«Убийцы» шедевров – как вандалы объясняли свои нападения на картины?

Искусство

История искусства знает немало случаев, когда жертвами вандалов становились великие произведения живописцев. Как правило, преступники оказывались в руках правосудия, после чего старались найти рациональное объяснение своим действиям. Но что же на самом деле руководит такими людьми?

Многие искусствоведы уверены, что нападение на картины – результат влияния великих творений на слабую или больную психику. По сути, неадекватного человека очень легко спровоцировать, и его агрессия может быть направлена на этот самый «раздражитель». В итоге мы получаем испорченное произведение искусства, которое далеко не всегда удаётся восстановить. Какие же картины пострадали от рук вандалов? И как негодяи объясняли своё поведение?

«Кощунственная» выставка

В 1885 году в Вене разгорелся скандал. Причиной называли оскорбление религиозных чувств верующих, а именно – «богохульную» выставку русского живописца Василия Верещагина. Шквал критики обрушился на его картины, посвящённые библейской тематике. Сам кардинал Целестин Гангльбауэр выступил с заявлением, что выставка является «сущим кощунством» и призвал народ не посещать этого «осквернённого» места.

Однако был человек, которого не остановили увещевания кардинала. Некий тип по фамилии Лёц продолжал посещать «тёмную» выставку, а в один из визитов упал на колени перед картинами Верещагина, воздел руки и завопил, что является посланником Бога, а потому должен немедленно уничтожить эти полотна.

К счастью, вовремя подоспела охрана, и Лёц со скрученными руками был передан под надзор своей супруги. Однако он в своём стремлении уничтожить картины он был совсем не одинок. Сам Верещагин в одном из писем отмечал:

«Какой-то сумасшедший, проповедовавший перед моими картинами, всё спрашивал мой адрес. Другой, как ты знаешь, бросил витроль, и хотя не столько испортил, сколько хотел, но все-таки несколько рам надобно перезолотить, одну маленькую картинку переписать, 5 других поправить и в «Воскресении» всю правую сторону переписать, если только полотно не лопнет, так как местами кислота прошла через краску».
Василий Васильевич Верещагин «Воскресение Христово», 1884 годМестонахождение неизвестно
Василий Васильевич Верещагин «Воскресение Христово», 1884 год
Местонахождение неизвестно

Нападение на «Венеру»

Впрочем, жертвами вандалов становились не только картины с религиозным сюжетом. У Диего Веласкеса есть прекрасная работа – «Венера с зеркалом». Казалось бы, что здесь может вызвать агрессию? Но нет, в 1914 году суфражистка Мэри Ричардсон набросилась на «Венеру», изрезав полотно топориком для рубки мяса.

Арестованная преступница поначалу заявляла, что совершила акт вандализма в поддержку своей приятельницы, другой суфражистки, которая находилась под следствием. Дескать, хотела обратить внимание общественности на проблему миссис Панкхерст. Но потом Ричардсон объяснила свой поступок иными мотивами:

«Я атаковала эту картину, потому что, находясь в галерее, видела, как мужчины жадно пожирают глазами изображение Венеры».
Диего Веласкес «Венера с зеркалом», 1644 год Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Диего Веласкес «Венера с зеркалом», 1644 год
Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Многострадальная «Даная»

Не повезло и знаменитой рембрандтовской «Данае», которая находится в Эрмитаже. В 1985 году один из посетителей задал работнику музея вопрос, какая из находящихся в Эрмитаже картин является самой ценной. Получив ответ, что таким произведением можно назвать «Данаю» Рембрандта, мужчина двинулся к полотну и вылил на него кислоту.

Картина пострадала сильно, но могла бы быть совсем уничтожена. Дело в том, что после кислоты преступник нанёс по «Данае» два удара ножом. Однако рядом с ним оказался Василий Клешевский, минский милиционер, который приехал в Ленинград во время отпуска. Как вспоминал Клешевский, рассказывая о вандале:

«Его взгляд был прикован к картине, а я в это время подкрался сзади, выбил нож, припёр Майгиса к стенке и стал обыскивать. Он не сопротивлялся, только платком вытирал правую руку, наверное, пару капель кислоты попало…».

Задержанный оказался литовским безработным по имени Майгюс Бронюс. На допросах он путался в показаниях, стараясь объяснить свой поступок. Поначалу говорил, что таким образом выступал против советской власти. Потом начал утверждать, что вид обнажённой натуры был ему неприятен и прочее. После медицинского осмотра Бронюс был признан психически нездоровым человеком.

Рембрандт Харменс ван Рейн «Даная», между 1636 и 1643 годами Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Рембрандт Харменс ван Рейн «Даная», между 1636 и 1643 годами
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

«Неправильная» картина

Досталось и другому шедевру, картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Вандалы атаковали её несколько раз, причём один из них, Балашов, после совершённого поступка даже пытался демонстрировать раскаяние, постоянно повторяя: «Что же я сделал!».

Не так давно, в 2018 году, на картину Репина было совершено очередное покушение. Житель Воронежа Игорь Подпорин разбил металлической стойкой защитное стекло и повредил сам холст. Своё поведение он объяснял негодованием по отношению к показанному сюжету:

«Про эту картину давно слышал. Года два про это думаю, считаю, что Иван Грозный – святой. Пришёл в «Третьяковку» и не мог сдержаться. Очень меня этот Репин возмутил — иностранцы же туда ходят, что же они про нашего русского царя подумают?».
Илья Ефимович Репин «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Илья Ефимович Репин «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Как видите, даже объяснения вандалов ясно дают понять, что большинство таких преступников являются неадекватными людьми. По всей видимости, на слабую психику искусство действительно производит сильнейшее действие, побуждая человека к агрессии и поступкам, которые в дальнейшем даже он сам объяснить не может. Однако это не оправдывает вандалов. Все они наносят огромный ущерб мировому искусству. Далеко не все бесценные полотна удаётся восстановить, некоторые из них продолжают считаться «калеками», которые так и не приобрели свой изначальный облик. Увы, таких «убитых» шедевров не так уж мало.

На обложке: Фрагмент картины Ильи Ефимовича Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», 1885 год. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий