Удивительные «русские узоры» – как появилась гжель?

Искусство

Сегодня всё большую популярность приобретает прежде практически забытый народный промысел – гжель. Оформленные в таком стиле обои, кафельная плитка, посуда и предметы интерьера вызывают невольное восхищение гостей. Выглядит гжель действительно очень эффектно и, как ни странно, актуально. А ведь этому искусству уже немало веков.

Если вам по душе всё яркое, броское и в то же время элегантное, гжель вам непременно понравится. Промысел этот появился много столетий тому назад. Издавна мастера хранили секреты уникальной росписи, которая считалась воплощением «русского стиля». Так какие же традиции связаны с гжелью? Когда появилось это искусство? И какие тайны оно может открыть нам?

Узнаваемая роспись

Среди самых разных русских народных промыслов гжель, пожалуй, является самым известным и узнаваемым в мире. Мне приходилось общаться с иностранцами, и все они были в восторге от красоты цветов, узоров и птиц, выписанных синей краской. Гжель не похожа ни на европейское, ни на восточное искусство – это истинно славянское видение красоты. И согласитесь, она действительно прекрасна.

Гжель является не просто интересной росписью. Это – самобытное украшение, предметы с которым приобретают ведущие музеи мира. Такие произведения искусства пользуются огромным спросом в самых разных странах. Почему? Дело в том, что само появление гжели связано с далёким прошлым. Итак, как же возникла гжельская роспись?

Гжельские изделия популярны и востребованы не только в России, но и за её пределами / remotvet.ru
Гжельские изделия популярны и востребованы не только в России, но и за её пределами / remotvet.ru

Зарождение искусства

Появление промысла историки относят к первой половине XIV века. До этого Гжелью именовали область в окрестностях Москвы. Именно здесь проживали многие именитые мастера и народные умельцы.

В 1318 году Гжель стала частью Московского княжества, что ознаменовало новый период в народном творчестве этого региона. Особенное внимание промыслам стало уделяться несколько позже, в пору правления царя Алексея Михайловича. При нём даже был издан указ, способствующий развитию гжельского творчества.

Впрочем, далеко не всегда гжель имела тот внешний вид, который привычен нам. Так, например, изначально на посуде гжельские мастера писали красками разных цветов, имея возможность смело экспериментировать. Однако со временем начали складываться определённые традиции.

Цветная гжель / ru.wikipedia.org
Цветная гжель / ru.wikipedia.org

Расцвет гжели

Методом проб и создания разных вариантов умельцы находили наиболее красивый и удобный тип росписи. К началу XIX столетия уже сформировались основные принципы гжели. Именно тогда преимущество стали отдавать синей и белой краскам, а также использовать новый тип обжига посуды. Такие изделия стали приобретать более утончённый вид.

Расцвет искусства пришёлся на позапрошлый век. Именно тогда в России стали появляться фарфоровые заводы, на которых создавались изделия, расписанные гжельскими узорами. При этом длительное время монополистами в этой сфере оставались братья Куликовы. Целых десять лет никто не мог раскрыть секрет их фарфора. Когда же другие мастера поняли их технику, в стране начали появляться различные предприятия, на которых создавались превосходные предметы быта, посуда и украшения в узнаваемом гжельском стиле.

Квасник, XIX векМестонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Квасник, XIX век
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Секреты мастеров

Привычные для нас белый и синий цвета окончательно «закрепляются» в 1820-е годы. Но почему же мастера остановили выбор именно на такой цветовой гамме? Во многом это было продиктовано соображениями практичности. Синюю краску получали из кобальта, причём именно она проявляла себя как наиболее стойкий цвет во время обжига. Цвет не выгорал даже при высоких температурах и сохранял первоначальную яркость.

Что интересно, сегодня, рассматривая гжельскую роспись, мы можем найти на ней множество оттенков синего и голубого цветов. Однако мастера расписывали предметы одной краской. Более тёмный оттенок достигался за счёт увеличения числа слоёв краски, за счёт чего создавался, как сказали бы сегодня, лёгкий 3D-эффект.

Если изначально гжельский промысел не был популярным, то со временем он стал едва ли не «писком моды». Во всём мире гжель ценится очень высоко. Русские мастера, опираясь на самые разные стили, сумели создать нечто уникальное и прекрасное, вдохновляющее и элегантное. На протяжении двух веков гжель пользуется спросом – она в полной мере доказала свою перспективность.

Гжель, без преувеличения, прекрасна / bel.cultreg.ru
Гжель, без преувеличения, прекрасна / bel.cultreg.ru

Уникальные творения

Но как же создаются изделия с гжелью? Настоящий вариант росписи – не «картиночный» или напечатанный вариант, а именно ручная работа. Все узоры и рисунки наносятся исключительно вручную и, конечно, каждое изделие уникально. Во время работы мастер использует сложный цветочный орнамент, а также глазурование. Фон изделия, в отличие от той же хохломы, должен быть только белым. Другие оттенки не позволяются.

Сегодня гжель приобретает ещё большую популярность, чем прежде. Неслучайно говорят, что новое – это хорошо забытое старое. В наше время можно приобрести мебель, интерьерные дополнения, часы, украшения, расписанные в гжельском стиле. Но всё же настоящими произведениями этого искусства считается посуда, расписанная вручную. Только творения мастеров являются настоящим воплощением красоты гжели.

Гжельская мастерица за работой / © Артем Геодакян / ТАСС
Гжельская мастерица за работой / © Артем Геодакян / ТАСС

Гжельская роспись прошла долгий и непростой путь. Сегодня этот промысел уже насчитывает много веков. Он менялся, преображался и пришёл к тому варианту, который сегодня узнаваем во всём мире. Очень хочется, чтобы вот такое, истинно русское искусство, никогда не теряло популярности и оставалось таким же востребованным, как и прежде.

На обложке: Гжель / cool-readers.ru

МУСАГЕТ
Добавить комментарий