Театр был его жизнью – как Александр Островский преобразил русский театральный мир

Искусство

Александра Островского неслучайно называют основоположником отечественного театра. Благодаря ему русская драматургия пополнилась 47 пьесами. Он разрабатывал программу обучения для драматургов и актёров, оставил огромное литературное наследие. Иван Гончаров отмечал, что благодаря Александру Николаевичу театр стал особенным миром, куда имеет возможность заглянуть любой зритель.

Творчество Александра Островского оставило глубокий след в развитии русского драматического искусства. И сегодня его произведения продолжают ставиться во многих театрах России и мира, привлекая внимание зрителей, демонстрируя нам такие знакомые образы. Искусство Островского и правда бессмертно. Но какой же была жизнь этого человека? Почему он заинтересовался театром? И что известно о личной жизни великого писателя и драматурга?

Детство писателя

В 1823 году в семье адвоката Николая Островского родился сын Александр. Малой родиной будущего литератора стал исторический район Москвы – Замоскворечье. Отец юного Саши поначалу планировал связать свою жизнь с духовной службой, он даже выучился в Московской духовной семинарии.

Но в дальнейшем переключил внимание на «мирские» дела, став государственным служащим. Параллельно с основной деятельностью Николай Островский занимался работой адвоката. Друг будущего писателя Николай Берг отмечал:

«В доме с утра до ночи толклись купцы, решая разные свои вопросы. Мальчик Островский видел там не одного банкрута, а целые десятки; а разговоров о банкротстве наслушался и бог весть сколько: не мудрено, что язык купцов стал некоторым образом его языком. Он усвоил его себе до тонкости».

Мать будущего драматурга, как и его отец, тоже происходила из семьи священника. Любовь Ивановна была женщиной доброй и душевной. Островский спустя много лет с теплотой вспоминал о матери. Но, увы, это были лишь детские воспоминания – Любовь Ивановна умерла, когда Саше исполнилось девять лет. Николай Фёдорович остался один с четырьмя детьми. Впрочем, материальных сложностей семья не испытывала – к той поре Островский-старший уже занимал высокую должность и получал неплохое жалование.

Александр Николаевич Островский, 1856 год
Александр Николаевич Островский, 1856 год

Добрая мачеха

А спустя некоторое время Николай снова женился – на этот раз его избранницей стала представительница баронского шведского рода Эмили фон Тессин. Малыши поначалу недоверчиво отнеслись к мачехе, но она оказалась любящей и заботливой женщиной, сумевшей заменить детям супруга родную мать.

Кстати, именно Эмили в немалой степени способствовала тому, чтобы дети хорошо знали иностранные языки, интересовались литературой и получали всестороннее образование. Вместе с мачехой Саша Островский и другие дети семейства узнавали об устройстве европейских государств и различных искусствах, в том числе театре.

В этом доме родился Александр Николаевич Островский. Сейчас здесь мемориальный музей его имени / moskvichmag.ru
В этом доме родился Александр Николаевич Островский. Сейчас здесь мемориальный музей его имени / moskvichmag.ru

Не свой путь

В 1835 году юный Островский поступил в Московскую губернскую гимназию. Вот там-то он и познакомился с театральным искусством ближе, поняв всю красоту и силу этого жанра. Увлечённый литературой и пьесами, Саша заявил отцу, что хочет стать писателем. Тот не одобрил намерений сына, посчитав, что такая профессия не может быть прибыльной. Родитель мечтал, что его сын станет юристом – такая профессия могла бы обеспечить успех и безбедное будущее.

Александр повиновался родительской воле и, окончив гимназию, поступил в Московский университет на юридический факультет. Однако здесь выяснилось, что молодой человек выбрал совсем не свой путь. Учёба шла из рук вон плохо, а лекции Александр нередко пропускал, отправляясь с приятелями в театр.

Несколько раз преподаватели заговаривали об отчислении нерадивого студента, но ему удавалось выйти из неприятной ситуации. В конце концов Островский всё-таки провалил экзамены по римскому праву. Университет он окончить так и не смог, поскольку был отчислен. Актёр Фёдор Бурдин вспоминал:

«Окончивши гимназию и поступивши в Московский университет на юридический факультет, Островский вдруг очутился в положении студента, не способного воспринять высшие знания. Чем вызвано было такое мнение, для нас осталось неизвестным, потому что Островский уклонялся говорить о щекотливом для него вопросе, но стороной мы узнали, что знаменитый драматург был уволен начальством за «непонятие наук».
Повинуясь родительской воле, Александр поступил в Московский университет на юридический факультет / pastvu.com
Повинуясь родительской воле, Александр поступил в Московский университет на юридический факультет / pastvu.com

Наблюдение и заметки

Поняв, что из сына не удастся сделать толкового дипломированного юриста, Островский-старший решил устроить Александра в какую-нибудь контору. Благодаря отцовским связям тот получил место в Совестном губернском суде. Несколько раз он менял место работ, но в общей сложности проработал в московских судах около восьми лет.

Вы можете предположить, что это была скучная работа. Всё верно, да и платили за неё совсем немного, но именно она оказалась бесценным опытом для Островского. Ему приходилось общаться с людьми самых разных классов, он видел совершенно разные типажи, много наблюдал и даже кое-что записывал в небольшую книжечку, которую всегда носил с собой.

В дальнейшем знание людей, полученное во время работы в суде, помогло ему ярко и интересно воплотить виденное в своих пьесах. Образы, которые были описаны Александром Николаевичем в его произведениях, были вовсе не выдуманными. Самые интересные эпизоды Островский непременно записывал в свой блокнот, который в дальнейшем стал источником вдохновения и новых идей.

В дальнейшем знание людей, полученное во время работы в суде, помогло Островскому ярко и интересно воплотить виденное в своих пьесах / vkrizis.ru
В дальнейшем знание людей, полученное во время работы в суде, помогло Островскому ярко и интересно воплотить виденное в своих пьесах / vkrizis.ru

Время для творчества

Несмотря на то, что основную часть времени Александр Николаевич вынужден был посвящать службе, он всё же находил минутки для творчества. В ранних произведениях Островского заметно подражание Белинскому и Гоголю, которые всегда были его кумирами. Тем не менее здесь чувствуется неповторимый авторский стиль, который отличает каждое из творений знаменитого русского драматурга.

В 1846 году из-под пера Островского уже вышло несколько произведений, которые были основаны на реальных событиях и случаях, очевидцем которых был сам Александр Николаевич. Одной из самых ярких работ этого периода стала пьеса «Несостоявшийся должник» (многие её знают под названием «Свои люди – сочтёмся»).

В основе сюжета – история Самсона Большова. Он испытывает финансовые трудности и решает объявить о своём банкротстве, чтобы не платить кредиторам. В конце концов Самсона обдирают как липку его собственная дочь и её муж. Лишённый последних средств, главный герой попадает за решётку по милости родственников. Писатель Николай Берг рассказывал:

«Вся интеллигенция Москвы заговорила об этой пьесе как о чем-то чрезвычайном. Никто не видал его постепенного развития, робких, отроческих статей. Сразу явилось мужественное произведение, совершилось нечто вроде чуда!»
Петр Михайлович Боклевский. Иллюстрация к пьесе Александра Николаевича Островского «Свои люди – сочтёмся», 1859 год
Петр Михайлович Боклевский. Иллюстрация к пьесе Александра Николаевича Островского «Свои люди – сочтёмся», 1859 год

История о Замоскворечье

Одной из дебютных публикаций стали «Записки замоскворецкого жителя». В самом начале произведения Островский объясняет, какова суть этой работы:

«Автор описывает Замоскворечье в праздник и в будни, в горе и в радости, описывает, что творится по большим длинным улицам и по мелким, частым переулкам».

Приятели Александра Николаевича рассказывали, что когда тот прочёл одну из первых своих пьес собравшимся в его доме гостям, те были просто потрясены. Многие друзья не подозревали, что у него столь яркий драматургический талант.

Среди гостей был и известный академик С.П.Шевырёв. Он был так впечатлён, что назвал Островского «новым драматическим светилом в нашей литературе». Надо признать, у Шевырёва действительно был дар видеть истинный талант. Он предсказал великое будущее писателю – и не ошибся.

Расчёт или любовь?

В 1847 году в газете «Московский городской листок» была напечатана новая пьеса Александра Островского – «Картина семейного счастья». Основа сюжета – брак по расчёту. Казалось бы, тема явно не нова, но в интерпретации драматурга она приобрела новый смысл и краски. Островский умел даже, на первый взгляд, банальную историю превратить в особенное действо с запоминающимися живыми образами и интересными героями. После публикации Александр Николаевич писал:

«Самый памятный день в моей жизни 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое признание».
Сцена из спектакля по пьесе Александра Николаевича Островского «Семейная картина» (первоначальное название «Картина семейного счастья») в постановке Народного драмтеатра города Рыбное / aeternamemoria.ru
Сцена из спектакля по пьесе Александра Николаевича Островского «Семейная картина» (первоначальное название «Картина семейного счастья») в постановке Народного драмтеатра города Рыбное / aeternamemoria.ru

Запрещённая пьеса

А вскоре, в 1850 году, пьесу «Свои люди – сочтёмся» напечатал журнал «Москвитянин». Номер журнала с произведением Островского разбирали, словно горячие пирожки. Городские интеллигенты вспоминали, что уже и забыли времена, когда вот так ожидали публикацию пьесы и настолько спешно раскупали номер с ней. Однако далеко не всем произведение Островского пришлось по нраву.

После того, как представители купечества подали коллективную жалобу на пьесу императору Николаю Первому, тот запретил постановку «Свои люди – сочтёмся» и её переиздание. Критики, поддерживающие купцов, разразились гневными заявлениями, направленными против Александра Николаевича. Так, к примеру, цензор Михаил Гедеонов писал:

«Все действующие лица… отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества».
Пьеса Александра Николаевича Островского «Свои люди – сочтёмся» в постановке Малого театра, 1892 год
Пьеса Александра Николаевича Островского «Свои люди – сочтёмся» в постановке Малого театра, 1892 год

Новая работа

Дошло до того, что Островский был уволен со службы. Однако это он воспринял с воодушевлением. Больше не нужно было тратить время на скучную работу. Более того, новое дело нашлось сразу – его приняли на работу в «Москвитянин». Первой пьесой драматурга, сумевшей пробить себе путь на сцену, стала «Не в свои сани не садись». Она была написана в 1852 году, а уже через год её поставили в Малом театре.

И здесь вы можете поинтересоваться, сколько же заплатили Островскому за его произведение? Оказывается, нисколько. Он отдал его режиссёрам совершенно бесплатно. Более того, Александр Николаевич помогал им, работая с актёрами, обдумывая детали постановки и все нюансы воплощения своего произведения. Спектакль имел большой успех у публики. Писатель Иван Горбунов вспоминал:

«Посреди глубокой тишины публика прослушала первый акт и восторженно, по нескольку раз, вызывала исполнителей. В коридорах, фойе, в буфете пошли толки о пьесе. Восторгу не было конца».
Дом-музей Александра Николаевича Островского в Щелыково / artfitonline.com
Дом-музей Александра Николаевича Островского в Щелыково / artfitonline.com

Размышления о бедности

Вслед за первой пьесой, поставленной на сцене, мир увидело другое творение Островского – «Бедность не порок». Новое произведение было посвящено актёру Прову Садовскому, с которым драматург познакомился во время репетиций. Основой сюжета стала история купца Торцова, который хочет подыскать выгодную партию для своей дочери.

Кстати, эта пьеса стала последним произведением, опубликованном в «Москвитянине». Из-за разногласий, касающихся финансов, Островский оставил работу в журнале и перешёл в «Современник».

Виктор Дмитриевич Замирайло. Иллюстрация к пьесе Александра Николаевича Островского «Бедность не порок» / онлайн-читать.рф
Виктор Дмитриевич Замирайло. Иллюстрация к пьесе Александра Николаевича Островского «Бедность не порок» / онлайн-читать.рф

Театральные реформы Островского

Александр Островский не просто создавал новые произведения – он преобразовал мир театра, реформировал его основы и главные принципы. Пьесы о жизни простых людей исключали нарочитую театральность и пафос. Напротив, требовалось искать новые решения и формы.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и неких показных моментов. Драма Островского – это обыкновенная ситуация, которая происходит с обычными людьми. При этом, несмотря на всю «банальность», эта история трогает сердца зрителей. Кроме того, Александр Николаевич отмечал, насколько важны для успеха пьесы правильно подобранный актёрский состав и качественная игра исполнителей:

«Хорошая пьеса понравится публике и будет иметь успех, но долго не продержится на репертуаре, если плохо разыграна: публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу; пьесу можно и прочесть…».
Василий Перов «Портрет Александра Островского», 1871 год / Местонахождение: Третьяковская галерея, Москва
Василий Перов «Портрет Александра Островского», 1871 год
Местонахождение: Третьяковская галерея, Москва

Работа на больничной койке

А спустя некоторое время Александр Николаевич отправился в литературно-этнографическую экспедицию на Волгу. Правда, начало поездки оказалось неудачным для писателя. Кони, которые были запряжены в повозку, вдруг понесли, и возок перевернулся. Получив несколько переломов, Островский оказался в больнице, но и там он не тратил время зря. Здесь, на больничной койке, создавалась пьеса «Доходное место».

В 1860 году была издана «Гроза» – одно из самых известных произведений Александра Островского. Пьеса вызвала фурор в театральной среде. Автор получил Уваровскую премию. Критик Николай Добролюбов написал статью «Луч света в тёмном царстве», посвящённую «Грозе» Островского. Самоубийство главной героини он толковал как протест против жестокого и невежественного купеческого мира. Критик писал:

«Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны».
Сергей Васильевич Герасимов Иллюстрация к пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза», 1948 год / онлайн-читать.рф
Сергей Васильевич Герасимов Иллюстрация к пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза», 1948 год / онлайн-читать.рф

Сказки и неудачи

В 1873 году Александр Николаевич получил заказ на детскую сказку. Так на свет появилась «Снегурочка». Музыку к произведению написал Пётр Ильич Чайковский. Как вспоминал композитор, работать с Островским было очень легко, ему нравился текст, написанный драматургом, а потому и с созданием музыки не было проблем. Она была написана в считанные дни.

Спустя шесть лет публика увидела знаменитую «Бесприданницу». Основой для сюжета стала реальная история. Островский прочёл в газетах о случае, произошедшем под Костромой. В порыве ревности молодой человек убил девушку, которая должна была стать его будущей супругой. Сегодня, зная, насколько популярна «Бесприданница» в русских театрах, сложно представить, что тогда, после её выхода, зритель весьма прохладно отнёсся к произведению.

Газета «Русские ведомости» издала статью, где говорилось, что драматург уже заметно поднадоел публике и утомил её своими театральными «изысками». Сам автор считал, что неудача, постигшая его творение, имеет простое объяснение: в центр он поставил не действие, а характер главной героини. Публика в ту пору ещё не была готова к таким революционным решениям.

Кадр из фильма «Жестокий романс» (1984 год) по мотивам пьесы Александра Николаевича Островского «Бесприданница»
Кадр из фильма «Жестокий романс» (1984 год) по мотивам пьесы Александра Николаевича Островского «Бесприданница»

Простая девушка Агафья

Интересно, что театр не обошёл стороной и личную жизнь драматурга. Нет, Островского нельзя было назвать ловеласом, увлекающимся юными актрисами и волочившимся за каждой юбкой. Однако он нередко бывал неверен своим супругам.

Первой женой Александра Николаевича стала Агафья. Простая скромная девушка жила неподалёку от дома, где снимал квартиру писатель. Они познакомились в 1846 году, а спустя некоторое время стали жить вместе. Правда, церковный брак пара так и не заключила. Первенцем пары стал сын Алексей, а спустя некоторое время на свет появилось ещё трое детей. Знакомые Островских вспоминали, что у тех была большая, дружная и всегда шумная семья.

Поскольку Агафья не умела писать и читать, Александр Николаевич обучал женщину грамоте. Ему нравилось говорить с нею о делах житейских. И если другой бы решил, что такая «дурёха» вряд ли может сказать что-то толковое, Островский ценил советы практичной жены и прислушивался к ней. Так, друг семьи Сергей Максимов вспоминал:

«Хорошо понимала она (Агафья) и московскую купеческую жизнь в ее частностях, чем, несомненно, во многом послужила своему избраннику. Он сам не только не чуждался ее мнений и отзывов, но охотно шел к ним навстречу».
С Агафьей Ивановной Островский прожил около двадцати лет
С Агафьей Ивановной Островский прожил около двадцати лет

Любимая актриса

Однако супруга вовсе не была единственной любимой женщиной Островского. Во время работы над очередной пьесой, уже заняв видное место в театре, он познакомился с актрисой Любовью Никулиной-Косицкой. Интересно, что сама артистка не ответила ему взаимностью, однако дружба между ними сохранялась многие годы. Кроме того, Никулина-Косицкая превосходно сыграла главные роли в ряде спектаклей по пьесам Александра Николаевича. Это был крайне положительный и продуктивный творческий союз. В одном из писем актриса писала драматургу:

«Я горжусь любовью вашей, но должна потерять ее, потому что не могу платить вам тем же, но потерять дружбу вашу — вот что было бы тяжело для меня, не лишайте меня этого приятного и дорогого для меня чувства».
Творческий союз Любови Павловны Никулиной-Косицкой и Александра Николаевича Островского был положительным и продуктивным
Творческий союз Любови Павловны Никулиной-Косицкой и Александра Николаевича Островского был положительным и продуктивным

Женщина из его мира

А в 1862 году драматург познакомился с другой исполнительницей театральных ролей, Марией Бахметьевой. Талантливая и яркая женщина сразу же очаровала Островского. Они нередко виделись в театре, пересекались на репетициях. Их бурный роман было невозможно скрыть от посторонних глаз. Спустя два года после знакомства у пары родился ребёнок.

После смерти Агафьи Александр Николаевич женился на актрисе. Знакомые семьи вспоминали, что пара нередко устраивала приёмы в загородной усадьбе. Во время уютных творческих вечеров Островский читал гостям свои пьесы, а Мария Васильевна играла на фортепиано и пела романсы. Они прекрасно дополняли друг друга, и эту сплочённость чувствовали даже окружающие. Островский и его вторая жена были людьми одного театрального мира.

Мария Васильевна Островская, урождённая Бахметьева, вторая супруга драматурга
Мария Васильевна Островская, урождённая Бахметьева, вторая супруга драматурга

Ни минуты отдыха

За всю свою творческую биографию Александр Островский написал более полусотни пьес. Помимо того, он занимался переводами с иностранных языков (он превосходно владел семью языками). Его слава была столь велика, что начинающие авторы нередко шли на обман, подписывая свои произведения именем Островского – так можно было не сомневаться: публика непременно пойдёт на эту постановку.

Смыслом жизни писателя стали литература, любовь к Родине и, конечно, театр. Надо признать, что русский театральный мир преобразился именно благодаря Александру Николаевичу, который являлся ценителем глубоких сюжетов и тонких деталей в пьесах. Он выступал против наигранности и излишнего пафоса. В дальнейшем именно такие тенденции станут главными критериями высококлассного театра.

Поразительно, но человек, имя которого стало поистине бессмертным, свои последние годы прожил в бедности. Все имеющиеся средства он отдавал на развитие театра. Современники отмечали, что бедственное положение Островского подорвало его здоровье. Кроме того, он не мог позволить себе ни минуты отдыха, постоянно работая. создавая новые произведения и занимаясь театральными делами.

Александр Николаевич Островский, 1884 год
Александр Николаевич Островский, 1884 год

В июне 1886 года Александра Николаевича не стало. На организацию его похорон император Александр Третий выделил три тысячи рублей. Вся Россия понимала, что потеряла великого театрального гения. Однако имя его, его мысли и идеи остались бессмертны, и сегодня Островский «говорит» с нами со сцен театров, где и в наши дни ставятся «Гроза, «Бесприданница», «Снегурочка» и другие потрясающие произведения великого русского драматурга.

На обложке: Фрагмент картины Василия Григорьевича Перова «Портрет драматурга А. Н. Островского», 1871 год. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий