Если бы в советское время подсчитывали бюджет фильма, то на декорациях для «Вокзала для двоих» киношники точно бы сэкономили. Ведь действие фильма в основном происходит на железнодорожной станции. Но, как это часто бывает в фильмах, даже одну станцию могут снимать не то, что в разных местах, а в разных городах.
Такой режиссер, как Эльдар Рязанов не терпел неточности даже в мелочах, а потому ради эпизода длинною в несколько минут готов был вести съемочную группу за десятки километров от Москвы. Так случилось и с картиной «Вокзал для двоих».
Станция в Заступинске, а вокзал в Москве
С первых кадров фильма мы видим героя Олега Басилашвили, который прокатывается в купейном вагоне мимо станции с большими буквами «Заступинск». Такое же название по сюжету носит и провинциальный город, в котором работает героиня Людмилы Гурченко. Но в реальности ни такого города, ни станции не существовало. А потому в кадре от Заступинска только буквы, все остальное – перрон Рижского вокзала Москвы.
Собственно, Рижский вокзал стал местом съемок сцен на перроне и у поездов. Этот московский вокзал имеет наименьший трафик, поэтому удобен множеством «окон», во время которых можно было спокойно снимать нужные сцены и перегонять туда-сюда киношные вагоны. Если внимательно присмотреться к поездам, то в кадрах несколько раз мелькают фирменные рижские поезда, которых в Заступинске быть не могло.
Платформа в городе Бабушкин
Вот это тот самый случай, когда Рязанов повез съемочную группу в Подмосковье ради нескольких эпизодов. Все из-за того, что по сценарию главный герой ехал из Москвы в Грибоедов навестить отца, а проводник в исполнении Никиты Михалкова возил с юга дыни в поезде «Душанбе-Москва». Т.е. Заступинск, который они проезжали, был транзитной станцией, тогда как Рижский вокзал – тупиковый.
В фильме есть сцена, где Людмила Гурченко идет по железнодорожному мосту. Этот эпизод снимали в городе Бабушкин на мосту возле Анадырского проезда. Интересно, что по этому же мосту спешила на работу героиня Светланы Немоляевой в «Служебном романе». Несколько эпизодов, где Рязанов играл начальника станции, были сняты на платформе «Лосиноостровская» в том же месте. Правда, к моменту съемок подмосковный Бабушкин как город официально прекратил свое существование и стал районом Москвы.
Интерьеры Витебского вокзала
Внутренние помещения (касса, зал ожидания, буфет, кухня, ресторан, будки с телефонами и т.д.) снимали в залах Витебского вокзала Санкт-Петербурга (тогда еще Ленинграда). Так что действие фильма, которое зрителю кажется последовательным, на самом деле постоянно перемещается между двух локаций, стоит героям выйти наружу и зайти обратно.
То, что герои находятся в залах Витебского вокзала, выдает эмблема в виде кораблика, время от времени мелькающая в кадре. Хотя легендарные деревянные скамейки в зале ожидания первого этажа и колоритное внутреннее убранство вокзала трудно спутать с другим местом. Несколько сцен с главными героями были сняты в Московском вокзале.
Зима в Люберцах и лето в Москве
Заключительные зимние сцены фильма на самом деле были первыми съемочными днями. Колонию (кстати, настоящую с реальными заключенными) и снежную дорогу снимали в Люберцах. Гурченко вспоминала, как пришла в ужас от условий работы. Ведь действие картины разворачивалось летом, а они начали сниматься в 30-градусный мороз, да еще и с самых эмоционально тяжелых сцен.
Городские сцены снимались в Москве. Герой Олега Басилашвили торговал дынями на Тишинском рынке (сегодня на этом месте торговый центр), а после вез на тележке героиню Людмилы Гурченко по Таганской площади. Но по сюжету это был все тот же Заступинск.
Несмотря на то, что провинциальный город был практически полностью снят в двух самых больших городах, и даже на то, что в интерьерах легко угадываются столичные вокзалы, фильм настолько хорош, что этих несостыковок просто не замечаешь. Ведь самое главное, что актеры под руководством гениального режиссера отлично показали и рассказали историю своих героев.