Театр, ставший жизнью – история Мольера

Искусство

Мольер, настоящее имя которого Жан-Батист Поклен, стал одним из выдающихся драматургов не только на родине, но и далеко за её пределами. Этого автора ставят в один ряд с такими легендами драматургии, как Бернард Шоу, Аристофан и Плавт.

Большинство людей не знают многих фактов из жизни писателя, хотя они могут быть довольно занимательными. Например, Мольер был не простым драматургом и актёром, который из низов поднялся до вершин. Он принадлежал к классу буржуа и пришел к литературе очень интересным путем.

«Сам Мольер был королевским обойщиком. Этот титул его отец выкупил у своего брата. Его отец очень гордился этим титулом. Жан-Батист Поклен должен был унаследовать этот титул как старший сын в семье. Однако, уже в возрасте 21 года он решает, что не будет обойщиком королевским и уступает этот титул своему младшему брату» – интересный факт из жизни Мольера, который рассказала в передаче «Урок по литературе» на радио «Маяк» учитель словесности Анна Власова-Мрдуляш.

Хочу заметить, что титул обойщика XVII века стоит понимать правильно. Привычных нам настенных обоев тогда ещё не было и стены обивали тканями. Именно этим и занимался отец Мольера. Он подбирал ткани и обивал ими стены королевских дворцов.

Пьер Миньяр «Портрет Мольера», 1658 год Местонахождение: Музей Конде, Париж, Франция
Пьер Миньяр «Портрет Мольера», 1658 год
Местонахождение: Музей Конде, Париж, Франция

Маленький буржуа

Этот интересный в будущем автор осчастливил своих родителей в 1622 году, когда 15 января впервые открыл глаза, издав свой первый крик. Родители назвали своего первенца Жан-Батист. Ему посчастливилось появиться на свет в обеспеченной семье парижских буржуа.

Мария Поклен-Крессе – мама Мольера, к сожалению, покинула своих детей очень рано. Жану-Батисту было всего 10 лет, когда она скончалась от косившей тогда многих болезни – туберкулеза.

Отца семейства Поклен звали Жан, он служил при королевском дворе обойщиком – драпировщиком. Можно предположить, что придворный Людовика XIII получал приличное жалование, а значит, мог сполна обеспечить своих детей и дать им многое, в частности, хорошее образование.

Клермонский коллеж, ныне Лицей Людовика Великого, где учился Мольер / © Mathias Rocher / flickr.com
Клермонский коллеж, ныне Лицей Людовика Великого, где учился Мольер / © Mathias Rocher / flickr.com

Жан Поклен отдал своего старшего сына Жана-Батиста в довольно престижное по тем временам образовательное учреждение – иезуитскую школу – Клермонский коллеж. В современной Франции эта школа стала лицеем Людовика Великого.

Учился юный гений хорошо, в совершенстве овладел латынью и свободно читал на ней. Он читал знаменитых римских авторов в подлиннике. В 1639 году Жан-Батист успешно окончил коллеж и после сдачи экзаменов получил звание лиценциат прав.

«Жан-Батист получил блестящее образование. Отец действительно потратился на его образование, он учился и в Клермонской коллегии – школе иезуитов, и даже сдал экзамен на чин адвоката в 19 лет» – рассказывает Анна Власова-Мрдуляш.
Кадр из фильма «Мольер», 2007 год
Кадр из фильма «Мольер», 2007 год

Он был и автор, и актёр…

После получения высшего образования юноша проработал некоторое время по специальности, то есть юристом. Затем стал помогать отцу в его работе придворного обойщика. После смерти французского короля Людовика XIII Жан-Батист заявил, что более не хочет быть обойщиком и «отправился в свободное плавание». Это произошло в 1643 году.

В 21 год молодой человек сменил имя, данное ему при рождении на псевдоним Мольер. Так как Жан-Батист был не из бедной семьи, финансы позволяли ему заняться тем, что привлекало его творческую натуру. Совместно с семейством Бежар юный буржуа создал свой театр. С Мадленой – старшей дочерью Бежаров у Мольера был роман.

Хочется заметить, что Жан-Батист сменил имя вовсе не из-за того, что родное не пришлось ему по вкусу, а лишь потому, что быть актёром в те времена считалось совершенно непрестижным занятием. Юноша не хотел позорить родовую фамилию и своих родственников, поэтому и взял псевдоним.

В своем театре Жан-Батист был и автором, и актером. Первые сезоны прошли не очень удачно, зато за их счёт молодой театрал приобрел и отточил бесценные навыки актёра и режиссёра, на это ушло 12 лет. В 1658 году, после долгого отсутствия в столице и гастролирования по городам Франции, труппа вновь вернулась в Париж.

Театр Мольера дебютировал в Лувре. Спектакль посмотрел король Людовик Великий, брат которого впоследствии стал покровителем драматурга. С этих пор труппа стала давать спектакли в придворном театре, что продлилось несколько лет, до 1661 года.

Жан-Леон Жером «Людовик XIV и Мольер», 1862 год Местонахождение: Мемориальная библиотека Конверса, Малден, США
Жан-Леон Жером «Людовик XIV и Мольер», 1862 год
Местонахождение: Мемориальная библиотека Конверса, Малден, США

Признание публики

В 1662 году о Мольере активно заговорили после того, как его театр представил комедию под названием «Школа жён». Автор считал, что постановка удалась, а вот его завистники назвали произведение аморальным. Покровительство короля многим не давало покоя, они хотели хоть в чем-то уличить успешного Жана-Батиста.

«Он предлагает не просто фарс, а он предлагает комедию на современные нравы. Это была опасная вещь потому, что, хотя он пользовался к этому времени покровительством брата короля – Филиппа Орлеанского, в то же время, настроить против себя могущественные семейства аристократические, было чревато очень большими неприятностями. И, как мы знаем по дальнейшей карьере Мольера, он умел находить неприятности» – говорит о драматурге Мария Сергеевна Неклюдова – историк культуры.

Через два года Мольер со своей труппой выступал уже перед Людовиком XIV в Версале. Драматург представил королю свою новую постановку «Тартюф, или обманщик». Эта пьеса также не осталась без внимания общественности, она вошла в историю как самая скандальная пьеса Мольера.

Никола-Андре Монсо «Мольер читает »Тартюфа» в салоне Нинон де Ланкло», 1773 год
Никола-Андре Монсо «Мольер читает »Тартюфа» в салоне Нинон де Ланкло», 1773 год

В «Тартюфе» автор смело обличал религиозное лицемерие, за что поплатился тем, что ему не давали ставить пьесу на сцене театра вплоть до 1669 года. Несмотря на проблемы с предыдущей пьесой, последовала новая постановка «Дон Жуан, или Каменный пир», поставленная в 1665 году.

В этом произведении драматург не побоялся вновь вступить в схватку с религиозными движениями, обличая их настоящую сущность. Тем не менее, отыграв 15 постановок этой пьесы, Мольер убрал её из репертуара своего театра, чтобы избежать крупного скандала. При жизни автора это произведение более не ставили на сцене.

Несмотря на обличение духовенства и феодализма, к монархии Мольер относился с пиететом. Он был в фаворе у особ королевских кровей и не рисковал обделять себя их благосклонностью.

Франсуа Флеменг «Мольер, требующий аудиенции у короля Луи XIV в Версале», 1883 год Местонахождение: Частная коллекция
Франсуа Флеменг «Мольер, требующий аудиенции у короля Луи XIV в Версале», 1883 год
Местонахождение: Частная коллекция

Дела семейные

У Мольера был роман со старшей дочерью семейства Бежар, но женился он на младшей – Арманде. К тому моменту Жан-Батист был старше её на 20 лет. Через два года после создания семьи у них родилась двойня, но близнецы дожили лишь до пятилетнего возраста. Семейная пара хотела иметь детей, и им это удалось. У них родилась дочь в 1665 году.

В жизни Мольера были все радости и горести обычного человека, несмотря на королевский фавор. Были и болезни, и депрессия, и всевозможные проблемы в семье, и другие мирские заботы. Тем не менее, даже в самые сложные периоды жизни Мольер творил. И одним из произведений, написанным в такой период, была комедия «Мизантроп».

Пьер Миньяр «Арманда Бежар», 1660 год Местонахождение: Музей Карнавале, Париж, Франция
Пьер Миньяр «Арманда Бежар», 1660 год
Местонахождение: Музей Карнавале, Париж, Франция

Смерть в театре

«Мизантроп» поставили на сцене в 1666 году, комедия была радостно встречена публикой. Она показала, что автор обладает неподдельным мастерством и талантом. Мольер был даровитым драматургом, через пару лет после «Мизантропа» на сцену уже вышел «Скупой, или Школа лжи» – ещё одна комедия гениального автора.

К сожалению, эта комедия абсолютно провалилась и принесла Мольеру лишь убытки. Драматург не остановился и не опустил руки, он вновь творит, и на сцене появляется «Мещанин во дворянстве» – комедийный балет. Он помог вернуть внимание публики к театру Мольера, а соответственно, и поправить финансовое положение. Балет вышел на сцену в 1670 году.

С возрастом драматург стал страдать от сильного кашля, но при этом в официальную медицину верил не слишком. До самой кончины Мольер сам играл в театральных постановках. Можно предположить, что с безудержным сильным кашлем играть на сцене не очень удобно. Жан-Батист был гениальным не только в драматургии и режиссуре, но и выдумках. Он делал вид, что это не болезнь, а актёрский прием.

Иллюстрация Уильяма Пауэлла Фрайта к комедии-балету Мольера «Мещанин во дворянстве»
Иллюстрация Уильяма Пауэлла Фрайта к комедии-балету Мольера «Мещанин во дворянстве»

Многих талантливых людей сожгла изнутри болезнь, не пощадила она и этого великого драматурга. Состояние Мольера ухудшалось, кашель усиливался и становился всё более нестерпимым. Есть одно мнение, которое более можно отнести к мифам о Жане-Батисте. Говорят, что он умер на сцене своего театра, играя в своей же комедии под названием «Мнимый больной».

На самом деле всё обстояло иначе. Играя в упомянутой постановке, драматург в очередной раз закашлялся, но при этом приступе у него пошла кровь через рот. Зрители были в восторге, приняв приступ болезни за великолепную игру актёра. Однако труппа Мольера поняла, в чем тут дело. Занавес опустили, действие на сцене было окончено.

Окончено было и пребывание знаменитого драматурга на этом свете. Жана-Батиста срочно отвезли домой, но ему ничего не помогло. Он закончил свои дни 17 февраля 1673 года. Последний акт жизни великого Мольера происходил в Париже, драматургу был 51 год.

Жан-Франсуа де Труа «Чтение Мольера», около 1730 года Местонахождение: Частная коллекция
Жан-Франсуа де Труа «Чтение Мольера», около 1730 года
Местонахождение: Частная коллекция

Повествование о знаменитом драматурге хочется закончить словами Владимира Петухова – ведущего программы «Иллюзион»:

«Мольер оказал огромное влияние на развитие буржуазной комедии как на территории Франции, так и за её пределами. Шутка ли сказать, что его бессмертные произведения, такие как «Тартюф», «Мнимый больной», «Скупой», «Мещанин во дворянстве» и многие, многие другие являются по сей день очень актуальными произведениями как для экранизации, так и для поставки на театральной сцене».

На обложке: Фрагмент картины Николя Миньяра «Мольер в роли Цезаря в пьесе «Смерть Помпея», 1658 год. Местонахождение: Музей романтиков, Париж, Франция

МУСАГЕТ
Добавить комментарий