Сейчас Никита Михалков больше известен как режиссер. Хотя для меня его роли в фильмах, особенно советского периода, затмевают режиссерские работы.
Настолько хорош он был в образе юного балагура Кольки в «Я шагаю по Москве» или рокового обольстителя Паратова в «Жестоком романсе». Михалков начал сниматься рано и много. Однако, как это часто бывает в кинематографе, его фильмография могла бы быть еще длиннее, сыграй он те роли, на которые пробовался.
Слишком быстро вырос для роли Пети Ростова
Когда Сергей Бондарчук искал актеров для своей грандиозной картины «Война и мир», то уже с двух проб юный Никита Михалков (ему еще не было 17-ти лет) был утвержден на роль Пети Ростова. В архиве «Мосфильма» даже сохранились фотографии актера в образе героя романа.
Михалков вспоминал: «Мне первый раз начали завивать волосы и наносить сложный грим». Запомнил молодой актер и тщательную подготовку к фильму: «Все комнаты киностудии, отведенные под съемки, были завалены копиями исторических документов, журналов, фотографий, литографий, эскизов и иллюстраций».
Подготовка к фильму на самом деле была невиданной. На проработку одной батальной сцены могли уходить месяцы. Естественно, что съемочный процесс шел медленно. Никита Михалков успел сняться только в одном эпизоде охоты. Сцену не вырезали из фильма, хотя в скачущем на лошади Пете Ростове едва ли разглядишь актера.
А дальше произошла непредвиденная, хотя и логичная ситуация – Михалков просто перерос образ 15-летнего героя. В основной период съемок подросток Никита стал возмужавшим 20-летним юношей. Сергей Бондарчук принял решение поменять актера. Так, зрители увидели Петю Ростова в исполнении Сергея Ермилова.

Слишком молодой для роли любовника
Если в фильм «Война и мир» Михалков не попал из-за того, что перерос персонажа, то для роли в картине «Три плюс два» оказался слишком молодым. Никита Сергеевич обаял зрительниц в образе Паратова из «Жестокого романса», но мог сыграть харизматичного ловеласа намного раньше.
Фильм «Три плюс два» вообще был знаковым для Михалкова. Во-первых, в основу картины легла пьеса «Дикари», которую написал его отец. Сергей Михалков участвовал и в разработке сценария, а также предложил своего сына на одну из главных ролей.
Во-вторых, в Московском театре несколько лет с успехом шел спектакль «Дикари». А потому фильму, а значит, и актерам, прочили невероятный успех. Для молодого Сергея Михалкова роль в картине могла бы стать прорывом в карьере.
Однако режиссер Генрих Оганисян (которого, к слову, тоже предложил Михалков-старший) с выбором актеров был не согласен. Актеры, задействованные в спектакле (а это были Тихонов, Вицин и Рыбников) показались Оганисяну «при однозначных заслугах и талантах» староватыми для легкой комедии. Никита Михалков, наоборот, слишком молодым. Актер в свои 16 лет успел проявить себя в картине Оганисяна «Приключения Кроша», но в образе щеголеватого дипломата Вадима режиссер его не видел. В итоге роль досталась Евгению Жарикову.

Кадр из фильма «Три плюс два», 1963 год
Усатый Остап Бендер
Кастинг у Леонида Гайдая можно было назвать по-настоящему эпичным событием. У этого режиссера, наверное, мечтали сниматься все. А если речь шла о главной роли в такой картине, как «12 стульев», то выстраивалась очередь из самых именитых актеров.
Вот только сам Леонид Иович относился к пробам очень придирчиво. Стоило актеру хотя бы раз проявить недобросовестность, Гайдай навсегда вычеркивал его из списка претендентов. Но даже из понравившихся актеров Гайдай долго выбирал того, кто, по его мнению, идеально попадет в образ. Так случилось и с пробами на роль Остапа Бендера.
В 1972 г. в журнале «Советский экран» были напечатаны фотопробы кандидатов на роль великого комбинатора – 15 известнейших советских актеров, среди которых был и Никита Михалков. Чем актер не устроил Гайдая, неизвестно.
Позже о тех пробах высказался Георгий Данелия, который тоже в свое время собирался снимать «12 стульев» и как раз-таки считал Михалкова наиболее подходящим на роль Бендером. Режиссер вспоминал:
«У меня в голове свой Бендер. Я видел те кинопробы. Лучше всех был Никита Михалков. Его утвердили, но сказали, что нужно сбрить усы. Но Никита отказался, сказал, что, если мужчина отпустил усы, он не может их сбрить никогда».

Мог позволить себе отказаться от роли
Никита Михалков мог сыграть роль графа Калиостро в фильме Марка Захарова «Формула любви». Изначально персонаж писался под своего, ленкомовского актера – Олега Янковского. Однако в начале работы всплыла одна мистическая история: когда повесть Алексея Толстого собрались экранизировать в США, погиб актер, отобранный на главную роль.
Всем известно, насколько суеверны актеры. Боясь мистического совпадения, Янковский отказался от роли. А за ним ответил отказом и Никита Михалков, которому отчаявшийся Захаров позвонил лично. Хотя, возможно, отказ и не был связан с суеверием. В то время актер был задействован у Эльдара Рязанова на съемках «Жестокого романса».

Кадр из фильма «Жестокий романс», 1984
Не появился Михалков и в замечательной комедии «Покровские ворота», хотя его звали на роль Саввы Игнатьевича. Актер прочитал сценарий, но персонаж показался ему неинтересным и слабым. Михалков был уже популярным и востребованным актером и мог позволить себе отказаться даже от звездных ролей.
На обложке: Никита Сергеевич Михалков / sizeak.com