Творческая рукопись – что рисовал Достоевский на полях своих черновиков?

Искусство

Рисунками на полях своих записей знаменит не только А.С. Пушкин, но и Ф.М. Достоевский. Благодаря Анне Григорьевне, второй жене писателя, до нас дошли как черновики его произведений и ценные воспоминая о нем современников, так и рисунки автора.

К сожалению, он не подписывал наброски, хотя некоторые «говорили» без слов. Вероятно, они появлялись спонтанно в момент обдумывания сюжета произведения.

Портретные рисунки

Исследователи творчества Достоевского четко определили в процентном соотношении, какие наброски делал писатель. Среди его рукописей попадается немало портретных рисунков. Однако от общего числа набросков они составляют только 7%.

Это мужские, женские и детские портреты, изображения героев книг, исторических личностей и современников писателя. Так, например, он рисовал старшего брата Михаила, литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского, писателей Ивана Сергеевича Тургенева, Оноре де Бальзака и многих других. Из «великих людей» на страницах рукописей появились Наполеон, Петр I, Николай I.

Биографы писателя считают, что портреты исторических лиц, знаменитых русских и европейских писателей и просто знакомых Достоевского выходили из-под пера тогда, когда автор прорабатывал персонажей и искал прототипы. Правда, не всегда можно соотнести персонаж с его прототипом. Например, рукописи «Бесов» пестрят изображениями Шекспира. Однако о чем в тот момент думал писатель и кого представил в образе английского драматурга, выяснить не удалось.

Василий Григорьевич Перов «Портрет Ф.М.Достоевского», 1872 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Василий Григорьевич Перов «Портрет Ф.М.Достоевского», 1872 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В момент размышления о сюжетах появлялись портреты философов. Иммануил Кант размышлял о законах нравственности, а потому его портрет украсил черновики «Преступления и наказания». Описание князя Мышкина схоже с изображением Рене Декарта, а на страницах «Подростка» можно встретить портрет Вольтера.

В основном Достоевский рисовал грифелем, и лишь небольшое количество изображений выполнено чернилами. Впервые авторские зарисовки появляются на полях рукописи «Записок из Мертвого дома». Но больше всего рисунков было обнаружено в черновиках «Преступления и наказания». По ним можно наблюдать, как разрабатывал своих персонажей автор.

Генерал Епанчин, один из действующих лиц романа «Идиот». Имеет сходство с Александром II, императором России в эти годы, 1868 год Местонахождение: Российская государственная библиотека, Москва, Россия
Генерал Епанчин, один из действующих лиц романа «Идиот». Имеет сходство с Александром II, императором России в эти годы, 1868 год
Местонахождение: Российская государственная библиотека, Москва, Россия

Иногда изображения персонажей книги и реальных людей смешивались. Например, в изображениях сестры и матери Раскольникова исследователи нашли сходства с сестрой и матерью писателя. А в сцене убийства Лизаветы Раскольников уж очень внешне напоминает самого Достоевского. Известно, что автор «поделился» с героем многими фактами своей биографии.

Готическая архитектура

Изображение готических соборов, мостов и прочих сооружений встречается в рукописях Достоевского намного чаще портретов. Причем это не просто небольшие зарисовки, а настоящие рисунки, поражающие своей красотой и разнообразием. Достоевский зарисовывал витражи и арки Миланского, Парижского, Кельнского соборов, с удивительной точностью прорисовывал детали отделки, шпили, башни. С особой любовью – стрельчатые окна, они встречаются чаще всего.

На самом деле, ничего удивительного не было в том, с каким изяществом писателю удавалось воссоздавать на полях рукописей архитектурные шедевры. Достоевский окончил Главное инженерное училище Санкт-Петербурга и на всю жизнь сохранил интерес к строительному делу. Большинство зданий и прочих строений он видел самолично, когда путешествовал по Европе.

Больше всего готических рисунков встречается в черновых записях «Бесов», хотя действие романа происходит в небольшом губернском городе. Иногда Достоевский нарочно создавал фантастические проекты или сочетал несочетаемое. Например, готический собор мог быть украшен православным куполом-«луковицей».

Готика во второй записной тетради к роману «Бесы», 1870 - 1871 годы Местонахождение: Российская государственная библиотека, Москва, Россия
Готика во второй записной тетради к роману «Бесы», 1870 – 1871 годы
Местонахождение: Российская государственная библиотека, Москва, Россия

Совершенное владение каллиграфией

Черновые записи Достоевского разобрать непросто. Но неожиданно он мог продемонстрировать образец художественного мастерства каллиграфии. Во многих его записях встречается красивое изображение отдельных букв или целые слова и предложения, выведенные с точностью, которой как раз-таки обладал выпускник инженерного училища.

Свое умение автор «передал» некоторым героям. Например, князь Мышкин из «Идиота» тоже обладал каллиграфическим почерком, восхищая этим окружающих. Чаще всего каллиграфия автора встречается на страницах «Преступления и наказания» и «Бесов». Исследователи творчества Достоевского считают, что таким образом писатель старался постичь тайну красоты и совершенной гармонии.

Однако его каллиграфия тоже «говорящая». Достоевский мог на одной странице писать разным почерком, т.е. для каждой выражаемой мысли и даже слова подбирал свой стиль письма. Каллиграфия писателя – его отдельный мир, такой же сложный, совершенный и разноликий, как и его творчество.

Каллиграфические записи, сделанные Достоевским в период работы над романом «Идиот», 1867 год Местонахождение: Российская государственная библиотека, Москва, Россия
Каллиграфические записи, сделанные Достоевским в период работы над романом «Идиот», 1867 год
Местонахождение: Российская государственная библиотека, Москва, Россия

Несмотря на то, что многие рисунки Достоевского трудно интерпретировать, по ним можно проследить процесс творческой работы писателя. Рисунки от романа к роману не повторяются. Творческая рукопись каждого произведения имеет свое лицо и несет важную информацию о том, какие приемы и стиль использовал Достоевский в тот или иной период, о чем он думал, как рождались идеи и создавались персонажи.

На обложке: Рисунки в рукописи романа «Преступление и наказание». Местонахождение: Российская государственная библиотека, Москва, Россия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий