Театральный роман – как гимназист Антон Чехов полюбил сцену

Искусство

Театр называют первой и самой большой любовью А.П. Чехова. Он был верен театру всю жизнь, хотя несколько раз зарекался писать для сцены. Но снова и снова возвращался к пьесам. Впрочем, театр отвечал ему взаимностью. Русский театральный критик Н.Е.Эфрос писал:

«Никого театр не играл так совершенно, ничьи художественные замыслы не постиг так глубоко, как Чехова».

Сцена увлекала писателя с юности, когда он еще учился в гимназии.

Таганрогские развлечения

Антон Павлович Чехов родился в 1860 г. в Таганроге. Там же он посещал школу, а потом поступил в мужскую классическую гимназию, старейшую на юге России. В гимназии формировалось его видение мира, там он полюбил книги, впервые попробовал свои силы в писательстве и получил от учителя псевдоним «Чехонте». Но интересы гимназиста Чехова были скорее исключением, нежели правилом для жителей Таганрога.

Город в середине XIX в. походил на деревню. Как сейчас какой-нибудь маленький населенный пункт в какой-нибудь области. В Таганроге еще не было промышленности (лишь несколько полукустарных фабрик), дома одноэтажные и деревянные, улицы немощеные. Горожане работали «вахтой» на судах, в порту или занимались контрабандной торговлей. Эта деятельность была настолько незначительной для развития города, что в отчетах градоначальства о «занятиях населения» почти ничего не упоминалось.

Развлекаться «чуждые, скучные и даже гадкие люди», как позже назовет горожан Чехов, предпочитали в игорных домах, да в низкопробной итальянской опере, которую содержали местные нувориши. Образованным людям, которых в Таганроге было заметно меньше, оставалось только гулять в городском саду, любуясь видами Азовского моря, или посещать таганрогский театр. Даже публичная библиотека открылась только в 1876 г. Собственно, этим развлечениям и предавался гимназист Чехов. Не в карты же ему было играть.

Дом в Таганроге, где родился Антон Павлович Чехов
Дом в Таганроге, где родился Антон Павлович Чехов

Театральные побеги

Впервые Чехов посетил театр в 13 лет. Он вместе с братьями побывал на оперетте Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена» и настолько очаровался постановкой, что стал страстным поклонником театра. Да еще «заразил» своих друзей.

Мне трудно понять, зачем нужно ограждать школьников от театра, но в XIX в. гимназистам строго-настрого запрещалось посещать спектакли. Билет в театр был наградой для самых дисциплинированных и успешных гимназистов. Чехов к ним не относился, а потому проникал в театр «нелегально».

Впрочем, не он один был таким. «Театральные побеги» были нормальным явлением для молодежи того времени. Главное – раздобыть деньги на билет и проникнуть в зал. В ход шли разные ухищрения – от отвлечения контролёра до переодевания. Однажды Чехов так искусно загримировался под бедного странника, что выпросил милостыню у родного дяди и купил на эти деньги билет.

Антон Павлович вспоминал, что, идя на спектакль, даже не знал, что будут давать. Но это было неважно, он одинаково восхищался драмой, комедией, оперой или опереткой. Праздником было все: спектакль, пышные декорации, блестящие люстры, яркие костюмы, ведь театр так контрастировал с серостью и убогостью таганрогской жизни.

В гостиной, вернувшись со спектакля, Антоша Чехов артистично пересказывал и показывал то, что происходило на сцене / © annite / turbina.ru
В гостиной, вернувшись со спектакля, Антоша Чехов артистично пересказывал и показывал то, что происходило на сцене / © annite / turbina.ru

От сцены к перу

Страсть Чехова к театру переросла в увлеченность домашними постановками. Хотя домашний театр получился у него случайно. Вернувшись со спектакля, Чехов артистично пересказывал и показывал то, что происходило на сцене. Потом к импровизированным постановкам подключились братья. Сестра Чехова Мария Павловна вспоминала:

«Антон был постановщиком и распределял роли. Каждый себе готовил костюм. Если играли оперетку, то Николай отвечал за музыку».

На домашних постановках Чехов не остановился. Его энергии требовался больший размах. Тогда в доме своего гимназического товарища А. Дросси он создал любительский театр. Дросси жили богато, поэтому под театр отвели сразу три комнаты: для сцены, гримерной и зрительного зала. Занавес сделали из плотного кретона с наклеенными на него попугаями, подписали билеты (были даже партер и амфитеатр). Труппа состояла из братьев Чеховых и гимназистов. Сам Антон Павлович нередко брался за женские роли. Зрителями были слуги Дросси и друзья молодых театралов.

Таганрогский театр, куда так любил ходить Антон Чехов
Таганрогский театр, куда так любил ходить Антон Чехов

Но скоро и трех комнат для актеров-любителей стало мало, поэтому было принято решение перенести театр в пустующий амбар во дворе. Театр гимназистов пользовался успехом, зрительный зал всегда был полон. Жажда творчества, заложенная в Чехове самой природой, настолько захватила его, что он хотел сам поучаствовать в создании спектакля. Не только как постановщик и актер, а сочинить пьесу самостоятельно.

Первая драма «Безотцовщина» появилась в 1877 г., за год до окончания гимназии. По свидетельствам его братьев, тогда же он написал и вторую драму, но так никому ее и не показал. Позже Чехов уничтожил оба произведения. Как вспоминала его сестра, Чехов разорвал первую рукопись «на мелкие кусочки», а вторую «на мелкие куски». Сам писатель о своем первом опыте в качестве драматурга предпочитал не вспоминать и лишь говорил:

«Как хорошо, что никто не помнит, когда я начал писать».
Семейная фотография Чеховых, 1874 год
Семейная фотография Чеховых, 1874 год

Впрочем, мелкие кусочки остались и от нескольких следующих сочинений, которые отвергались театральными режиссерами. Чехов в то время уже переехал в Москву и пробовал себя в написании пьес. К счастью для будущих зрителей, Антон Павлович не оставил своих писательских попыток. То, насколько театр захватил писателя, можно увидеть по героям его произведений. Многие из них являются актерами, драматургами, театральными режиссерами.

На обложке: Антон Павлович Чехов, 1890 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий