«В старой Калифорнии» – как первый голливудский фильм провалился в прокате

Искусство

Сейчас Голливуд – это мировая кинофабрика. А начиналось все больше столетия назад с маленькой 17-минутной картины «В старой Калифорнии». Причем старт у киностудии был не самым удачным, так как фильм в прокате провалился.

История любви времен испанского владычества

Режиссером первого голливудского фильма стал Дэвид Уорк Гриффит. К 1910 году, когда он задумал снять «В старой Калифорнии», в его копилке уже было множество работ. Правда, фильмы (а по сути, короткометражные ленты) тогда снимали за неделю с бюджетом по современным меркам не больше тысячи долларов. К слову, гонорар за одну картину Гриффит мог потратить на… починку ботинок.

Но именно Гриффит убедил боссов перенести киностудию из Нью-Йорка в живописную калифорнийскую деревушку Голливуд. Ведь свою новую историческую мелодраму (серьезная такая заявка для 17-минутного фильма) он мечтал снимать в таком атмосферном месте.

Новая картина, как указывалось в афише, рассказывала историю любви времен испанского владычества. Впрочем, фильм можно было и не смотреть, так как по традиции того времени сюжет подробно пересказывался в анонсе.

Режиссёр Дэвид Уорк Гриффит, 1916 год
Режиссёр Дэвид Уорк Гриффит, 1916 год

История Пердиты Аргуэлло, молодой мексиканки, полна сложностей и неожиданных поворотов событий. В молодости она отказала богатому испанцу Хосе, предпочтя выйти замуж за обычного деревенского трубадура Педро Кортеса.

Однако через двадцать лет Педро спился. Пердите пришлось обратиться к Хосе и попросить его позаботиться о ее 19-летнем сыне. Хосе, уже ставший губернатором, все еще сохранял воспоминания о прошлой любви к Пердите. Он принял решение взять молодого парня под свое крыло и отправить его служить в армию.

Голливуд, 1905 год
Голливуд, 1905 год

Однако вскоре стало ясно, что сын Пердиты не смог избежать негативного влияния генов своего отца. Он начал пить, воровать и всячески беспутничать. Хосе знал, что Пердита страдает от тяжелой болезни и не хотел разбивать ее сердце плохими новостями. Пердита умерла с верой, что ее сын – настоящий герой, хотя к тому времени он уже сидел в тюрьме.

Долгие годы забвения

Съемки фильма заняли всего два дня. А чтобы снова не ездить туда-сюда, Гриффит сразу же снял еще одну мыльную оперу «Рамона» со схожим сюжетом. Удивительно, но именно вторая картина зацепила зрителей и критиков больше, чем «В старой Калифорнии».

Обе мелодрамы вышли практически в одно время. Первый показ «В старой Калифорнии» состоялся 10 марта 1910 г., а «Рамоны» через несколько месяцев. Вторая картина была сделана уже более искусно технически. Гриффит использовал новаторские методы съемки, включая использование более длительных кадров, динамическую камеру и переходы между разными сюжетными линиями.

Кроме того, в главной роли выступала будущая звезда Мэри Пикфорд. На «Рамону» писали отзывы и рецензии, тогда как о фильме «В старой Калифорнии» практически забыли.

Кадр из фильма «В старой Калифорнии», 1910 год
Кадр из фильма «В старой Калифорнии», 1910 год

Долгое время лента пылилась на полках. Даже считалось, что первым голливудским фильмом и вовсе был «Муж индианки» Сесиля де Милля. Выход уже полноценной часовой картины как раз совпал с запросами публики на полнометражные фильмы, что стало еще одной причиной провала ленты Гриффита.

Справедливость восторжествовала практически столетие спустя. В 2004 г. в одном из киноархивов случайно обнаружили копию фильма. Было установлено, что лента «В старой Калифорнии» действительно являлось первой полностью голливудской картиной. Кроме того, короткометражка установила и несколько других рекордов.

Именно на съемках этой картины режиссер впервые прокричал: «Свет! Камера! Мотор!». «В старой Калифорнии» стала первой лентой на латиноамериканскую тематику. По этому поводу у представителей разных национальных сообществ, проживающих в США, вышел горячий спор. Каждый, видимо, хотел, чтобы первый фильм был снят о них.

Кадр из фильма «Рамона», 1910 год
Кадр из фильма «Рамона», 1910 год

В любом случае, картина «В старой Калифорнии» открыла двери для будущих инноваций кинематографа. Она показала, что кино может быть не только развлекательным, но и художественным и качественным искусством.

На обложке: Дэвид Уорк Гриффит на съёмочной площадке, 1918 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий