Должны ли представители творческой интеллигенции рисковать свой жизнью и талантом на войне? Вопрос, конечно, спорный. Пушкина берегли от Кавказа, поэты и писатели на фронтах ВОВ сражались словом, а не пулеметом.
В лихолетье Первой мировой войны литераторов призывали в армию, но по возможности старались на передовую не отправлять, ведь можно было по-другому использовать «отличные дарования их на пользу отечества». Впрочем, в то время все было не так однозначно.
Автомобильная рота Маяковского
Ох, и трудно было с деятелями культуры в начале XX в. Само время было непростым, а потому я бы не стала судить представителей литературной богемы за то, что они «воевать никуда не ходили» (фраза, которую позже Булгаков немного изменит и вложит в уста Шарикова из «Собачьего сердца»). В творческих кругах того времени считалось пошлым умереть за родину.
Владимир Маяковский сначала проникся патриотическими идеями и даже собирался идти добровольцем на фронт. Его не взяли, т.к. поэт считался неблагонадежным (за распространение антиправительственных листовок сидел в тюрьме). А когда Маяковского все-таки призвали, желание воевать у него резко пропало. Теперь он считал, что война – «кровавая бессмысленная свалка, в которую ринулись народы», а потому нет никакого смысла проливать там кровь.
Кроме того, Маяковский был бактериофобом. Здоровенный сильный мужчина до смерти боялся грязи и всегда носил с собой мыльницу и платок. Причиной тому была смерть отца, который во время сшивания бумаг укололся и получил заражение крови.
Максим Горький по знакомству пристроил Маяковского в автомобильную роту чертежником (поэт неплохо рисовал и имел соответствующее образование). Как тогда говорили, «спрятал от войны». Рота была не простая, а императорская, обслуживающая автомобили высших чиновников и первых лиц государства. Но службой Маяковский почти не занимался. В автобиографии «Я сам» поэт писал:
«Паршивейшее время. Рисую портреты начальников. С печатанием хуже, запрещают. Только Брик покупает мои стихи по 50 копеек строку».
Зато жили солдаты в Петербурге и могли свободно ходить в увольнение. Маяковский был завсегдатаем литературных вечеров, проходивших преимущественно в ресторанах. В память о войне у Маяковского осталась фотография в форме и серебряная медаль «За усердие». Правда, сделал фотокарточку поэт в ателье, нарядившись в бутафорскую форму. А медаль, поговаривали, получил благодаря особой расположенности к нему начальника петроградской автошколы.
Тонкая натура поэта Есенина
Есенину к началу Первой мировой исполнилось 19 лет. Он подлежал призыву, но получил отсрочку на год «по глазам». В это время Есенин покорял литературный Петербург и к моменту следующего призыва уже обзавелся нужными связями. Как и Маяковский, Есенин обладал недюжинной крестьянской силой. Но тонкая натура поэта не выдерживала даже вида крови. Есенин никак не хотел оказаться на передовой. Через знакомых он добился назначения медбратом в царскосельский военно-санитарный поезд.
Поезд-лазарет находился под патронажем самой императрицы, а потому место службы Есенина было вполне комфортным. Во время службы Есенин был представлен императорской семье. Под впечатлением встречи поэт написал сборник стихов и посвятил его императрице (за что потом его осуждали).
Но в каком бы комфортабельном поезде ни служил Есенин, ему каждый день приходилось видеть кровь, мучения раненых и смерть. Друзья поэта выхлопотали ему двухнедельный отпуск в Рязань для «отдыха от переживаний». После возвращения Есенин был переведен в канцелярию поезда.
После Февральской революции поэт получил аттестат с припиской, что «возложенные на него обязанности исполнялись честно и добросовестно», и был рекомендован к поступлению в школу прапорщиков. Однако Есенин, мечтавший стать поэтом, а не солдатом, рассудил, что не надо ему учиться на прапорщика, и…освободил себя от военной службы.
Службу двух поэтов никак нельзя назвать героической. В любую другую эпоху их бы назвали трусами. Однако в революционное время народные настроения были крайне негативными по отношению к императору. Воевать за него считалось позорным. Я думаю, Есенин и Маяковский, как и многие другие поэты и не поэты, были всего лишь людьми своего непростого времени.
На обложке: Коллаж. Фрагменты картин Сергея Александровича Бузулукова «В.В.Маяковский», 1957 год и Евгения Дмитриевича Щеглова «Портрет Сергея Есенина»