«Король художников и художник королей» – именно так называли Питера Пауля Рубенса. И неудивительно, ведь этот живописец монархов после себя оставил огромное творческое наследие, состоящее из трёх тысяч картин. Рубенс, обладавший большой жизненной энергией и постоянно черпавший из жизни и искусства новые идеи, стал одним из самых плодовитых мастеров кисти прошлого. Более того, большинство его картин имеют внушительные размеры, а написать такие полотна далеко не просто. Однако сложности никогда не останавливали знаменитого фламандца.
Помимо достижений в количественных показателях работ, Рубенс сумел превратить своё творчество в основу для появления нового яркого стиля. Именно этот голландский мастер стоял у истоков барокко, которое со временем во всей своей красе раскроется в произведениях живописцев. Какой же была жизнь блистательного художника? И почему Рубенса называют не только живописцем, но и дипломатом?
Семья Рубенса
Питер Пауль появился на свет в 1577 году в голландском Зигене. Он происходил из старинного рода ремесленников, упоминание о котором можно найти уже в источниках начала XVI века. Отец будущего гения Ян Рубенс состоял юристом при супруге герцога Оранского Анне Саксонской. Стремясь заполучить право на развод, герцог обвинил свою жену в любовной связи с Рубенсом-старшим. Тот под пытками признался, что действительно был любовником герцогини, после чего вынужден был провести два года в заключении.
Несмотря на все невзгоды, супруга Яна Рубенса не оставляла его в моменты трудностей. Напротив, женщина поддерживала его и присылала письма, полные любви и нежности. Когда же Ян обрёл долгожданную свободу, оказалось, что отыскать достойную работу он уже не сможет. Чтобы как-то прокормить семью, Ян занимался ремесленными делами, а его жена Мария продавала выращенные ею овощи. Однако денег всё равно катастрофически не хватало.

Питер Пауль Рубенс «Портрет пожилой женщины», 1616-1618 годы
Местонахождение: Старая Пинакотека, Мюнхен, Германия
И снова сложности
И хотя трудностей было немало, юному Питеру по-своему повезло. Вскоре после его рождения умерла Анна Саксонская. Яна Рубенса наконец перестали преследовать и позволили вернуться в Кёльн, где он снова смог заниматься юридической практикой. Увы, счастье и благополучие семьи оказалось недолгим – вскоре отец маленького Рубенса скоропостижно умер от лихорадки.
Через некоторое время старший сын вдовы Марии отправился в Италию, а трое детей умерли от той же тяжёлой лихорадки. Вместе с дочерью и сыновьями Филиппом и Питером женщина решила отправиться в Антверпен. Город был разорён войной, но она надеялась найти там хоть какие-то возможности для заработка.
После переезда жизнь юного Рубенса кардинально поменялась. В десять лет Питера отдали в иезуитскую школу, где вскоре он проявил незаурядные таланты. Питер превосходно разговаривал на нескольких языках, хотя прежде талантов лингвиста не проявлял.
Кроме того, мальчик легко осваивал новые языки, что могло оказаться очень ценным для него в будущем. Помимо того, Питер посещал и светскую школу, где тоже немало удивлял преподавателей. Современники были впечатлены необыкновенной памятью мальчика. Однажды он с лёгкостью вспомнил имя поэтессы, которая всего один раз упоминалась в сатире Ювенала.

Местонахождение: Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия
Открыть в себе живописца
А тем временем материальное положение семья становилось совсем плачевным. Старшая сестра Питера и Филиппа вышла замуж, а для её приданого потребовалось отдать все имеющиеся сбережения. Юношам пришлось искать работу, и здесь Питеру снова повезло. Прибегнув к своим старым связям, его мать смогла устроить сына в качестве пажа к графине де Лален. Благодаря этому Питер смог продолжить своё образование, да ещё и научиться придворным манерам.
Но именно там, среди красот двора, Рубенс осознал, чем хочет заниматься всю свою жизнь. Он мог часами рассматривать полотна известных мастеров, причём умудрялся «разгадывать» секреты наложения определённого оттенка или игры света. Как отмечал его друг Якоб Зандрарт:
«Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству».
Заявив матери, что собирается стать живописцем, Рубенс начал старательно изучать это сложное искусство. Он начинал своё творчество с создания копий гравюр, которые видел в Библии. Затем собственный стиль Питера начал всё более ярко проявляться в работах.
Несомненно, на него оказали немалое влияние его предшественники, однако, как считают искусствоведы, именно любовь к родным пейзажам вдохновляла и давала Рубенсу эту неиссякаемую энергию для новых работ, которую он будет демонстрировать в течение всей своей жизни.

Местонахождение: Прадо, Мадрид, Испания
Талантливый наставник
В 1595 году Рубенс начал работать в мастерской Отто ван Веена, одного из самых известных мастеров Антверпена. Благодаря ему Рубенс сумел «отточить» собственный стиль. Более того, именно ван Веен привил своему ученику любовь к античности и классическим формам. Сегодня нам известно много картин Рубенса, написанных по сюжетам древнегреческих мифов. А ведь их могло бы не быть, если бы не ван Веен.
Также от своего наставника Питер постиг жизненную премудрость, которая была известна далеко не всем молодым живописцам. «Чтобы развиваться, талант требует могущественного покровителя», – заявлял учитель, и он был прав. В ту пору даже необычайно талантливый художник не мог реализоваться без значительного финансирования, а значит, требовался человек, который был бы готов поспособствовать этому. Искусствовед Ч.Веджвуд отмечал:
«Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом… Однако он был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него».

Местонахождение: Королевские музеи изящных искусств, Брюссель Бельгия
Служба при дворе
Поступив на службу при Мантуанском дворе, Питер Пауль практически сразу же получил не только хорошее жалование, но и того самого влиятельного покровителя, о котором некогда ему твердил наставник. Им стал герцог Винченцо Гонзага, отличавшийся необузданным нравом и распутством, зато благоволивший талантливым мастерам. Как вы понимаете, целью герцога не было обучение молодого живописца. Однако так получалось, что заказы от Гонзага помогали Рубенсу усовершенствовать свою технику и развивать талант.
В ту пору Рубенс нередко занимался копированием работ известных мастеров, а после даже выступал в качестве посредника при приобретении оригинала и, конечно, получал свои комиссионные. Самыми известными копиями, созданными им, стали «Битва при Ангиари» и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.
За годы службы при дворе Гонзага Рубенс сумел посетить немало интересных мест. Он побывал в крупных городах Европы, в частности, в Риме, который впечатлил его видом старинных зданий и древней архитектуры. Примечательно, что нередко Питер Пауль отправлялся в поездку с дипломатической миссией.
Человек светский, обладающий прекрасными манерами, свободно разговаривающий на основных европейских языках, он действительно был бесценной находкой в качестве дипломата. Нередко именно Рубенсу предстояло решать «тонкие» вопросы, а иногда именно от него зависело дальнейшее положение дел в отношениях между странами. Впрочем, сам Рубенс не преувеличивал собственного значения, считая, что в первую очередь является живописцем, а уж потом – дипломатом.

Местонахождение неизвестно
Между горем и радостью
После череды свершений и успехов Питера Пауля ожидала тяжёлая утрата. В 1608 году умерла его мать. Он потерял единственного родного человека, к которому был привязан с самого детства. Эта потеря оказалась страшным ударом для Рубенса. Он даже подумывал о том, чтобы уйти в монастырь. Однако любовь к искусству оказалась сильнее. Питер Пауль решил вопреки своей душевной боли продолжать творить. Более того, именно работа помогала ему забыть о своей печали и погрузиться в совершенно иной мир.
Предаваться скорби было действительно не время – в ту пору у Рубенса появилось немало богатых заказчиков. Среди них оказался эрцгерцог Альберт, который предложил мастеру должность придворного живописца. Именно в ту пору художник понял, что такое настоящая востребованность.
Он писал картины по заказу придворных, причём получал за свою работу немалые деньги. Но главное – слава о нём постепенно выходила за пределы родной страны. О Рубенсе говорили уже в европейских государствах, а многие вельможи желали заполучить произведение, написанное им. Одной из самых ярких работ того периода стал «Союз Земли и Воды». В своей картине Питер Пауль ярко продемонстрировал единство Антверпена и реки Шельды, протекающей рядом.

Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
А через некоторое время на свет появилась картина «Персей освобождает Андромеду». Здесь ярко раскрылась любовь Рубенса к античности. Питер Пауль всегда увлекался чтением древнегреческих преданий, а на этот раз продемонстрировал зрителям один из самых любимых своих сюжетов.
Несмотря на массу предложений и придворное жалование, Рубенс не спешил переезжать в Брюссель, а оставался на родине. Казалось бы, любой другой на его месте, не раздумывая, ринулся бы в путь, но Питер Пауль руководствовался иными соображениями. Искусство для него всегда было важнее успеха и карьеры, хотя и выходило так, что одно другому не мешало. Племянник живописца Филипп Рубенс считал:
«Из опасения, как бы придворная жизнь, которая незаметно захватывает любого человека без остатка, не повредила его занятиям живописью и не помешала ему добиться в искусстве того совершенства, способность к которому он в себе ощущал».

Местонахождение: Картинная галерея, Берлин, Германия
Честолюбивый и амбициозный Рубенс стремился не столько подняться по социальной лестнице, сколько превратить в совершенство своё мастерство. Он мечтал о славе, но вовсе не придворного, а живописца – лучшего среди фламандских, а может, и европейских мастеров.
Первый брак
В очередной раз возвратившись в Антверпен, Питер Пауль решился на серьёзный шаг и сделал предложение своей соседке Изабелле Брант. Нельзя сказать, что для девушки это было неожиданностью – Рубенс давно оказывал ей знаки внимания, но, видимо, прежде не считал себя достойным женихом.
Теперь же, имея солидное жалование и статус, он рассчитывал, что отец Изабеллы будет благосклонен и даст родительское благословение. Так и вышло, и в 1609 году Рубенс женился на своей избраннице. Кстати, по этому поводу Филипп Рубенс сочинил не слишком изысканную эпиталаму с такими строками:
«Так, влюблённые, вы сопряжёте счастливые узы,
Оба в цветущих годах, в расцвете всех дарований
Тела, а также души; ваш корень и место рожденья общи…».

Местонахождение: Старая пинакотека, Мюнхен, Германия
Кстати, ко дню бракосочетания Питер Пауль написал картину «Автопортрет с Изабеллой Брант», на которой изобразил себя и невесту. В этой работе особенно впечатляют сдержанность и достоинство, с которыми держатся влюблённые. Здесь нет никакого чувственного порыва, и, несомненно, Рубенс хотел это подчеркнуть, Всё крайне благопристойно и целомудренно. Сам жених смотрит на зрителя спокойно и уверенно. Его невеста чуть улыбается, что указывает на её душевную радость – здесь нет никаких бурных страстей и пылкости, но именно такая сдержанность и кажется особенно привлекательной.
Личные дела
Что касается личной жизни, то Рубенс всегда оставался достаточно скрытным. И если о своей работе он мог говорить нередко, то о делах семейных практически никогда не упоминал. Его самым близким другом и соратником всегда был старший брат Филипп, которому Рубенс безгранично доверял. Даже супруга и дети значили для Питера Пауля меньше, чем брат.
В браке с Изабеллой родилось трое детей, причём долгожданный сын появился у пары лишь через семь лет брака. Назван мальчик был в честь покровителя и своего крёстного отца – эрцгерцога Альберта. Лишь о сыне Питер Пауль упоминал в своих письмах друзьям, а потому можно сделать вывод, что он был любимцем отца. Сам Альберт более походил на дядю Филиппа, нежели на отца. Он не увлекался живописью, а потому продолжателем дела Рубенса-старшего так и не стал.

Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Дом Рубенса
Большим событием в жизни Питера Пауля стало приобретение дома. В 1611 году он купил крупный участок, который обошёлся живописцу в 10 тысяч флоринов – огромную сумму, о которой некогда маленький Рубенс, живший в бедности, не мог и мечтать. Крупный особняк производил впечатление старинного дворца. Он был украшен скульптурами и колоннами, лепниной и декоративными элементами.
Несмотря на такую помпезность, Питер Пауль здесь большую часть времени проводил в своём скромном рабочем кабинете. Знакомые мастера рассказывали, что даже письма он часто диктовал своему секретарю, не отрываясь от кисти. Рубенс любил совершать прогулки по городу, а на обед звал самых близких друзей. Как вспоминали современники:
«Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр».
Отдельное помещение в доме Рубенса занимала студия для учеников. А вот неподалёку от неё располагалась тёмная зала, где мастер оставлял свои готовые работы и демонстрировал их гостям. Выбирая масштабный особняк, Питер Пауль руководствовался не только стремлением жить в роскошном и просторном имении, но и практическими соображениями.

Не секрет, что многие полотна Рубенса имеют крупные размеры, а потому для них необходимо было обустроить отдельные подходящие помещения. При этом кажущаяся монументальность при знакомстве с оригиналом оказывается лёгкой и интересной. По мнению искусствоведа Н.А.Дмитриевой, ни одна репродукция не способна передать истинного рубенсовского стиля:
«Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими, исполненными своеобразной грации».
Ещё при жизни Рубенса появилось немало историй, многие из которых являются правдой. Так, к примеру, однажды алхимик Брендель предложил Питеру Паулю сделать вложения в создание лаборатории для получения философского камня. На это художник лишь рассмеялся:
«Ни одна ваша алхимическая тайна не стоит столько, сколько мои палитра и кисти».

Особенный стиль
В первые годы самостоятельной работы, став признанным и известным живописцем, Рубенс написал немало картин на библейские сюжеты. При этом даже в таких работах он не стеснялся использовать обнажённую натуру. Примером тому является картина «Великий Страшный суд». Вытянутые тела и руки образуют подобие некой арки. Сама кожа персонажей кажется не смуглой и не белой, а выполнена в какой-то особенной розово-терракотовой гамме.
Когда Рубенс ещё жил в Италии, Гвидо Рени утверждал, что художник подмешивает в свои краски кровь – настолько реалистичными кажутся её оттенки на полотнах фламандца. В мифологических картинах Рубенс и вовсе не стремился показать человека неким воздушным «бестелесным» созданием. По его мнению, людей следовало изображать такими, какие они есть – из плоти и крови. При этом сам Рубенс не стремился придать своим персонажам некий эротизм, на его картинах немало аллегорий.
Так, к примеру, в работе «Три грации» пышность и полнотелость фигур символизируют изобилие и плодородие. Как сказали бы сегодня, «бодипозитивные» женщины на полотнах художника олицетворяют благополучие и силу природы. Здесь выражен оптимистический взгляд на природные богатства и возможности, в отличие от античных авторов.
Интересно и то, что к портретам Рубенс относился крайне неоднозначно. Когда заказчик просил его написать портрет, Питер Пауль давал понять, что делает большое одолжение. При этом в его наработке немало портретов членов семьи и друзей, которые мастер создавал «по наитию». Вероятно, он просто не любил заказные портреты, поскольку и мороки с ними явно было немало. Портрет в его понимании – это подарок от души, а не картина, созданная по заказу.

Местонахождение: Старая Пинакотека, Мюнхен, Германия
Охотничья серия
В 1610-1620 годы Рубенс взялся за написание необычных картин. Антверпенские помещики попросили его создать серию полотен на охотничью тематику. И с ними тоже была связана интересная история, у которой, увы, был печальный финал. Зарисовки животных Рубенс делал в зверинце герцога Гонзага, причём изображал рядом с ними то богиню Диану, то Геракла, охотящегося на калидонского зверя.
Одной из самых ярких работ того времени стала «Охота на львов». Для написания этой картины Рубенс пригласил в свою мастерскую дрессировщика с настоящим хищником. Вид раскрытой пасти льва так понравился мастеру, что тот решил писать её с натуры. Для этого укротителю периодически требовалось раззадоривать зверя, чтобы он снова зарычал и обнажил клыки. В итоге Рубенс создал свой очередной шедевр, а вот дрессировщику повезло меньше. Вероятно, он так взбесил льва, что тот порвал его во время выступления в Брюгге.

Местонахождение: Старая Пинакотека, Мюнхен, Германия
Второй брак
В 1620-е годы Питер Пауль большую часть свободного времени посвящал дипломатической деятельности, которая, по сути, стала его второй работой. Вернувшись из очередной поездки в Антверпен, он узнал, что его супруга Изабелла скончалась от чумы в разгар эпидемии. В письмах своему другу он признавался, что мало ценил свою жену при жизни, а теперь его скорбь безгранична, поскольку она была «дорогим и всегда чтимым существом».
Казалось, смерть любимой супруги совершенно поменяла Рубенса. Он больше занимался политикой, а живопись практически полностью забросил. Но через несколько лет Питер Пауль начал возвращаться к «жизни». В декабре 1630 года Рубенс женился во второй раз. Его новой избранницей стала молодая Елена Фоурмен, которая приходилась ровесницей Альберту, сыну художника.
Очаровательная юная супруга не только подарила Рубенсу чувство свободы, но и преобразила его стиль в живописи. Теперь он стал легче и ярче. Питер Пауль сделал немало зарисовок с красавицы Елены, которая восхищала многих современников. За десять лет брака на свет появилось пятеро детей, а в замке Рубенса иссякали запасы вина – вместе с супругой он любил устраивать празднества и приглашать гостей.

Местонахождение: Художественно-исторический музей, Вена, Австрия
Вот только такой непривычный образ жизни оказался губительным для здоровья уже немолодого живописца. В апреле 1638 года у Рубенса случился приступ, в результате которого правая рука мастера оказалась парализованной. Он больше не мог писать. Через два года состояние Питера Пауля заметно ухудшилось, и вскоре он умер. Проститься с великим фламандским художником пришло немало людей. А вот наследники его на протяжении пяти лет занимались дележом наследства. Однако главной ценностью, оставшейся после Рубенса, стали вовсе не бриллианты и золото, а его бесценные картины.
На обложке: Фрагмент картины Питера Пауля Рубенса «Автопортрет с Еленой Фоурмен в саду», 1631 год. Местонахождение: Старая пинакотека, Мюнхен, Германия