Великолепный острослов – отчего Дениса Фонвизина не любила императрица?

Искусство

Его называли пересмешником и весельчаком, и неспроста – в историю русской литературы Денис Иванович Фонвизин вошёл как блистательный писатель, публицист, драматург, прославившийся своими комедиями. Что и говорить – одно из самых известных произведений Фонвизина и сегодня не теряет своей актуальности.

В наше время в школьную программу включен сатирический роман «Недоросль», в котором Денис Иванович высмеял невежество и нежелание учиться. Не секрет, что у главного героя имелся вполне реальный прототип, для которого произведение Фонвизина оказалась поистине судьбоносным. Прошли века, но и теперь слова Фонвизина оказываются очень точными и свежими. Каким же был путь этого необыкновенно талантливого человека? Отчего у русского классика немецкая фамилия? И какие тайны хранит история жизни Фонвизина?

Автор на все времена

Денису Ивановичу Фонвизину пришлось познать и радость успеха, и горечь неудач. Его жизнь едва ли можно назвать простой, хотя он занимал достаточно высокие должности и имел возможность раскрывать свой талант. Однако нередко произведения его подвергались жёсткой критике. К примеру, знаменитый «Недоросль», по мнению Екатерины Второй, был произведением излишне вольнодумным и попирающим государственные устои.

Однако народ полюбил творения Фонвизина. Несмотря на цензуру и запреты, ему удалось пробиться к вершинам славы, где звезда литератора засияла особенно ярко. Любимый читателями, Фонвизин мог иронично сострить, был виртуозен в своей сатире и умел очень точно и тонко высмеивать пороки современников. Впрочем, почему только современников? Его произведения и сегодня очень свежи и интересны. В этом и состоит истинный талант великого классика. К слову, Фонвизин был одним из любимейших авторов Александра Сергеевича Пушкина, который сказал о нём так:

«То был писатель знаменитый,

Известный русский весельчак,

Насмешник, лаврами повитый,

Денис – невежде бич и страх».

Алексей Агапиевич Осипов. Гравюра «Денис Иванович Фонвизин», XIX векМестонахождение: Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва, Россия
Алексей Агапиевич Осипов. Гравюра «Денис Иванович Фонвизин», XIX век
Местонахождение: Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва, Россия

Немецкая фамилия

Жизненный путь Дениса Ивановича начался в 1745 году. Именно тогда в дворянском семействе Ивана Андреевича Фонвизина родился будущий литератор. Приставка «фон», которая впоследствии слилась с фамилией Дениса Ивановича, ясно говорит о немецком происхождении. Предки Фонвизина действительно проживали в Германию, однако решили оставить родину и приехать в Россию. Случай этот редким не был – многие немцы понимали, что в Российской империи смогут сделать куда более успешную карьеру, нежели в Германии.

Предки Фонвизина принадлежали к лифляндской рыцарской династии. Оказавшись в Москве ещё в бурном XVI веке, они быстро обрусели. Говорили, что самый первый из Фонвизиных стал служить русскому царю не по доброй воле – якобы во время войны он оказался в плену у русских, а потом, поняв, что в России не так уж плохо, решил остаться на новом месте. Приняв православие, Фонвизины превратились во вполне обычных «русских» дворян. Кстати, даже Александр Сергеевич Пушкин спустя много лет наставлял своего брата:

«Не забудь Фон-Визина писать Фонвизин… Он русский, из перерусских русский».

Разумеется, поменялась и сама фамилия. Из немецкого von Wiesen она превратилась в русскую Фонвизин. Несмотря на немецкое происхождение, юный Денис Иванович в детстве знал только русский язык. Этим, к слову, могли похвастаться далеко не все русские дворяне, для которых куда привычнее было говорить по-немецки или по-французски. Фонвизин же немецкий язык освоил только в школе, а французский выучил лишь в зрелом возрасте.

Константин Винокуров «Портрет Дениса Ивановича Фонвизина», 1893 годМестонахождение: Частная коллекция
Константин Винокуров «Портрет Дениса Ивановича Фонвизина», 1893 год
Местонахождение: Частная коллекция

Стремление учиться

Отец Дениса Ивановича был отставным военным. Зарабатывал он немного, но средств вполне хватало на жизнь большого семейства, где росло семеро детей. Как и его братья и сёстры, Денис получил хорошее домашнее образование. В десятилетнем возрасте Фонвизина определили в Московскую гимназию, которая считалась престижным учебным заведением.

Уже в ту пору совсем ещё юный Денис увлекался чтением и пробовал писать свои первые произведения. Ему очень нравилось учиться, узнавать что-то новое. Неудивительно, что преподаватели нередко отмечали его как прилежного и очень способного ученика. При этом, в отличие от многих ровесников, его мало увлекала служба. Как спустя время признавался Фонвизин:

«Но как желание моё было гораздо более учиться, нежели ходить в караулы на съезжую, то уклонялся я сколько мог от действительной службы».

Окончив гимназию, молодой дворянин поступил на философское отделение Московского университета. Он вместе с младшим братом Павлом очень скоро приобрёл репутацию одного из лучших студентов. В качестве поощрения молодых людей отправили в Петербург, где они смогли познакомиться с выдающимися деятелями науки и литераторами. Особенное впечатление на Фонвизина произвела встреча с Михаилом Ломоносовым.

Также в столице он виделся с известным театральным деятелем Александром Сумароковым. Именно здесь, в Петербурге, состоялось знакомство Фонвизина с театром. Он побывал на пьесе «Генрих и Пернилл». Эти первые впечатления были необыкновенно сильными. В будущем именно они подтолкнут Дениса Ивановича попытать свои силы в драматургии.

Мастерская Фёдора Степановича Рокотова «Портрет Александра Петровича Сумарокова», 1762 годМестонахождение: Национальный художественный музей, Рига, Латвия
Мастерская Фёдора Степановича Рокотова «Портрет Александра Петровича Сумарокова», 1762 год
Местонахождение: Национальный художественный музей, Рига, Латвия

Главное – честность

Не стоит представлять Фонвизина эдаким «заучкой» и умником, который всё своё свободное время проводил над книгами. Нет, он любил веселье и старался жить ярко и интересно. Правда, при этом не забывал будущий литератор и об учёбе, а также находил время для творчества. Как он вспоминал спустя годы:

«Я положил за правило, стараться вести свое время так весело, как могу; и если знаю, что сегодня в таком-то доме будет мне весело, то у себя дома не остаюсь».

О студенте Фонвизине ходили самые разные, причём весьма забавные истории. Как отмечали многие приятели Дениса Ивановича, он всегда старался брать пример со своего отца. Тот был человеком честным, прямолинейным, не терпел ни лжи, ни двуличия.

Так, на одном из экзаменов преподаватель географии, который не слишком старался научить чему-либо своих воспитанников, спросил у студентов: «Куда впадает Волга?». Один ответил: «В Чёрное море», другой заявил, что в Белое. А Фонвизин прямо сказал: «Не знаю». За это Денис Иванович получил медаль, которая отмечала не столько познания в географии, сколько великолепную честность этого человека.

Уже в годы студенчества будущий классик подрабатывал в качестве переводчика. Спустя время Денис Фонвизин стал делать профессиональные переводы. Он перевёл басни норвежско-датского писателя Людвига Хольберга, в дальнейшем сделал переводы вольтеровских произведений «Геройская добродетель, или жизнь Сифа, царя египетского», «Альзира или американцы» и других. Глядя на него, старшие наставники не сомневались – у столь талантливого молодого человека будет блистательная карьера.

Смолоду Денис Иванович был прямым и честным человеком, не терпящим лжи и лицемерия / photoprague.ru
Смолоду Денис Иванович был прямым и честным человеком, не терпящим лжи и лицемерия / photoprague.ru

Быстрый взлёт

В восемнадцатилетнем возрасте Денис Иванович оказался при дворе Екатерины Второй, заняв должность секретаря кабинет-министра Елагина. Спустя некоторое время молодой человек стал служить при графе Никите Ивановиче Панине, а вскоре стал его доверенным лицом.

Рассказывали, что такое быстрое возвышение тоже произошло благодаря таланту Фонвизина. Слава о нём как о выдающемся острослове быстро дошла до столицы Российской империи. На одном из вечеров молодой автор читал свою пьесу «Бригадир». Он имел поразительный артистический талант, а потому с лёгкостью менял голос, изображая каждого из персонажей.

Именно там, на вечере, где Фонвизин читал «Бригадира», присутствовал Григорий Орлов, который был фаворитом императрицы. Впечатлённый мастерским прочтением и великолепным слогом, он порекомендовал государыне пригласить Фонвизина ко двору. Вскоре «Бригадир» звучал уже на весь Петербург, а при дворе громче всех смеялся обычно сдержанный Никита Панин. Его это произведение впечатлило, а в скором времени Денис Иванович стал помощником графа.

Открытка с иллюстрацией Евгения Павловича Суматохина к комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Бригадир», 1975 год
Открытка с иллюстрацией Евгения Павловича Суматохина к комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Бригадир», 1975 год

Мастер едких высказываний

С молодых лет Денис Фонвизин был известным острословом. Его высказывания, едкие и точные, появляются не только в произведениях. В письмах и заметках, дневниках и небольших литературных зарисовках можно найти поистине гениальные слова классика:

«Слава богу, что на вранье нет пошлин – какое всем было бы разорение!»,
«Наличные деньги – не наличные достоинства».

Остроумные высказывания Дениса Ивановича нравились и не нравились очень многими. Одни находили их великолепными изречениями, другие же, узнавая в высмеиваемых себя, начинали ругать почём зря автора этих слов. Но именно это вызывало восторг Фонвизина – он видел, что его острое, словно копьё, слово достигло своей цели:

«Острые слова мои носились по Москве, а как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою; все же те, коих острые слова мои лишь только забавляли, прославляли меня любезным и в обществе приятным. Меня стали скоро бояться, потом ненавидеть».

В молодом возрасте стать доверенным лицом президента Коллегии иностранных дел Панина – это был невиданный успех. И Денис Иванович умел пользоваться его плодами. Он был настоящим франтом, любил красиво одеваться, следил за модой и, конечно, нравился женщинам. Денис Иванович не избегал искушений галантного века – напротив, он умел наслаждаться ими. Жизнелюб и весельчак, Фонвизин легко приобретал друзей и был «своим» практически в любой компании.

Единственным поводом для огорчения было здоровье литератора. Уже с молодых лет он страдал от постоянных головных болей. Говорили, что однажды Никита Иванович пожурил своего помощника, что тот слишком много ест. Ответ Дениса Ивановича прозвучал горестно. Он заявил, что с помощью еды пытается «отвлечь кровь к брюху», чтобы меньше чувствовать головную боль.

Никита Иванович Панин благоволил умному и талантливому ФонвизинуАлександр Рослин «Портрет графа Н.И.Панина», 1777 год Местонахождение: Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва, Россия
Никита Иванович Панин благоволил умному и талантливому Фонвизину
Александр Рослин «Портрет графа Н.И.Панина», 1777 год
Местонахождение: Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва, Россия

Смелые рассуждения

Не секрет, что Никита Панин был приставлен в качестве наставника к сыну императрицы, наследнику престола Павлу Петровичу. Разумеется, с цесаревичем общался и Денис Фонвизин. Более того, литератор создал труд, имеющий весьма дерзкое название – «Рассуждение о непременных государственных законах». Согласитесь, звучит вызывающе – как некое наставление для правителя о том, какие важные законы ещё не приняты.

Но, раскрыв эту работу, всякий современник Фонвизина был бы потрясён. Весьма вольнодумные, как сказали бы в то время, рассуждения автора говорили о том, насколько это просвещённый и гуманный человек. Сторонник философии великих просветителей, Фонвизин выступал за отмену крепостного права. Он отмечал, что государство нуждается в фундаментальных законах, которым наравне подчинялись бы и монарх, и его подданные. В крепостничестве Денис Иванович видел большое зло и даже угрозу для страны. Как он отмечал:

«Мужик, одним человеческим видом от скота отличающийся… (может привести государство) в несколько часов на самый край конечного разрушения и гибели».

И это были очень верные слова. В дальнейшем, пусть уже не крепостные, но обделённые правами люди вершили историю многих стран. Вспыхнувшая во Франции революция поразила Европу, однако она оказалась лишь началом великой череды перемен. И причиной таких преобразований в странах становилось именно бесправие простого народа, который более не мог терпеть издевательства над собой.

Фонвизин со своими идеями оказался на самом острие политической борьбы. Это вовсе не означало, что все поддерживали его. Нет, одни государственные деятели считали, что ни в коем случае нельзя разрушать существующий порядок, и без крепостных России не обойтись. Другие же поддерживали идеалы, за которые выступал Фонвизин.

В крепостничестве Фонвизин видел зло и угрозу для страныНиколай Васильевич Неврев «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого», 1866 год, Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
В крепостничестве Фонвизин видел зло и угрозу для страны
Николай Васильевич Неврев «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого», 1866 год,
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Искусство меняет людей

Произведения Фонвизина, яркие и остроумные, очень скоро покорили русского читателя. Рассказывали, что своего «Недоросля» Денис Иванович написал с конкретного человека, который поразил его своим невежеством. Но, как оказалось, литератор был неправ, считая, что такой человек неисправим.

Увидев «пьесу о себе», прототип Митрофанушки начал усердно учиться. Ему было стыдно видеть себя совершенным глупцом, но обиднее всего было признать, что всё написанное – чистая правда. В итоге тот самый «Недоросль» стал образованным и уважаемым человеком.

Татьяна Николаевна Костерина. Иллюстрация к комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». 1981 год
Татьяна Николаевна Костерина. Иллюстрация к комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». 1981 год

Европейские открытия

Уже будучи знаменитым писателем, Денис Иванович решил отправиться в путешествие по Европе. Как многие его современники, он был наслышан о европейских странах. Однако при этом Фонвизин понимал, то лучше самому один раз увидеть, нежели десять раз услышать рассказы других. Поездка эта стала своего рода откровением и открытием для русского человека.

Писатель многое повидал в Европе, но далеко не всё из увиденного порадовало его. Как он признавался в письмах друзьям и родным, после путешествия он ещё больше полюбил Россию. Денис Иванович и прежде высмеивал галломанию, хотя к французской культуре относился с уважением. Теперь же, наяву увидев Францию, он понял, что совершено неправильно представлял эту страну. Фонвизин писал:

«Ни в чём на свете я так не ошибался, как в мыслях о Франции. Рад я сердечно, что я сам её увидел и не может никто рассказами своими мне импозировать. Мы все, сколько ни есть нас русских, вседневно сходясь, дивимся и хохочем, соображая то, что видим, с тем, о чём мы, развеся уши, слушали».

Впечатление от Парижа и других французских городов было тягостным. Но Фонвизин не мог не отметить, что во Франции великолепные театры. Однако сами французы показались Денису Ивановичу лживыми и лицемерными людьми. Невольно вспоминались пьесы их соотечественников, где высмеивались самые разные людские пороки. Корыстолюбие и тщеславие, двуличие и привычка лгать прямо-таки «поработили» Францию.

Франция разочаровала Фонвизина, а французы оказались лживыми и лицемерными людьмиЖан-Франсуа де Труа «Декларация любви», 1724 год Местонахождение: Фонд прусских дворцов и садов Берлина-Бранденбурга, Потсдам, Германия
Франция разочаровала Фонвизина, а французы оказались лживыми и лицемерными людьми
Жан-Франсуа де Труа «Декларация любви», 1724 год
Местонахождение: Фонд прусских дворцов и садов Берлина-Бранденбурга, Потсдам, Германия

Настоящая Европа

О других странах путешественник писал не менее едко. Прусские земли его не впечатлили. Более того, Фонвизин отмечал, что здесь очень медленный транспорт. Русские, привычные к преодолению больших расстояний, уставали от неспешности немцев. Но это было ещё не самым худшим:

«Здесь во всём генерально хуже нашего: люди, лошади, земля, изобилие в нужных съестных припасах, словом: у нас всё лучше и мы больше люди, нежели немцы».

Денис Фонвизин стало первым из русских писателей, кто заявил, что едва ли Россия должна всему учиться у Европы. А ведь в те времена бытовало именно такое мнение. Путешествуя по европейским странам, он проникся любовью к родине, у которой пусть и имелись недостатки, но всё же здесь было куда лучше, чем в «блистательной» загранице.

Юрий Валентинович Иванов. Открытка с изображением Дениса Ивановича Фонвизина, 1978 годМестонахождение: Детский музей открытки, Санкт-Петербург, Россия
Юрий Валентинович Иванов. Открытка с изображением Дениса Ивановича Фонвизина, 1978 год
Местонахождение: Детский музей открытки, Санкт-Петербург, Россия

Всё познаётся в сравнении

Во время путешествия Денис Иванович понял, как важно ценить даже самые простые бытовые мелочи. Когда во Франции гостям подали несвежие салфетки, писатель невольно вспомнил приёмы в России – там было немыслимо, чтобы у кого-то из иностранцев оказались салфетки «не первой свежести». Он смеялся, вспоминая, как в России европейская жизнь казалась многим роскошной и беззаботной. Оказалось, что и состоятельных, и успешных людей куда больше на родине:

«Здесь (в Европе) брильянты только на дамах, а перстеньки носят маленькие. Мой им кажется величины безмерной и первой воды. Справедлива пословица: в чужой руке ломоть больше кажется».

Но главное – европейские страны угнетали Фонвизина своей неопрятностью. Французские, прусские, итальянские улицы были замусорены донельзя. Как говорил Денис Иванович об Италии (а это подошло бы к любой из посещённых им стран) – если бы русские знали, что их там ждёт, они бы никогда туда не поехали. Обилие нечистот на улицах, зловоние, характерный запах разложения – таковой была Европа того времени. Фонвизин был потрясён видом этого истинного «лица» европейских стран – как же оно не походило на то, что грезилось ему в России:

«Как люди с пятью человеческими чувствами в такой нечистоте жить могут?»
Грязь и антисанитария на европейских улицах поразили ФонвизинаЭтторе Рослер-Франц «Римский переулок», XIX век Местонахождение: Частная коллекция
Грязь и антисанитария на европейских улицах поразили Фонвизина
Этторе Рослер-Франц «Римский переулок», XIX век
Местонахождение: Частная коллекция

Фонвизин и императрица

Но ни талант, ни любовь к родине Фонвизина не были оценены императрицей. Последние сочинения классика вызвали недовольство и критику Екатерины Второй. Но почему же государыня, знавшая толк в комедиях, не воздала должного Денису Ивановичу?

Как считают исследователи, причина крылась не в самом Фонвизине, но в его принадлежности к соратникам Панина. Никита Иванович верно служил государству, но самой Екатерине причинял немало неприятностей. Да и шутки Фонвизина, великого острослова, порой оказывались очень болезненными для самодержицы.

Арман-Шарль Караффе «Портрет писателя Дениса Ивановича Фонвизина», между 1784 и 1785 годамиМестонахождение: Институт русской литературы (Пушкинский Дом), Санкт-Петербург, Россия
Арман-Шарль Караффе «Портрет писателя Дениса Ивановича Фонвизина», между 1784 и 1785 годами
Местонахождение: Институт русской литературы (Пушкинский Дом), Санкт-Петербург, Россия

Личная жизнь мастера

Но даже царская немилость не помешала весельчаку Денису Ивановичу обрести успех. Кстати, он познал счастье и в личной жизни. По молодости писатель был увлечён Анной Приклонской. Он был без ума от любви, хотя и понимал, что быть вместе с избранницей не суждено – она была замужем. В итоге, когда дело дошло до объяснений, Анна заявила, что не может ответить взаимностью, и Денис Иванович отнёсся к этому с пониманием.

Но первая неудача не огорчила Фонвизина. Супругой его стала подзащитная, проходившая свидетельницей по одному щепетильному делу – Екатерина, вдова штык-юнкера Хлопова. Женщина влюбилась в Фонвизина буквально с первого взгляда. Когда же коллеги стали обвинять Фонвизина в том, что он защищает интересы своей любовницы, Денис Иванович решительно заявил, что намерен жениться на Хлоповой.

Брак этот оказался гармоничным союзом. Екатерина превратилась не только в прекрасную супругу, но и в верного помощника и друга, на которого Фонвизин всегда мог положиться. Увы, во время европейского путешествия с Денисом Ивановичем случился апоплексический удар, и в Россию он вернулся совершенно больным. Жена заботливо ухаживала за ним, но спустя два года случился новый приступ, и теперь уже писатель остался обездвиженным. Находясь рядом с мужем, Екатерина записывала его мысли на бумагу, помогая хотя бы этим облегчить плачевное состояние больного.

Фердинанд-Г.Сидо. Гравюра с силуэтом Екатерины Ивановны Фонвизиной, конец XVIII векаМестонахождение не установлено
Фердинанд-Г.Сидо. Гравюра с силуэтом Екатерины Ивановны Фонвизиной, конец XVIII века
Местонахождение не установлено

В декабре 1792 года Дениса Фонвизина не стало. Второй апоплексический удар полностью подорвал его здоровье, однако писатель до последних дней старался работать, диктуя жене свои произведения. Сегодня имя Дениса Ивановича Фонвизина известно каждому, а его произведения переводят и читают во всём мире. Великий классик стал первым из писателей, кто прямо заявил, что европейцам стоит многому поучиться у русских. Фонвизин был предан России душой и сердцем, искренне веря, что эту страну ждёт великое будущее.

На обложке: Фрагмент картины Армана-Шарля Караффе «Портрет писателя Дениса Ивановича Фонвизина», между 1784 и 1785 годами. Местонахождение: Институт русской литературы (Пушкинский Дом), Санкт-Петербург, Россия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий