Одной из ярких отличительных черт фильмов Марка Захарова, по моему мнению, является подача исторического материала языком современности, что делает их понятными, актуальными и интересными.
А еще Захаров – мастер театральных постановок. Герои его картин будто разыгрывают представление на сцене. Фильм «Тот самый Мюнхгаузен» верное тому подтверждение.
Магия театра
То, что «Тот самый Мюнхгаузен» больше напоминает театральную пьесу, нежели фильм, становится понятно буквально с первых кадров. И сразу же можно заметить подражание двум великим драматургам – Чехову и Шекспиру.
В сцене охотничьих баек один из охотников удивительным образом похож на Фальстафа, комического персонажа нескольких произведений Шекспира, который любил приврать ради хвастовства. А вот Мюнхгаузену режиссер придал сходство с Шекспиром.
Как Шекспир, так и Мюнхгаузен – великие сочинители своего времени, каждый по-своему восхищающий публику. В пьесах английского драматурга отражена глубокая правда жизни, мудрые откровения и поразительные пророчества.

Мюнхгаузен тоже создавал сценарии и драматические сюжеты с такой внутренней логикой, что все казалось правдоподобным, и даже пошел дальше. Если Шекспир был мастером искусства, который воплощал свои идеи на сцене, то барон Мюнхгаузен театрально разыгрывал свои истории, словно оживлял их перед глазами зрителей.
Охотники, которые похожи на шекспировских персонажей, собираются вместе и начинают беседовать, используя шекспировскую манеру и стиль. Именно в этот момент Фальстаф произносит волшебное слово «Вишневый сад», словно «передавая эстафету» Чехову.
Именно таким волшебным образом умел творить Чехов. Он брал обычные бытовые ситуации, казалось бы, скучные и незаметные, и превращал их в произведения искусства, которые поражали воображение и оставались в сердцах зрителей и читателей навсегда. Чехов, подобно охотнику, брал маленькую вишневую косточку и заряжал ее своим гением, чтобы выстрелить и создать нечто удивительное.
И, конечно же, чеховское ружье. Правда, в фильме Захарова оно выстрелило не в конце, а сразу, и даже несколькими годами ранее, когда Мюнхгаузен попал вишневой косточкой в лоб оленя. Главный герой словно заранее «подстрелил» фабулу истории.

Кадры из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1980 год
Немецкий барон внутри советского контекста
Ни для кого не секрет, что Марк Захаров и Григорий Горин (неизменный соратник режиссера) умели хлестко обличать несовершенства советских реалий. Одной из таких недвусмысленных отсылок стал образ герцога – пародия на тогдашнего генсека Леонида Брежнева. Актер Леонид Броневой даже внешне похож на Леонида Ильича.
В речах бургомистра Ганновера проскальзывают «советизмы» – типичные фигуры речи чиновников того времени, подчеркивающие противоречие между официальной властью документа и реальной жизнью. «Как же вы не были на Луне, когда есть решение, что были?» – говорит он с некоторым укором, обращаясь к ошарашенному Мюнхгаузену.
Броневой также удачно передает черты советского лидера, подражая его манерам. Даже характер героя, который то «косит под дурачка», то проявляет серьезность, схож с Брежневым. Для нас какие-то вещи являются эзоповым языком, а для советского зрителя в этом плане, думаю, все было очень даже понятно.

Кадр из фильма »Тот самый Мюнхгаузен», 1980 год
Персонажи-аллегории
В фильме «Тот самый Мюнхгаузен» символика пронизывает каждую сцену, создавая насыщенный и глубокий смысл. Персонажи не просто являются обычными людьми, они представляют собой аллегории – символы, которые раскрывают глубинные истины.
Марта символизирует смерть. Ее имя – Mortus – напоминает о близости смерти. Она предвещает приход последнего пастора, который придет не венчать, а отпевать. Ее уход совпадает с моментом, когда у Мюнхгаузена, представляющегося цветочником Мюллером, умирает душа. Марта, как смерть, становится невенчанной женой гения, и ее роль заключается в том, чтобы лишь после смерти гения оценить и вознести его творчество.
Сам барон – это король драматургии. Не зря он считает книги великих сочинителей как личные послания себе. Например, дарственная надпись, которую оставил ему Софокл.
Слуга Томас символизирует веру и ищет прочные обоснования для своей веры. Он является аналогом Фомы из Библии. Мюнхгаузен проявляется в своей правдивости настолько сильно, что даже сам Фома Неверующий верит в него и служит ему.

Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1980 год
А еще были аллюзии на непризнанных при жизни, но удостоившихся памятников после смерти Набокова, Пастернака или Тарковского, рукописи булгаковского Мастера, которые не горят в огне, и многое другое. Захаров и Горин оставили зрителям так много загадок, что открываешь для себя что- то новое буквально при каждом просмотре фильма.
На обложке: Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1980 год