, однако не могли найти подходящий образ среди натурщиц. Проблема заключалась в том, что, согласно замыслу, богиня должна была изображаться практически обнажённой.

Согласно легенде, за право стать натурщицей для статуи соревновались многие красавицы
Согласно легенде, за право стать натурщицей для статуи соревновались многие красавицы

Особый акцент делался на ягодицы Венеры, а потому требовались поистине совершенные формы. На городском состязании “финалистками” стали две сестры, однако ни одна из них не желала признать, что ягодицы её сестры красивее. И тогда было решено обратиться к мнению мужчин-горожан.

Девушки выбрали самого симпатичного молодого человека, после чего продемонстрировали ему свои формы. Тот был потрясён и после долгих размышлений отдал предпочтение старшей сестре. Легенда гласит, что впоследствии этот юноша стал её супругом.

Кстати, младшая тоже нашла себе мужа, а горожане одарили девушек подарками. Старшая из сестёр стала натурщицей для статуи Венеры, с которой в дальнейшем была создана копия – Венера Каллипига.

Венера гармонична и изящна со всех сторон
Венера гармонична и изящна со всех сторон

Фрина – земная богиня

Не исключают искусствоведы, что образом для изначальной скульптуры оригинала, с которого позднее создали копию, могла стать знаменитая гетера Фрина. Она была известной в Древней Греции куртизанкой. Именно Фрина являлась живым воплощением Афродиты во время празднеств. Рассказывали, будто от её красоты многие мужчины лишались разума.

Одним из них стал знаменитый политик, который получил отказ от Фрины. Он вынудил её предстать перед судом, обвиняя в гордости (ведь земная женщина не могла сравниться с богиней, а Фрину часто отождествляли с Афродитой).

Лицо богини красиво и безмятежно
Лицо богини красиво и безмятежно

Судьи уже готовы были вынести приговор женщине, но она сбросила с себя одежды, представ во всей красе перед мужчинами, вершившими её судьбы. Те были потрясены – такое великолепие и гармония могли быть дарованы лишь богами.

Фрина была помилована, а вскоре стала официально принимать участие в празднествах, посвящённых богине любви. Прекрасные женские формы, скрытые одеждой, воспевал и древнеримский поэт Гораций:

“Право, у женщины той, что блестит в жемчугах и смарагдах

(Как ни любуйся, Керинф!), не бывают ведь бедра нежнее,

Ноги стройней; у блудниц они часто бывают красивей…”

Жан-Леон Жером «Фрина перед ареопагом», 1861 год Местонахождение: Кунстхалле, Гамбург, Германия
Жан-Леон Жером «Фрина перед ареопагом», 1861 год
Местонахождение: Кунстхалле, Гамбург, Германия

Но почему же скульптура Венеры Каллипиги называется именно так? Её именование происходит от слова “каллипигос”, что в переводе с древнегреческого значит “красивые ягодицы”. В упрощённом варианте изваяние именуют Венерой Прекраснозадой. Надо сказать, что действительно задняя нижняя часть тела является особенно заметной частью скульптуры.

Венера же изображена в момент, когда поднимает свои одежды (вероятно, перед купанием). Высочайшее мастерство неизвестный автор продемонстрировал в передаче лёгкости и драпировки складок ткани на собранной в руках богини тунике.

Высочайшее мастерство скульптора видно в передаче лёгкости и драпировки складок ткани на собранной в руках богини тунике
Высочайшее мастерство скульптора видно в передаче лёгкости и драпировки складок ткани на собранной в руках богини тунике

Венера Каллипига неслучайно привлекает внимание посетителей музея в Неаполе. Это изваяние интересно не только выражением совершенных форм и женской красоты, но и уровнем мастерства самого скульптора. С лёгкостью виртуоза он сумел создать невероятно изящный, очаровательный, эротичный и притягательный образ, что в полной мере соответствует характеру богини любви.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий