«В сельской школе» – что необычного на картине Маковского?

Искусство

Знаменитый русский живописец Владимир Маковский стал известен благодаря своим работам, написанным в «малом жанре». Он не изображал грандиозных баталий и не писал портреты царей. Однако в каждой работе Маковского присутствуют теплота и уют, отражающие особенности бытового жанра. Примером такой атмосферности в полотне стала картина «В сельской школе».

В этой работе живописец максимально ярко изобразил будни сельской школы, внешность учеников, их интересы и поведение. Полотно будто бы возвращает нас в прошлое, позволяет проникнуться колоритом деревни и духом того времени. Стоит признать, Маковский действительно был мастером изображения таких «маленьких» сцен. Что же можно заметить на полотне? И каковы его особенности?

Художник для народа

Владимир Маковский был одним из самых ярких художников-передвижников. Его работы отличаются особенным стилем, причём узнать его может даже обыватель (не говоря уже об искусствоведах). Маковский вырос в артистической семье, с ранних лет его окружал мир искусства.

Его братья тоже стали художниками. По сути, выбор профессии был предопределён, однако для Маковского она стала настоящим призванием. Заниматься живописью он начал в ранние годы, причём его первым учителем по данному направлению стал известный художник Василий Тропинин. Ценители творчества Маковского считают, что именно благодаря такому наставнику он научился настолько колоритно и живо изображать людей.

Владимир Маковский принадлежал к тем живописцам, которым не нужно отыскивать вдохновляющие образы – сюжеты ему показывала сама жизнь. Художник изображал обыкновенные бытовые сцены России XIX века, стараясь продемонстрировать их максимально правдиво и натуралистично, однако не упустить и собственное видение. Он знал о жизни простых людей, крестьянском быте и доле бедняков – причём не из рассказов знакомых и не из книг. Критик Николай Александров так рассказывал о живописце:

«Он посещает все богадельни… Он знает все захолустья Москвы, все трущобы, его встретите на рынках, на народных гуляниях, на всех толкучках и тут же на балах, в театрах, концертах, в маскарадах, на бульваре».
Владимир Егорович Маковский «Автопортрет», 1905 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Владимир Егорович Маковский «Автопортрет», 1905 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Особенная картина

Глядя сегодня на работы Маковского, кажется, будто это не картина, а некое «окошко» в прошлое. Его работы позволяют провести сравнение и отметить, насколько сильно всё изменилось с той поры. И пример тому – творение, названное мастером «В сельской школе».

Эта картина стала одним из отражений идей народничества, которые оказали сильнейшее влияние на Маковского. Автор стремился показать обыкновенные будни села, и это – одна из выбранных им граней. Рассматривая картину, поневоле удивляешься, насколько отличается изображённая школа от учебных заведений нашего времени.

Взгляните на картину «В сельской школе». Перед нами – изба, где находятся дети разного возраста. Разумеется, в ту пору в деревнях не могли позволить себе делить учащихся на классы (часто на всё село был один учитель), а потому получали знания ребята совершенно разных возрастных категорий. При первом же взгляде на полотно заметно, что Маковскому были интересны все его герои – каждому он придал особенные черты и индивидуальность.

Владимир Егорович Маковский «В сельской школе», 1883 год Местонахождение: Областной художественный музей, Тула, Россия
Владимир Егорович Маковский «В сельской школе», 1883 год
Местонахождение: Областной художественный музей, Тула, Россия

Ученики на картине «В сельской школе»

Тематически можно разделить картину на три части. Самый центр её занимает стол с лавками, за которыми ученики выполняют задания. Интересно, что если бы не доска, находящаяся в избе, можно было бы предположить, что ребята попросту находятся дома и делают уроки. Дети увлечены своей работой и не вызывает сомнения, что им очень интересно то, что задал учитель.

В левом углу картины можно заметить двух маленьких загорелых мальчуганов. Они точно не являются учениками, однако решили заглянуть в школу и посмотреть на учёбу. Разумеется, никто им не запрещает этого делать. Тем более, по лицам ребят можно заметить, что им интересно уже сейчас приобщиться к этому таинству – получению знаний. Не исключено, что малыши мечтают о времени, когда сами смогут посещать школу.

Третья часть находится справа. У доски мы видим учительницу и двух девочек, которые отвечают на вопрос педагога. Правда, по их позам можно понять, что далеко не всё так гладко, как хотелось бы. Старшая из девочек потупила взор – она не может справиться с заданием. А вот младшая держит голову высоко и смотрит вперёд более уверенно. Либо она считает, что есть надежда дать верный ответ, либо и вовсе точно знает его.

По положению тела, рук, головы, взглядам детей можно понять, какие эмоции испытывает каждый из учеников. Одни явно не уверены в том, что делают задание правильно, а потому пользуются помощью более сообразительных товарищей, другие усидчиво сидят над своими тетрадями.

Ребята ведут себя по-разному, но они сплочены единым порывом – интересом к учёбе. Только посмотрите: в окно избы льётся солнечный свет, а никто из детей даже не думает взглянуть на улицу. Здесь нет тоски в глазах или уныния при взгляде на «свободную» ребятню, играющую во дворе. Зато присутствуют энтузиазм и жажда познания нового.

В центре картины - дети, увлечённо работающие над полученными от учительницы заданиями
В центре картины – дети, увлечённо работающие над полученными от учительницы заданиями

Благодаря Владимиру Маковскому и его картине «В сельской школе» мы можем сравнить современные и прежние условия обучения. Полотно показывает нам обыкновенный деревенский дом, в который принесли доску и лавки, превратив его в «храм знаний». Здесь нет ни высоких технологий, ни особенного комфорта. Но при этом на картине присутствует то, что сегодня редко можно увидеть в школьных классах и университетских аудиториях. В каждом из детей чувствуется желание учиться, что особенно ярко раскрывает живость и любознательность ребят того времени.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий