Вечная муза Сандро Боттичелли — кто она?

Искусство

Возможно, не всем знакомо имя прекрасной итальянки Симонетты Веспуччи. Но абсолютно точно каждый хотя бы раз видел ее изображение. Например, на картинах «Рождение Венеры» или «Весна».

Симонетта Веспуччи – эта главная вдохновительница и муза итальянского художника эпохи Раннего Возрождения Сандро Боттичелли. 

Несравненная и прекрасная Симонетта 

Главную музу Сандро Боттичелли современники прозвали «несравненной и прекрасной Симонеттой», а искусствоведы называют ее «главной вдохновительницей итальянского Ренессанса». Изображение Симонетты Веспуччи встречается на многих картинах мастера, но и другие женские образы Боттичелли навеяны этой красавицей. Чем же девушка так привлекла художника?

Симонетта родилась в 1453 г. в городе Генуя в зажиточной семье. В 16 лет ее выдали замуж за Марко Веспуччи. Интересно, что имя это не менее значимо для истории, чем имя Сандро Боттичелли. Марко Веспуччи приходился родственником Америго Веспуччи, без которого мир тогда не узнал бы Америки. 

Марко Веспуччи был отправлен из Флоренции в Геную на учебу и иногда бывал в доме отца Симонетты. Марко влюбился в юную красавицу с первого взгляда. Для семьи девушки это была выгодная партия. Семейство Веспуччи имело хорошие связи во Флоренции, особенно с набиравшей мощь семьей Медичи. В то время братья Лоренцо и Джулиано Медичи пришли к власти и привлекали в город лучших художников, поэтов и философов.

Сандро Боттичелли «Автопортрет»
Автопортрет Сандро Боттичелли, фрагмент картины «Поклонение волхвов» 1475 год
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Роман с Джулиано Медичи 

Симонетта произвела при дворе Медичи настоящий фурор. Весь высший свет был восхищен ее красотой, манерами и воспитанием и тут же окрестил молодую супругу Марко Веспуччи «ангелом Флоренции». По легенде, братья Медичи также были потрясены красотой Симонетты. В особенности младший брат Джулиано. 

Про отношения Джулиано и Симонетты можно было бы написать красивый роман. Однако до сих пор историки спорят, стала ли госпожа Веспуччи любовницей Джулиано или любовь была платонической. 

С одной стороны, Симонетта даже в обстановке придворной жизни, полной соблазнов и страстей, отличалась пуританским нравом. Поэт и мыслитель Полициано, будучи современником Симонетты, так описывал ее поведение:

«Простая и невинная дама, никогда не дававшая повода для ревности. Она была так мила в общении и проявляла к каждому внимание, что не было ни одной женщины, завидовавшей ей, и было так много мужчин, любивших ее без возбуждения».
Искусствоведы считают, что это изображение Симонетты Веспуччи Сандро Боттичелли «Портрет молодой женщины», между 1475 и 1480 годами Местонахождение: Картинная галерея, Берлин, Германия
Искусствоведы считают, что это изображение Симонетты Веспуччи
Сандро Боттичелли «Портрет молодой женщины», между 1475 и 1480 годами
Местонахождение: Картинная галерея, Берлин, Германия

Но, с другой стороны, Флоренция полнилась слухами о романе Симонетты и Джулиано. На одном из рыцарских турниров Джулиано во всеуслышание объявил Симонетту своей дамой сердца. 

Их отношения стали источником вдохновения для многих поэтов и художников того времени, в том числе и для Сандро Боттичелли, воспевшего любовь Прекрасной Дамы и ее рыцаря в своем творчестве. Современники считали картину «Венера и Марс» парным изображением Несравненной и Принца Юности. Даже лишенный сентиментальности Леонардо да Винчи сделал несколько зарисовок с того самого турнира. Да и трудно поверить, что энергичный и пылкий Джулиано, напористости которого уступил даже старший брат Лоренцо, тоже влюбленный в Симонетту, добивался бы своей дамы лишь в воображении. 

Немалую роль в величии этой любви сыграл ее печальный финал. В возрасте 22 лет Симонетта неожиданно скончалась от чахотки, всего через год после знаменитого турнира. А через два года ровно в тот же день при попытке переворота был заколот Джулиано Медичи. 

Еще больше путаницы в отношения Симонетты и Джулиано внес Марко Веспуччи. Через несколько лет после смерти молодой супруги он снова женился. Когда у него родился сын, он назвал его Джулиано. Едва ли муж, чувствующий на голове развесистые рога, стал бы называть ребенка именем любовника жены. Впрочем, нравы тогда были другими. Возможно, Марко был благодарен Джулиано, ведь именно младший Медичи возвел Симонетту в ранг самой красивой женщины Флоренции. 

Сандро Ботичелли «Портрет Джулиано Медичи», 1478-1482 годы Местонахождение: Национальная галерея искусства, Вашингтон, США
Сандро Ботичелли «Портрет Джулиано Медичи», 1478-1482 годы
Местонахождение: Национальная галерея искусства, Вашингтон, США

Вечная муза Боттичелли 

Сандро Боттичелли был вхож в дом Медичи, он был близким другом обоих братьев. И, как считают некоторые искусствоведы, тоже был влюблен в Симонетту. Но влюблен тайно, т.к. едва ли мог тягаться с величием чувств Джулиано. При жизни девушка не появлялась на картинах художника, по крайней мере ее изображение не было таким явным. 

Лишь после смерти Симонетты и Джулиано – двух трагических событий, ставших ударом для художника – Боттичелли написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». С того момента образы прекрасной итальянки стали лейтмотивом его творчества. 

Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», 1482-1486 годы Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», 1482-1486 годы
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Искусствоведы до сих пор спорят, сколько же всего существует изображений Симонетты на полотнах Сандро Боттичелли. Некоторые считают, что после смерти молодой женщины художник запечатлел ее в том или ином образе на всех своих картинах. А это значит, что прекрасная муза вдохновляла Боттичелли еще целых 35 лет. И даже после смерти он не захотел с ней расстаться, поэтому завещал похоронить себя у ног Симонетты в церкви Огниссанти.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий