«Утро помещицы» – «фотография», написанная кистью Венецианова

Искусство

По-настоящему мастерски написанные картины могут «дышать», напоминая не столько сцену, запечатлённую на полотне, сколько живой момент реальной жизни, который демонстрирует нам художник. Именно к таким творениям я отношу и картину Алексея Гавриловича Венецианова «Утро помещицы». Неслучайно искусствоведы называют это полотно отражением будней жизни русского народа.

Что интересно, такой типичный, повседневный, действительно будничный момент Венецианов сумел отразить ярко, интересно, живо. Здесь чувствуется не только высочайшее мастерство, но и особенная чуткость художника, особенное отношение к своим персонажам. Кроме того, на его картине они не кажутся статичными фигурами, из-за чего «Утро помещицы» по своему уровню напоминает искусство фотографии, которое появилось гораздо позже. Что же мы видим на этой картине? И кто изображён на ней?

Пушкинский сюжет

Алексей Гаврилович Венецианов был мастером отображения быта русских людей. В его творениях встречаются представители различных сословий, причём даже самые обыкновенные будничные сцены Венецианов умел показать интересно, «со вкусом». Одним из примеров такого мастерства стала картина «Утро помещицы». Написана она была в 1823 году.

Интересно, что многие ценители искусства отмечают, что приблизительно в это же время Александр Сергеевич Пушкин писал «сельские» главы своего романа в стихах «Евгений Онегин». И хотя картина не является иллюстрацией к произведению, невольно возникают параллели между отражённым бытом в произведениях Пушкина и Венецианова. Кажется, будто «Утро помещицы» в некотором роде повторяет сцену из жизни семейства Лариных.

Сорока (Васильев) Григорий Васильевич «Портрет художника Алексея Гавриловича Венецианова», 1840-е годы Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Сорока (Васильев) Григорий Васильевич «Портрет художника Алексея Гавриловича Венецианова», 1840-е годы
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Главный образ

Кто же изображён на картине? На этот счёт мнения исследователей расходятся. Одни считают, что Алексей Венецианов написал собственную жену в образе помещицы. Надо признать, что некоторые черты Марфы Афанасьевны действительно угадываются в главном образе полотна.

Однако существует и иная версия. Её сторонники считают, что помещица – это Мария Матвеевна Философова, жена помещика, чьё богатое имение располагалось в шестидесяти вёрстах от Михайловского. Интересно, что эту женщину Венецианов изображал не раз. Наиболее известная картина – «Портрет М.М.Философовой». С него Мария Матвеевна смотрит на нас слегка наклонив голову и тепло улыбаясь. Не возникает сомнения, что эта женщина отличалась радушием и провинциальной простотой. При этом изображённая помещица тоже в некоторой степени походит на неё.

Алексей Гаврилович Венецианов «Портрет М.М.Философовой», 1828 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Алексей Гаврилович Венецианов «Портрет М.М.Философовой», 1828 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Особенная подача

«Изюминкой» многих картин Венецианова, в том числе и «Утра помещицы» является смелое отражение повседневности деревенской жизни. Живописец не стремился «рассказывать» с помощью кисти и красок о жизни высшего общества и столичной жизни. Напротив, он стремился продемонстрировать людям русскую глубинку и провинциальную прелесть. Не секрет, что порой наибольшее очарование скрывается в простоте. Алексей Гаврилович писал:

“Я решил победить невозможное, уехал в деревню и принялся работать. Для успеха в этом мне надобно было совершенно оставить все правила, манеры, двенадцатилетнее копирование в Эрмитаже. Не писать картину a la Rembrand, a la Rubens и прочая. Нет, надо писать а ля натюр”.

Надо признать, что это Венецианову удалось в полной мере. Он стал виртуозом отображения крестьянской жизни и быта провинциалов. Кроме того, картина Венецианова во многом разрушает привычные стереотипы. С чем у вас ассоциируется слово «помещица»? Властная, быть может, даже жестокая женщина, которая сурово относится к своим крестьянам – вероятно, именно таковы первые мысли.

Алексей Гаврилович Венецианов «Утро помещицы», 1823 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Алексей Гаврилович Венецианов «Утро помещицы», 1823 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Если это так, то вы, как и я, находитесь во власти известной истории о «кровавой барыне» Салтычихе, издевавшейся и губившей своих крепостных. Вот и возникает впечатление, будто и прочие помещицы если не были точно такими же, то некоторые черты Салтычихи всё-таки имели.

А теперь взгляните на “Утро помещицы”. Перед нами – молодая женщина, хозяйка поместья. Она сидит за столом и смотрит на двух вошедших в комнату служанок. Одна из крестьянок присела, она держит свёрток ткани и внимательно слушает хозяйку. Вторая стоит и словно невзначай бросает взгляд с картины на нас.

А теперь попробуйте не просто увидеть, а почувствовать изображённую атмосферу. Это спокойное, мирное утро. При этом заметно, что отношения между тремя женщинами тёплые, почти дружеские. Крестьянки не напоминают угнетённых рабынь, а помещица – их владелицу. Скорее, это сотрудники, руководитель и исполнители, каждый из которых доволен своим местом. Венецианов гениально демонстрирует взаимопонимание между помещицей и крестьянками.

Особенное внимание стоит обратить на цвета, которые использовал живописец. Ценители творчества Венецианова отмечают, что обычно он применяет вполне однотипную гамму, однако в «Утре помещицы» присутствуют необычные контрасты. Красные, оранжевые и зелёные цвета в одежде девушек ярко выделяются на общем фоне. Не менее важную роль выполняет солнечный свет, который врывается в окно комнаты. Он придаёт объём фигурам, позволяя увидеть изображение максимально реалистично.

Обычное утро, все три женщины абсолютно спокойны, на их лицах - никаких отрицательных эмоций
Обычное утро, все три женщины абсолютно спокойны, на их лицах – никаких отрицательных эмоций

«Утро помещицы» – одна из самых колоритных и «живых» картин Алексея Гавриловича Венецианова. Художник отразил особенности деревенского быта, взаимоотношения людей, наполнил полотно особенными красками и оттенками, позволяющими не только увидеть запечатлённый фрагмент ярко, по-настоящему, но и наполняя картину атмосферой света и теплоты, которые невольно ощущаешь при взгляде на это творение.

На обложке: Фрагменты картин Алексея Венецианова «Автопортрет», 1811 год (Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия) и «Утро помещицы», 1823 год (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия)

МУСАГЕТ
Добавить комментарий