Михаил Врубель был не только гениальным художником, но и настоящим мастером написания загадочных картин. Одной из самых интересных его работ стала «Царевна-Лебедь», которая отличается притягательностью и неким мистицизмом, свойственным «демоническому циклу» картин Врубеля. Это творение было посвящено героине «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина – и это, пожалуй, единственное, о чём можно говорить с полной уверенностью.
Вокруг «Царевны-Лебедь» ходит немало домыслов, и даже современные искусствоведы затрудняются ответить на многие вопросы, связанные с картиной. Наиболее интригующей является модель, с которой прекрасная царевна была написана. Что же за таинственная красавица стала прототипом пушкинской героини в интерпретации Врубеля? И что известно о знаменитой картине?
История создания
Ещё за несколько лет до написания «Царевны-Лебедь» Врубель признавался коллегам, что занят поиском русского национального мотива для своих работ, образа «музыки цельного человека». Этот замысел был воплощён в работах, посвящённых былинным богатырям. Кроме того, большое влияние на Михаила Врубеля оказала работа с оформлением к спектаклям Римского-Корсакова «Садко» и «Царская невеста». Художник писал композитору:
“Я благодаря Вашему доброму влиянию решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду”.
В 1899 году в России масштабно отмечали 100-летний юбилей со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Врубель стал одним из художников, принявших участие в иллюстрировании сочинений поэта. Он писал своей сестре Анне:
“Мой «Богатырь» еще не продался, и я должен был сейчас же приняться за пушкинские иллюстрации, а теперь рисую камин для Мамонтова, чтобы поддержать свои финансы…”
Кто она – Царевна-Лебедь?
Вдохновением для Врубеля послужила музыкальная драма, премьера которой состоялась в Частной опере Саввы Мамонтова. Примечательно, что Царевной-Лебедь в этой постановке была супруга живописца Надежда Забела-Врубель. Многих зрителей поразило её исполнение. Михаил Гнесин писал:
“По словам современников, голос у неё был ни с чем не сравнимый, ровный-ровный, лёгкий, нежно-свирельный и полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски, предельно выразительный, хотя и совершенно спокойно льющийся… И какой облик! Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные глаза, пленительно-женственная, зазывно-недоумённая улыбка, тонкое и гибкое тело”.
И здесь можно было бы предположить, что свою «Царевну-Лебедь» Врубель написал с жены, но это совсем не так. Сходства между образом Забелы (сохранились фотографии с её выступления) и картиной живописца совсем немного. Но кто же стал прототипом чарующей героини с полотна Врубеля?
Как предполагают исследователи, в облике Царевны-Лебедь слились черты различных женщин. Мастер использовал некий собирательный образ, который помог передать нюансы внешности и характера Царевны-Лебедь. Екатерина Ге очень точно характеризовала технику Врубеля, сравнивая его работы с картинами свёкра:
“Ге всё писал с натуры, а Врубель не делал этого; его увлекала сказочность, он и не хотел, чтобы лица и жесты были слишком скопированы с действительности; кажется, он нарочно делал слишком большие глаза, жесты, которые невозможно сделать, точно у его фигур нет костей…”
Впрочем, есть предположение, что основные черты Царевны-Лебедь были списаны с Елены Адриановны Праховой. Не секрет, что Врубелю была дорога семья Праховых, а жена Адриана Эмилия Львовна и вовсе сыграла роковую роль в жизни художника. Не исключено, что в качестве прототипа для своей героини он решил использовать внешние черты её дочери. С другой стороны, немало сторонников версии, что в «Царевне-Лебедь» всё-таки можно увидеть жену Врубеля, однако черты её были несколько изменены и поданы в таком ракурсе, какой её видели не все окружающие, а лишь художник. Екатерина Ге отмечала:
“Врубель выдумал красоту сестры и осуществил в портретах, хотя, по-моему, он часто преувеличивал ее недостатки, так как они особенно нравились ему”.
Особенности картины
Как мне кажется, однажды взглянув на врубелевскую «Царевну-Лебедь», забыть её уже невозможно. На фоне сгущающихся сумерек и города, едва виднеющегося вдалеке, мы видим красавицу с чарующей внешностью. Здесь нет костюмированной вычурности, однако едва ли не каждый элемент наполнен тайной. Особенное внимание привлекает взгляд Царевны-Лебедь. Он словно бы соединяет в себе тёмные тайны глубоких вод и красоту небесных высей. Надо признать, что вообще весь облик врубелевской героини – это слияние водной и воздушной стихий.
Каким-то непостижимым образом Михаил Врубель сумел передать метаморфозу форм и движение своего прекрасного персонажа. Царевна-Лебедь перед нами, но кажется, что она вот-вот ускользнёт от нашего взора. Надо признать, в её облике есть нечто неуловимое, даже призрачное.
Картина «Царевна-Лебедь» таит в себе немало загадок. До сих пор искусствоведы не могут точно сказать, с кого была написана главная героиня полотна Врубеля. Но давайте вдумаемся: разве это так важно? На мой взгляд, «Царевна-Лебедь» позволяет нам погрузиться в тайну, которая никогда не откроется человеку. В ней есть нечто поразительно притягательное, мистическое, прекрасное и неуловимое. Эта картина очаровывала многих современников Врубеля и сегодня продолжает привлекать к себе внимание. Она вдохновляла поэтов и писателей, открывая поистине невероятный женский образ, воплощающий совершенную тайну.