В стиле императрицы – как создавался Большой Царскосельский дворец?

Искусство

Приезжая в Царское Село, нельзя пройти мимо удивительного архитектурного творения, настоящей «жемчужины» Петербурга – Большого Царскосельского дворца. Кажется, что здесь сам воздух наполнен чем-то волшебным, утончённым и чувственным. А ещё здесь причудливо сочетаются контрасты. Русский лес здесь находится рядом с великим творением итальянского архитектора, а живописные колонны в парке дополняют раскинувшиеся дубы. Здесь действительно кажется, что замирает время – чтобы дать возможность ощутить и насладиться всей той красотой, которая открыта человеку.

Дворцовый ансамбль Царского Села появился далеко не сразу. Эти земли находились на возвышенности, а потому изначально назывались Саарской мызой (в переводе с финского «саарис» означает «возвышение»). Участок на возвышенности Пётр Первый подарил своей супруге Екатерине Алексеевне, и с этого момента здесь начинается строительство. Однако свой нынешний вид Большой Царскосельский дворец обрёл вовсе не при этой правительнице. Какие же перемены пережил дворец? И чем он способен удивить нас?

Начало строительства

Изначально Саарская мыза принадлежала Александру Меншикову, близкому другу и сподвижнику Петра Великого. Однако его этот участок не особенно интересовал. а потому царь «за ненадобностью» решил передать его супруге Екатерине (той самой, которая в будущем станет императрицей Екатериной I).

Если вы представляете, что именно для неё здесь был выстроен величественный дворец, то сильно ошибаетесь. Супруга первого российского императора довольствовалась небольшим двухэтажным домиком с «каменными палатами о шестнадцати светлицах». По сути, это здание мало отличалось от типичного особняка русских помещиков.

Большой Царскосельский дворец - шедевр, созданный архитектором Франческо Бартоломео Растрелли / © Денис Матвеев / fotokto.ru
Большой Царскосельский дворец – шедевр, созданный архитектором Франческо Бартоломео Растрелли / © Денис Матвеев / fotokto.ru

Новая императрица

Но всё менялось, причём даже название этого места. Постепенно Саарская мыза превратилась в Саарское Село, а потом и вовсе стала называться на русский манер – Царским Селом. Перейдя по наследству к дочери Петра Первого Елизавете Петровне, этот дом стал чем-то вроде загородной резиденции цесаревны. Она могла отдохнуть здесь в кругу друзей, не опасаясь соглядатаев, подосланных новой императрицей Анной Иоанновной.

Пьетро Антонио Ротари «Портрет Франческо Бартоломео Растрелли», до 1762 года Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Пьетро Антонио Ротари «Портрет Франческо Бартоломео Растрелли», до 1762 года
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Когда же в 1741 году на престол взошла сама Елизавета, всё круто изменилось. Петрова дочь очень любила Царское Село и решила преобразовать родовое гнездо. Любительница всего яркого, пышного, праздничного, Елизавета не стала ограничивать себя. Дворец в Царском Селе должен был стать одним из самых красивых строений России. Она знала, кому поручить непростую работу по перестройке имения. Для этого был приглашён известный архитектор, итальянский гений Франческо Бартоломео Растрелли.

Тяжкий труд

Работа оказалась действительно тяжёлой. Растрелли несколько раз всё перестраивал и менял, преобразовав здание начала XVIII века до неузнаваемости. Дворец приобрёл два больших крыла, а главное – был выполнен в стиле так называемого елизаветинского барокко, который очень соответствовал нраву самой императрицы, любившей праздники и эффектные выходы. Екатерина Алексеевна, будущая Екатерина II и хозяйка дворца, которая в ту пору была великой княгиней и наблюдала за постройкой, писала:

«Завтра ломали то, что сделано было сегодня. Шесть раз дворец был разрушен до основания и вновь отстроен, прежде чем доведен до состояния, в котором находится теперь».
Луиджи Премацци «Большой Царскосельский дворец», 1889 год
Луиджи Премацци «Большой Царскосельский дворец», 1889 год

Великолепие дворца

Но весь этот адский труд, несомненно, стоил того. Едва увидев Большой Царскосельский дворец, гости императрицы замирали, поражённые великолепием и пышностью. Сверкающая на солнце позолота слепила глаза. Не менее пышным было и внутреннее убранство – здесь можно было увидеть золочёную лепнину, статуи, редчайшие виды фарфора.

Сегодня дворец по-прежнему великолепен и представляет собой результат долгой работы не только того самого гениального Растрелли, но и советских реставраторов, которые занимались восстановлением построек Царского Села после немецкой оккупации. Именно здесь находилась та самая Янтарная комната, которая была вывезена немцами в неизвестном направлении. Сегодня сохранились лишь её отдельные фрагменты.

Воссозданная Янтарная комната дворца / tzar.ru
Воссозданная Янтарная комната дворца / tzar.ru

«Изюминка» дворца

Дворцовый комплекс и парк, расположенный рядом с ним, несомненно, представляет собой шедевр архитектуры. Но чем же особенно впечатляет Большой Царскосельский дворец? На мой взгляд, своими блеском, пышностью, фантазией мастеров и, конечно, масштабами. Последнее особенно ярко отражает Большой зал. Прежде в нём проводили балы и костюмированные представления. Только представьте: площадь этого зала составляет 850 квадратных метров! Да уж, здесь действительно было где развернуться в вальсе или мазурке!

Это очень светлая комната – помимо окон, света ей добавляют зеркала, установленные в позолоченных рамах в простенках. А в вечернее время здесь зажигали множество свечей, которые, отражаясь в зеркалах, добавляли торжественной яркости залу. Масштабность помещения подчёркивает потолок, который занимает живописный плафон «Триумф России» кисти Д.Валериани.

Большой зал дворца поражает и восхищает своей красотой, масштабами и роскошью / dostop.ru
Большой зал дворца поражает и восхищает своей красотой, масштабами и роскошью / dostop.ru

Большой Царскосельский дворец – это не только красивое историческое здание. Он отражает величие и богатство России, которое демонстрировалось иностранным гостям. В дворцово-парковом комплексе немало построек, посвящённых историческим событиям. При нескольких российских правителях именно это место было своего рода «парадным лицом» Российской империи. А потому очень радует, что, пройдя через крайне тяжёлые времена, красота и блеск дворца сохранились до наших дней. Это – не только впечатляющая «картинка», но и история нашей страны.

На обложке: Большой Царскосельский дворец / novyefoto.ru

МУСАГЕТ
Добавить комментарий