Томмазо Мазаччо – гений флорентийской школы живописи

Искусство

Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи – реальное имя живописца, известного миру искусства как Мазаччо. Ох уж эти итальянцы со своими громоздкими именами, но зато какими звучными и красивыми. Где же в имени знаменитое «Мазаччо»? А это не имя, это прозвище.

Помимо длинных имен, есть в Италии традиция давать прозвища людям по месту их рождения или особенностей самого человека. По историческим свидетельствам Томмазо ди Джованни был человеком немного рассеянным и мало приспособленным к ведению домашнего быта.

Если кратко, то адаптировав слово «мазаччо» к русскому языку, получим следующее: «мазила» или «неряшливый», что подчеркивает в человеке некую безалаберность. Тем не менее, живописцу это не помешало стать одним из лучших художников Европы, да и мира в целом.

«Человеком он был довольно беспечным, подобно тем, у кого вся дума и воля сосредоточены лишь на вещах, имеющих отношение к искусству и, кто очень мало внимания обращает на себя и ещё меньше на окружающих» – так рассказывает о Мазаччо журналист, специализирующийся на теме христианства, Дмитрий Менделеев в своей программе «Библейский сюжет».

Главным произведением в творчестве Мазаччо считают его фрески в Капелле Бранкаччи. Эти фрески относят к эпохе раннего ренессанса. Именно они произвели большое впечатление и свершили настоящую революцию в европейской живописи. Фрески Мазаччо дали направление живописи на столетия вперёд.

Мазаччо. Автопортрет - фрагмент фрески «Воскрешение сына Теофила и святой Пётр на троне», 1425 год Местонахождение: Капелла Бранкаччи, Флоренция, Италия
Мазаччо. Автопортрет – фрагмент фрески «Воскрешение сына Теофила и святой Пётр на троне», 1425 год
Местонахождение: Капелла Бранкаччи, Флоренция, Италия

День Святого Фомы

Несмотря на то, что событие это произошло достаточно отдаленно от нашего времени, дату рождения Томмазо Мазаччо биографы называют точно. Произошло это 21 декабря 1401 года, когда католики отмечают день Святого апостола Фомы.

Томмазо ди Джованни и назвали в честь этого святого. Появился на свет будущий реформатор живописи в Сан-Джованни-Вальдарно – небольшом итальянском городке. Отец живописца был нотариусом. Он рано умер, его сыну было всего пять лет, когда это случилось.

Мать гения была беременна, когда лишилась мужа, которому было всего 27 лет. Оставаться одной с двумя детьми было для молодой женщины тяжелым испытанием. Оправившись от потери, вдова приняла предложение Тедеско ди Мастро Фео – аптекаря и тоже вдовца, воспитывавшего двух дочерей.

Когда Томмазо было всего шестнадцать лет, ему пришлось взять на себя ответственность за всю свою большую семью. Отчим молодого живописца скончался и юноше пришлось обеспечивать пятерых членов семьи. Однако талант живописца у Мазаччо проявился рано и был замечен.

Мазаччо «Воскрешение сына Теофила и святой Пётр на троне», 1425 год Местонахождение: Капелла Бранкаччи, Флоренция, Италия
Мазаччо «Воскрешение сына Теофила и святой Пётр на троне», 1425 год
Местонахождение: Капелла Бранкаччи, Флоренция, Италия

Флоренция – место обитания гениев

В 1418 году юный живописец уехал во Флоренцию – город, где живут и творят лучшие таланты Италии. Мать Томмазо смогла снять небольшую комнату в этом городе. Многие биографы Мазаччо склоняются к мнению, что живописи его начал обучать либо Мазолино, либо Биччи ди Лоренцо.

Во Флоренции в те времена существовала гильдия врачей, аптекарей и живописцев, в которую приняли 21-летнего Томмазо, присвоив ему звание мастера. Именно этот период в жизни Мазаччо дал начало его карьере живописца. Любовь к реализму привили молодому Томмазо ди Джованни выдающиеся скульпторы эпохи Ренессанса Донателло и Филиппо Брунеллески, ставшие его флорентийскими друзьями. Они также познакомили живописца с идеями линейной перспективы.

Мазаччо «Крещение неофитов», между 1426 и 1427 годами Местонахождение: Капелла Бранкаччи, Флоренция, Италия
Мазаччо «Крещение неофитов», между 1426 и 1427 годами
Местонахождение: Капелла Бранкаччи, Флоренция, Италия

С тех пор, как он приехал во Флоренцию, Мазаччо выезжал из неё лишь в 1423 году в Рим, где ознакомился с лучшими творениями античного искусства. Всю оставшуюся, к сожалению, недолгую жизнь Томмазо прожил в обители гениев – Флоренции.

Творчество художника

У Мазаччо было достаточно заказов, чтобы обеспечивать свою жизнь и помогать семье. Коллеги молодого живописца высоко оценивали его творчество. Заказы на создание фресок и алтарных росписей шли от духовенства, а картины у Мазаччо заказывали обеспеченные горожане. Журналист Дмитрий Менделеев говорит о Мазаччо:

«Именно он понял, что живопись есть ни что иное, как отражение в рисунке и красках живых произведений природы. И тот, кто в совершенстве будет этому следовать, может называться лучшим».

Только в одной капелле Бранкаччи Мазаччо было создано несколько знаменитых работ. Например, там он сотворил такие фрески как: «Крещение неофитов», «Изгнание из рая», «Воскрешение сына Теофила и св. Пётр на кафедре», «Распятие св. Петра и казнь Иоанна Крестителя» и самая знаменитая – «Чудо со статиром».

Историки искусства по сей день ведут споры о том, какие именно работы были написаны самим Мазаччо, а какие с Мазолино. Живописцы были хорошими друзьями и создали совместно не одно творение.

Мазаччо «Чудо со статиром», 1425 год Местонахождение: Капелла Бранкаччи, Флоренция, Италия
Мазаччо «Чудо со статиром», 1425 год
Местонахождение: Капелла Бранкаччи, Флоренция, Италия

Жизнь – загадка

О личной жизни Мазаччо всевозможные источники умалчивают. Нет достоверных сведений о том, связал ли Томмазо свою жизнь с какой-либо женщиной, были ли у него дети. Предполагается, что живописец настолько был увлечен творчеством, что просто не успел обзавестись собственной семьёй за свою короткую двадцатишестилетнюю жизнь.

Мазаччо умер в 1428 году, и никто не может однозначно сказать, отчего именно это произошло. Также не известна и точная дата этого печального события. Известный итальянский художник Джорджо Вазари предполагал, что Мазаччо отравили завистники, хотя, доподлинных подтверждений этого факта нет.

Напоследок хочется назвать самые знаменитые и запоминающееся работы Мазаччо помимо фресок в капелле Бранкаччи. Мастер создал «Триптих Сан Джовенале» – молодой Томмазо расписал алтарь – это его первая серьезная работа. Уже в этой работе Мазаччо проявил свой талант, придав изображению такую объемность, которую ещё никто не воспроизводил до него.

Мазаччо «Триптих Сан-Джовенале», 1422 год Местонахождение: Музей Мазаччо, Реджелло, Италия
Мазаччо «Триптих Сан-Джовенале», 1422 год
Местонахождение: Музей Мазаччо, Реджелло, Италия

Единственный портрет в творчестве живописца – «Портрет молодого человека» изображает знаменитого архитектора эпохи Возрождения Леона Баттиста Альберти. «Пизанский полиптих» – ещё одна известная картина Мазаччо. Она выполнена для алтаря. Её части на сегодняшний день находятся в разных музеях Европы. Причём некоторые части этой алтарной картины утеряны для мира искусства навсегда.

К большому сожалению, молодой гений ушел слишком рано. Без сомнения, он был достоин стоять в одном ряду с такими выдающимися творцами эпохи Возрождения как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Даже за свои непродолжительные годы жизни Мазаччо оставил достаточно ценных для искусства творений.

Поставить точку в рассказе о Томмазо Мазаччо можно тремя интересными фактами от искусствоведа Ольги Поповой – о них она рассказывала в своей авторской программе «Глоток искусства»:

«Во-первых, его приписывают к отцам-основателям Возрождения вместе с архитектором Филиппом Брунеллески и скульптором Донателло. Во-вторых, он был первым художником, который фактически применил линейную перспективу в своей фреске. И третье – он входит в «Клуб 27». Туда входят все известные деятели искусства, которые умерли в возрасте 27 лет».
Мазаччо «Портрет молодого человека» Местонахождение: Национальная художественная галерея, Вашингтон, США
Мазаччо «Портрет молодого человека»
Местонахождение: Национальная художественная галерея, Вашингтон, США

Увы, судьба молодого живописца сложилась так, что он прожил очень короткую жизнь, но след его в искусстве значителен и незабываем.

На обложке: Коллаж Автопортрет Мазаччо на фоне фрагмента картины Томаса Гринхальга «Флоренция» – города, в котором жил и творил живописец

МУСАГЕТ
Добавить комментарий