На картине «Венера и Марс», которая входит в число самых известных работ Сандро Боттичелли, художник изобразил античных богов: Венера в облике прекрасной девушки с любовью смотрит на Марса, который крепко спит после сражения. Как и у большинства картин итальянского живописца, у героев этой картины тоже были свои прототипы.
Вечная муза художника
В образе прекрасной Венеры современники художника и искусствоведы безошибочно угадывают Симонетту Веспуччи, жену флорентийца Марко Веспуччи, который приходился родственником знаменитому мореплавателю Америго Веспуччи.
Марко Веспуччи был приближен ко двору правителей Флоренции великолепных Лоренцо и Джулиано Медичи. Когда при дворе была представлена молодая Симонетта, мужчины были поражены ее красотой. Благосклонности дамы добивались представители многих знатных домов. Художники писали ее портреты, а поэты посвящали ей чувственные поэмы, называя «Несравненной».
Но для одного художника Симонетта стала особенной музой. Этим художником был Сандро Боттичелли. Был ли роман между художником и музой, неизвестно. Скорее всего, нет. Ведь в то время источником вдохновения для творцов становилась платоническая любовь к Прекрасной Даме, недостижимой красавице, благодаря которой рождались шедевры мирового искусства. Практически в каждом женском образе Боттичелли угадывался облик великолепной Симонетты, несмотря на то, что девушка прожила всего 23 года и не могла позировать художнику.
Бессмертная любовь
Если с Симонеттой и образом Венеры все ясно, и этот прототип не вызывает никаких сомнений у искусствоведов, то прототип Марса порождает разные домыслы. Античный бог имеет поразительное сходство с Джулиано Медичи. И, наверное, практически каждый скажет, что прототипом Марса является именно младший брат правителя Флоренции.
О любви Симонетты и Джулиано знала вся Флоренция. По красоте и трагичности их история любви вполне может посоперничать с бессмертной историей Ромео и Джульетты. По легенде, Джулиано был настолько очарован Симонеттой, так настойчиво добивался ее любви, что перед ним отступили остальные соперники, включая его собственного брата, который тоже был весьма благосклонно настроен в отношении «Ангела Флоренции».
В конце одного рыцарского турнира, в котором Джулиано участвовал под знаменем Симонетты, он провозгласил ее королевой турнира. По поводу этого события было написано немало поэм и создано несколько картин.
По одной из версий, «Венера и Марс» также является своеобразным эпилогом к тому рыцарскому турниру. Боттичелли отталкивался от классического античного сюжета, изображая Марса – победителя турнира – уставшим и безмятежно спящим. Идиллический сюжет разбавляют озорные сатиры, которые играют с оружием бога войны.
Однако любви Джулиано и Симонетты не суждено было длиться долго. Симонетта скончалась в возрасте 23 лет от чахотки, хотя ходили слухи, что ее отравили завистники. Джулиано по мистическому совпадению погиб 2 года спустя в тот же самый день. Он стал жертвой заговора против Медичи. Молодого человека закололи в церкви прямо во время молитвы.
Картина на заказ
Джулиано был красив, статен, ловок и силен. Он не оспаривал власть брата и больше интересовался балами и рыцарскими турнирами. В народе его называли «Принцем Юности». Он вполне мог стать прообразом Марса на полотне Боттичелли, тем более что о любви Джулиано к Симонетте художник, естественно, знал, так как являлся другом младшего правителя Флоренции.
Есть традиция считать картину Боттичелли «Венера и Марс» единственным парным изображением «Несравненной» и «Принца Юности». Если бы не одно «но».
Картина «Венера и Марс» была написана уже после смерти двух прототипов полотна. Однако это ничего не меняет, так как большинство портретов Симонетты Боттичелли рисовал по памяти и вообще изображал свою музу в образе Мадонны или Венеры еще на протяжении 15 лет после ее смерти.
Но полотно писалось на заказ, а заказчиком был супруг Симонетты Марко Веспуччи. В правом верхнем углу полотна даже помещен геральдический символ семьи. Было бы верхом бестактности отправить в дом к уважаемому господину картину, на которой запечатлены его супруга с любовником. Впрочем, отношения Симонетты и Джулиано могли и не предполагать физической близости. Для Джулиано Симонетта также могла стать Прекрасной Дамой.
Так ли было на самом деле или нет, сейчас сказать невозможно. Но уж слишком красиво все сходится, чтобы думать по-другому. Ведь именно благодаря печальной, но такой нежной истории любви двух молодых людей картина приобретает особый смысл и очарование.
На обложке: Картина Сандро Боттичелли «Венера и Марс» в Национальной галерее в Лондоне / myguidelondon.com