Сейчас Голливуд – это мировая кинофабрика. А начиналось все больше столетия назад с маленькой 17-минутной картины «В старой Калифорнии». Причем старт у киностудии был не самым удачным, так как фильм в прокате провалился.
История любви времен испанского владычества
Режиссером первого голливудского фильма стал Дэвид Уорк Гриффит. К 1910 году, когда он задумал снять «В старой Калифорнии», в его копилке уже было множество работ. Правда, фильмы (а по сути, короткометражные ленты) тогда снимали за неделю с бюджетом по современным меркам не больше тысячи долларов. К слову, гонорар за одну картину Гриффит мог потратить на… починку ботинок.
Но именно Гриффит убедил боссов перенести киностудию из Нью-Йорка в живописную калифорнийскую деревушку Голливуд. Ведь свою новую историческую мелодраму (серьезная такая заявка для 17-минутного фильма) он мечтал снимать в таком атмосферном месте.
Новая картина, как указывалось в афише, рассказывала историю любви времен испанского владычества. Впрочем, фильм можно было и не смотреть, так как по традиции того времени сюжет подробно пересказывался в анонсе.

История Пердиты Аргуэлло, молодой мексиканки, полна сложностей и неожиданных поворотов событий. В молодости она отказала богатому испанцу Хосе, предпочтя выйти замуж за обычного деревенского трубадура Педро Кортеса.
Однако через двадцать лет Педро спился. Пердите пришлось обратиться к Хосе и попросить его позаботиться о ее 19-летнем сыне. Хосе, уже ставший губернатором, все еще сохранял воспоминания о прошлой любви к Пердите. Он принял решение взять молодого парня под свое крыло и отправить его служить в армию.

Однако вскоре стало ясно, что сын Пердиты не смог избежать негативного влияния генов своего отца. Он начал пить, воровать и всячески беспутничать. Хосе знал, что Пердита страдает от тяжелой болезни и не хотел разбивать ее сердце плохими новостями. Пердита умерла с верой, что ее сын – настоящий герой, хотя к тому времени он уже сидел в тюрьме.
Долгие годы забвения
Съемки фильма заняли всего два дня. А чтобы снова не ездить туда-сюда, Гриффит сразу же снял еще одну мыльную оперу «Рамона» со схожим сюжетом. Удивительно, но именно вторая картина зацепила зрителей и критиков больше, чем «В старой Калифорнии».
Обе мелодрамы вышли практически в одно время. Первый показ «В старой Калифорнии» состоялся 10 марта 1910 г., а «Рамоны» через несколько месяцев. Вторая картина была сделана уже более искусно технически. Гриффит использовал новаторские методы съемки, включая использование более длительных кадров, динамическую камеру и переходы между разными сюжетными линиями.
Кроме того, в главной роли выступала будущая звезда Мэри Пикфорд. На «Рамону» писали отзывы и рецензии, тогда как о фильме «В старой Калифорнии» практически забыли.

Долгое время лента пылилась на полках. Даже считалось, что первым голливудским фильмом и вовсе был «Муж индианки» Сесиля де Милля. Выход уже полноценной часовой картины как раз совпал с запросами публики на полнометражные фильмы, что стало еще одной причиной провала ленты Гриффита.
Справедливость восторжествовала практически столетие спустя. В 2004 г. в одном из киноархивов случайно обнаружили копию фильма. Было установлено, что лента «В старой Калифорнии» действительно являлось первой полностью голливудской картиной. Кроме того, короткометражка установила и несколько других рекордов.
Именно на съемках этой картины режиссер впервые прокричал: «Свет! Камера! Мотор!». «В старой Калифорнии» стала первой лентой на латиноамериканскую тематику. По этому поводу у представителей разных национальных сообществ, проживающих в США, вышел горячий спор. Каждый, видимо, хотел, чтобы первый фильм был снят о них.

В любом случае, картина «В старой Калифорнии» открыла двери для будущих инноваций кинематографа. Она показала, что кино может быть не только развлекательным, но и художественным и качественным искусством.
На обложке: Дэвид Уорк Гриффит на съёмочной площадке, 1918 год