Творческие разговоры и видения Чарльза Диккенса

Искусство

Чарльз Джон Хаффем Диккенс – так звали англичанина, который в XIX столетии стал одним из самых прославленных писателей. Слава пришла к нему ещё при жизни, и он мог всецело насладиться ей. Была ли вся его жизнь сплошным наслаждением? Это нам предстоит выяснить на страницах его биографии.

В любви ему довелось испытать и горечь утраты, и семейное счастье, он стал многодетным отцом и любимым мужем. Только вот не всё было гладко в семейных отношениях, были размолвки, непонятные взаимоотношения с семьёй жены. Это накладывало определенный мрачный оттенок на семейное счастье.

Диккенс был талантливым писателем, и это может подтвердить любой, прочитавший всем известного «Оливера Твиста», «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Дэвида Копперфилда» и другие его произведения. Окунувшись в мир, созданный Диккенсом, не хочется прерывать чтения, ведь его можно читать дни напролет. Помимо писательского дара, Чарльз обладал искусным талантом актера. Читая свои произведения на публику, он выкладывался до изнеможения, производя неизгладимое впечатление на слушающих его людей.

Есть в биографии писателя и печальная сторона. По всей видимости, он страдал психическим расстройством, близким к шизофрении. По его же словам, персонажи произведений всегда находились подле него, когда он писал тот или иной роман. Они разговаривали с ним, отвлекая от реалий жизни.

А слова, прежде чем быть записанными на бумаге, Чарльз Диккенс слышал у себя в голове. Конечно, это не умаляет его таланта и красоты слога, это всего лишь ещё один пункт биографии известного человека, популярного литератора XIX столетия, который не утратил свою востребованность и в XXI веке.

Чарльз Джон Хаффем Диккенс - английский писатель, стенограф, репортёр, романист и очеркист
Чарльз Джон Хаффем Диккенс – английский писатель, стенограф, репортёр, романист и очеркист

Гениальный писатель из Портсмута

Чарльз родился в обеспеченной семье, которая впоследствии обеднела и стала крупным должником. Появление на свет будущего прозаика произошло в Портсмуте 7 февраля 1812 года. В Великобритании царила чем-то прекрасная, а чем-то и ужасная Викторианская эпоха. Мальчик не был первенцем у Джона Диккенса и Элизабет Барроу, он стал вторым, а всего у четы Диккенс появится 8 детей.

Отец Чарльза был чиновником Королевского военно-морского флота, которому по наследству досталась дурная черта – распоряжаться деньгами не очень разумно. В итоге это привело к большим долгам, из-за которых глава семейства был приговорен к тюремному заключению. К тому времени семья уже перебралась жить в Лондон, а жизнь в столице, как известно, не из дешевых. Маленький Чарльз ходил в школу баптистского пастора в городе Чатеме, где семейство жило некоторое время.

Расточительность своего отца и другие его черты писатель воплотит в одном из персонажей романа «Дэвид Копперфилд». Из-за бедственного положения семьи мальчику пришлось рано пойти работать. В XIX веке на детский труд смотрели как на само собой разумеющееся явление. Чарльз устроился на гуталиновую фабрику, на которой ему пришлось работать и после возвращения семьи к нормальной жизни. Джон Диккенс получил наследство от родственников, что позволило ему расплатиться с долгами и выйти из тюрьмы.

Все эти годы старшая сестра Чарльза училась в Королевской музыкальной академии, несмотря на тяжёлое материальное положение семьи. При этом мальчик работал, а мать настояла на том, чтобы он оставался на фабрике и продолжал работать уже после восстановления благополучия. Рассказываю это не просто так, с тех пор у парня сложилось определенное отношение к женскому полу, что затем вылилось в разногласия с женой. В те времена не было современных психологов, которые бы помогли юноше справиться с определенными душевными переживаниями.

Дом в Портсмуте, в котором родился Чарльз Диккенс / ru.ianstravels.com
Дом в Портсмуте, в котором родился Чарльз Диккенс / ru.ianstravels.com

Сюжет начала взрослой жизни

Образование Чарльзу всё же удалось получить, его отправили учиться в Веллингтон. Проучившись до 1827 года, молодой человек поступает на службу в контору адвокатов, где занимается стенографированием судебных заседаний. Этот опыт также можно наблюдать в биографии одного из героев «Дэвида Копперфилда». Проработал в этой конторе Чарльз год, но именно там, на этих судебных заседаниях ему было доступно наблюдение за людьми, их характерами и поведением, что весьма полезно для писателя.

Диккенс понял, что он неплохо пишет, оценили его статьи и другие люди, когда он работал свободным репортером. Чарльз решил всецело заняться писательством, в 1830 году его даже пригласили работать в газету. В этот период юный писатель встречает Марию Биднелл – девушку, которая станет прототипом персонажей Доры из «Дэвида Копперфилда» и Флоры из «Крошки Доррит». Она же явилась и его первой любовью.

Первые свои работы, коими были очерки, Диккенс почти бесплатно отдает в печать, лишь бы их увидело общество. В то время он подписывается псевдонимом Боз. Даже когда вышел роман «Посмертные записки Пиквикского клуба», первое время автор ставил под ним всё тот же псевдоним Боз. Поняв, что так его имя никогда не станет известным, писатель начинает подписываться уже как Чарльз Диккенс.

Чарльз Диккенс и персонажи его произведений Журнал «Вокруг света», № 4, 2007 год
Чарльз Диккенс и персонажи его произведений
Журнал «Вокруг света», № 4, 2007 год

Дела любовные и первые лучи известности

В 1836 году Диккенс обзавелся семьей, женившись на Кэтрин Хогарт, дочери своего друга – журналиста. Жена подарила Чарльзу семерых сыновей и трёх дочерей. В 26 лет Чарльз уже вошел в число сорока самых знаменитых писателей Великобритании. Его стремление стать известным и успешным было более чем сильно. Очерки под псевдонимом Боз вышли отдельной книгой под названием «Очерки Боза», настолько восторженно они были восприняты читающей публикой. Семейная жизнь поначалу была счастливой для обоих супругов. Муж говорил жене:

«Я никогда не буду так же счастлив, даже если стану богат и знаменит».
Дэниел Маклиз «Портрет Кэтрин Диккенс», около 1847 года
Дэниел Маклиз «Портрет Кэтрин Диккенс», около 1847 года

Идиллия в семье была нарушена после рождения пятого ребенка. Кэтрин, родившая стольких детей, была уже не той юной девушкой, в которую влюбился писатель. Естественно, многодетная мать чувствовала усталость, постоянное раздражение, периодические приступы постродовой депрессии преследовали её. Какая уж тут романтика, а творческому Диккенсу хотелось видеть рядом жизнерадостную и цветущую жену.

Начались разногласия, непонимание. Тем не менее, в семье появилось ещё пятеро детей. Сложно представить, как выглядела и чувствовала себя женщина, у которой было 10 детей, но, вероятно, справляться со всеми ей было нелегко. В 1857 году Чарльз, вращаясь в культурных кругах и общаясь со многими творческими людьми, познакомился с молодой актрисой Эллен Тернан. Она играла в театре спектакли, поставленные по произведениям Диккенса.

Поначалу общение двух творческих людей было сугубо деловое, затем оно переросло в романтическое чувство. Диккенс снял для актрисы квартиру, где навещал её, дарил ей украшения и впоследствии даже включил Эллен в свое завещание.

С женой писатель развелся в 1858 году, когда она узнала о тайных похождениях неверного мужа, хотя они 23 года прожили вместе. В те времена развод был делом скандальным, об этом написали в газетах, а дети остались с отцом. Дочери Кэтрин вспоминали о своей матери с большим теплом, говоря, что она всегда была добродушным человеком, хоть после развода они не так часто виделись с ней. Роман с актрисой Тернан у Диккенса продлился до самой его смерти, но он так и не женился на ней.

Эллен Тернан - последняя и наиболее известная любовница Чарльза Диккенса
Эллен Тернан – последняя и наиболее известная любовница Чарльза Диккенса

Творчество Диккенса

Именно «Посмертные записки Пиквикского клуба» стали тем стартом, который привел писателя к славе. Изначально он взялся за них, можно сказать, как за комикс, когда в редакции попросили сделать подписи к рисункам. Из этого «комикса» родился первый роман Диккенса. Вторым крупным и известным романом писателя стал всеми любимый «Оливер Твист». В 1842 году Чарльз совершает путешествие в Америку, где его уже любят, знают и принимают с восторгом.

Диккенс часто ездил по городам Великобритании, публично читая сцены из своих романов. Он разыгрывал эти сценки как театральное представление, и сам играл в них. Стоит отметить, что актером писатель был отменным. Будучи ещё юным парнем, он даже хотел пробоваться в актеры, но пропустил отбор из-за болезни. Возможно, это было и к лучшему, так как Диккенс посвятил себя литературе полностью.

Иллюстрация Джорджа Крукшанка к роману Чарльза Диккенса «Оливер Твист», 1838 год
Иллюстрация Джорджа Крукшанка к роману Чарльза Диккенса «Оливер Твист», 1838 год

Прототипом многих героинь в произведениях Диккенса стала Эллен Тернан. Её идеализированный образ он воплотил в самых возвышенных и нежных женских воплощениях. Владимир Набоков, который был жестким критиком любого автора, прочитав роман Диккенса «Холодный дом», пришел в восторг и очень позитивно оценил произведение. Среди цитат Диккенса хочу выделить одну:

«Не всегда высоко то, что занимает высокое положение, и не всегда низко то, что занимает положение низкое».

Как точно она, порой, описывает персонажей, созданных писателем. В этой фразе отображена часть философии романов Диккенса: иногда самые невзрачные и на вид простые главные герои на деле могут оказаться очень глубокими и интересными людьми.

Обложка первого издания первой части романа Чарльза Диккенса «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим», Лондон, 1849 год
Обложка первого издания первой части романа Чарльза Диккенса «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим», Лондон, 1849 год

Жизнь, которая стала возможна благодаря творчеству

После оглушительного успеха первых романов, в 1937 году у Диккенса появилась возможность поселиться в четырехэтажном доме в Лондоне. Через год он уже арендовал другой дом. Его приглашали стать членом многих лондонских клубов, слава писателя росла, к нему в гости ходили многие известные люди викторианской Англии. После выхода в свет «Лавки древностей» люди на американском континенте ждали корабля с новыми главами романа. Раньше многие произведения выходили не целой книгой сразу, а по главам в журнале.

Произведения Диккенса настолько любили, что уже с причала люди кричали тем, кто на корабле: «Как там маленькая Нелл, умерла?», оттуда отвечали: «Умерла». С печальными вздохами толпа тут же разбирала весь тираж журнала и принималась с упоением читать про то, как же погибла Нелл – героиня «Лавки древностей». Неудивительно, что в 1842 году чету Диккенс с большим восторгом встретили в Америке. Не особо тепло писателя встретили на юге страны, так как южане выступали за сохранение рабства, а Диккенс резко негативно отзывался о нем.

Многие говорили: «Диккенс создал Рождество», это было связано с выходом его потрясающей «Рождественской песни в прозе», где он показал, какую злую шутку могут сыграть с человеком алчность и эгоизм, к какому печальному концу привести. Затем выйдут «Домби и сын», «Дэвид Копперфилд», «Холодный дом», так понравившийся Набокову, «Тяжёлые времена», «Большие надежды» и «Тайна Эдвина Друда». Эти романы стали основными в творчестве писателя и возвели Диккенса на высочайший пьедестал славы, уважения и любви.

Иллюстрация Артура Майкла к повести-сказке Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе», 1911 год
Иллюстрация Артура Майкла к повести-сказке Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе», 1911 год

Диккенс, с детства приученный к работе, был очень трудолюбив. Он работал до изнеможения, помогая всей своей семье. Чарльз даже выписал своим родителям нечто вроде пенсии из своего кармана. Правда, дело здесь не в большой сыновьей любви. Диккенс так и не простил родителей за своё рабочее детство. Отец Чарльза ходил по издательствам и знакомым писателя, прося денег, ему их давали, так как имя сына было у всех на слуху. Чтобы пресечь эти действия, литератор и выделил часть доходов на родителей.

8 июня 1870 года писатель целый день работал, а за ужином у него случился инсульт. Он умер на следующий день, 9 июня. На похоронах известного и любимого писателя собралось много именитых гостей, но не было среди них тех двух женщин, которых он любил. Ни бывшая жена, ни последняя любовь не пришли проститься с Чарльзом Диккенсом.

Роберт Уильям Басс «Сон Диккенса», 1875 год Местонахождение: Музей Диккенса, Лондон, Великобритания
Роберт Уильям Басс «Сон Диккенса», 1875 год
Местонахождение: Музей Диккенса, Лондон, Великобритания

Диккенс умел придумывать потрясающие метафоры, его произведения наполнены остроумным юмором и глубокими рассуждениями главных героев. Персонажи, придуманные писателем, колоритны, интересны, многогранны. Литературный мир Диккенса – это увлекательное путешествие в прозу, оставляющую неповторимые впечатления.

Чарльз Диккенс не был лучшим писателем своей эпохи, но он был одним из лучших и самых запоминающихся литераторов. Вкусив в детском возрасте многие превратности жизни, писатель всегда старался сделать конец своих произведений наиболее счастливым для героев. Он надеялся, что его романы принесут людям частичку добра и света, заставив поверить в лучшее.

На обложке: Фрагмент картины Уильяма Пауэлла Фрита «Чарльз Диккенс в своем кабинете», 1859 год. Местонахождение: Музей Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания

МУСАГЕТ
Добавить комментарий