«Венера и Марс» Сандро Боттичелли – прототипы героев картины

Искусство

На картине «Венера и Марс», которая входит в число самых известных работ Сандро Боттичелли, художник изобразил античных богов: Венера в облике прекрасной девушки с любовью смотрит на Марса, который крепко спит после сражения. Как и у большинства картин итальянского живописца, у героев этой картины тоже были свои прототипы.

Вечная муза художника

В образе прекрасной Венеры современники художника и искусствоведы безошибочно угадывают Симонетту Веспуччи, жену флорентийца Марко Веспуччи, который приходился родственником знаменитому мореплавателю Америго Веспуччи.

Марко Веспуччи был приближен ко двору правителей Флоренции великолепных Лоренцо и Джулиано Медичи. Когда при дворе была представлена молодая Симонетта, мужчины были поражены ее красотой. Благосклонности дамы добивались представители многих знатных домов. Художники писали ее портреты, а поэты посвящали ей чувственные поэмы, называя «Несравненной».

Но для одного художника Симонетта стала особенной музой. Этим художником был Сандро Боттичелли. Был ли роман между художником и музой, неизвестно. Скорее всего, нет. Ведь в то время источником вдохновения для творцов становилась платоническая любовь к Прекрасной Даме, недостижимой красавице, благодаря которой рождались шедевры мирового искусства. Практически в каждом женском образе Боттичелли угадывался облик великолепной Симонетты, несмотря на то, что девушка прожила всего 23 года и не могла позировать художнику.

Сандро Боттичелли «Венера и Марс», около 1483 года Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Сандро Боттичелли «Венера и Марс», около 1483 года
Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Бессмертная любовь

Если с Симонеттой и образом Венеры все ясно, и этот прототип не вызывает никаких сомнений у искусствоведов, то прототип Марса порождает разные домыслы. Античный бог имеет поразительное сходство с Джулиано Медичи. И, наверное, практически каждый скажет, что прототипом Марса является именно младший брат правителя Флоренции.

О любви Симонетты и Джулиано знала вся Флоренция. По красоте и трагичности их история любви вполне может посоперничать с бессмертной историей Ромео и Джульетты. По легенде, Джулиано был настолько очарован Симонеттой, так настойчиво добивался ее любви, что перед ним отступили остальные соперники, включая его собственного брата, который тоже был весьма благосклонно настроен в отношении «Ангела Флоренции».

Венера с нежностью и любовью смотрит на спящего Марса
Венера с нежностью и любовью смотрит на спящего Марса

В конце одного рыцарского турнира, в котором Джулиано участвовал под знаменем Симонетты, он провозгласил ее королевой турнира. По поводу этого события было написано немало поэм и создано несколько картин.

По одной из версий, «Венера и Марс» также является своеобразным эпилогом к тому рыцарскому турниру. Боттичелли отталкивался от классического античного сюжета, изображая Марса – победителя турнира – уставшим и безмятежно спящим. Идиллический сюжет разбавляют озорные сатиры, которые играют с оружием бога войны.

Однако любви Джулиано и Симонетты не суждено было длиться долго. Симонетта скончалась в возрасте 23 лет от чахотки, хотя ходили слухи, что ее отравили завистники. Джулиано по мистическому совпадению погиб 2 года спустя в тот же самый день. Он стал жертвой заговора против Медичи. Молодого человека закололи в церкви прямо во время молитвы.

Искусствоведы считают, что это изображение Симонетты Веспуччи Сандро Боттичелли «Портрет молодой женщины», между 1475 и 1480 годами Местонахождение: Картинная галерея, Берлин, Германия
Искусствоведы считают, что это изображение Симонетты Веспуччи
Сандро Боттичелли «Портрет молодой женщины», между 1475 и 1480 годами
Местонахождение: Картинная галерея, Берлин, Германия

Картина на заказ

Джулиано был красив, статен, ловок и силен. Он не оспаривал власть брата и больше интересовался балами и рыцарскими турнирами. В народе его называли «Принцем Юности». Он вполне мог стать прообразом Марса на полотне Боттичелли, тем более что о любви Джулиано к Симонетте художник, естественно, знал, так как являлся другом младшего правителя Флоренции.

Есть традиция считать картину Боттичелли «Венера и Марс» единственным парным изображением «Несравненной» и «Принца Юности». Если бы не одно «но».

Картина «Венера и Марс» была написана уже после смерти двух прототипов полотна. Однако это ничего не меняет, так как большинство портретов Симонетты Боттичелли рисовал по памяти и вообще изображал свою музу в образе Мадонны или Венеры еще на протяжении 15 лет после ее смерти.

Но полотно писалось на заказ, а заказчиком был супруг Симонетты Марко Веспуччи. В правом верхнем углу полотна даже помещен геральдический символ семьи. Было бы верхом бестактности отправить в дом к уважаемому господину картину, на которой запечатлены его супруга с любовником. Впрочем, отношения Симонетты и Джулиано могли и не предполагать физической близости. Для Джулиано Симонетта также могла стать Прекрасной Дамой.

Сандро Ботичелли «Портрет Джулиано Медичи», 1478-1482 годы Местонахождение: Национальная галерея искусства, Вашингтон, США
Сандро Ботичелли «Портрет Джулиано Медичи», 1478-1482 годы
Местонахождение: Национальная галерея искусства, Вашингтон, США

Так ли было на самом деле или нет, сейчас сказать невозможно. Но уж слишком красиво все сходится, чтобы думать по-другому. Ведь именно благодаря печальной, но такой нежной истории любви двух молодых людей картина приобретает особый смысл и очарование.

На обложке: Картина Сандро Боттичелли «Венера и Марс» в Национальной галерее в Лондоне / myguidelondon.com

МУСАГЕТ
Добавить комментарий