Составляя список своих главных работ, известный польский и русский художник Генрих Семирадский под одним из произведений указал: «№ 14». Это была картина «Танец среди мечей». Несмотря на то, что в «топ-списке» автора она не вошла в первую десятку, многие ценители искусства считают, что именно это произведение – лучшее из творений Семирадского. Она настолько полюбилась публике, что Семирадский написал несколько версий картины – для своих заказчиков.
Лёгкость, изящество и красота – пожалуй, именно так кратко можно охарактеризовать работу живописца. Однако на ней Генрих Семирадский показывает нам фрагмент из далёкого прошлого, позволяет перенестись на много веков назад и увидеть момент из жизни людей той поры. Что же известно о художнике и этой картине?
Вдохновлённый Римом
Генрих Семирадский считается представителем позднего академизма. Сторонник правильных форм и реалистической подачи, он воплощал классические идеи живописи, привнося в них собственный неповторимый стиль. Он родился в середине XIX века, учился в Харькове и Санкт-Петербурге, однако жизнь сложилась так, что большую часть своих творений Семирадский создал в Риме. Красота древнего города, поразительная архитектура и атмосфера Рима поразили живописца. Вероятно, именно Рим натолкнул Семирадского на написание картин с античными сюжетами. Художник создал немало портретов и пейзажных композиций.
Помимо написания картин, Семирадский занимался оформлением театров и украшал частные усадьбы. Большая часть его произведений рассеяна по музеям европейских городов. Творения русского живописца можно увидеть и в Берлине, и в Риме, и в Стокгольме. В Русском музее периодически проводятся выставки работ мастера. К сожалению, некоторые его творения были безвозвратно утрачены.

Местонахождение: Национальный музей, Краков, Польша
История картины
Однако «Танец среди мечей» оказался той самой картиной Семирадского, которую мы можем видеть и сегодня. Это произведение – одна из главных работ мастера. Сегодня в Третьяковской галерее хранится уменьшенный вариант первоначального «Танца». Самая первая картина была написана в 1878 году, а затем оказалась в собрании графа Александра Орловского.
Увы, эта версия была утеряна, а картина, которую мы видим в Третьяковке – работа, выполненная по заказу московского купца Козьмы Солдатенкова. После его смерти, согласно завещанию купца, его обширная коллекция предметов искусства перешла к Румянцевскому музею, а затем была передана Третьяковской галерее.
Прекрасная танцовщица
Теперь, когда мы знаем историю творения Семирадского, давайте же взглянем на саму картину. Можно предположить, что девушка, исполняющая танец – гетера, поскольку в обнажённом виде появляться перед мужчинами позволялось лишь им. Гетеры могли присутствовать на пирах и праздниках, развлекать своими танцами и игрой на музыкальных инструментах знатных гостей.
Изящная и гибкая, она, словно пламя, легко и плавно движется под музыку девушек, сидящих неподалёку. В этом вся суть творчества Семирадского периода 1880-1890-х годов. Он восхищается совершенной красотой земной женщины, позволяя и нам, зрителям, увидеть, что идеал есть на нашей грешной земле.
Примечательно, что поза танцовщицы повторяет изображение танцующей девушки на фреске «Участники таинств и танцовщица», которая считается одним из лучших образцов живописи античности. Семирадский видеть само это произведение не мог, поскольку его археологи нашли лишь в начале прошлого века.

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Однако подобное изображение живописец вполне мог запомнить, рассматривая античную вазу или древнюю фреску. Надо заметить, что сама главная героиня полотна живописца пропорциями своего тела очень походит на Афродиту Каллипигу, статуя которой сегодня находится в Национальном музее Неаполя.
Кстати, некоторые знатоки живописи заявляют, что на картине Семирадского можно разглядеть императора Тиберия (лысый мужчина в стороне) и молодого Калигулу (его напоминает юноша в венке). Но, вероятнее всего, это лишь совпадение – как известно, живописец не писал на своих картинах исторических персонажей.

Неповторимый пейзаж
Не менее ярким на картине «Танец среди мечей» является и пейзаж. Он сам по себе бесконечно прекрасен. И надо признать, что даже если бы люди на полотне вовсе отсутствовали, картина не проиграла бы от этого. Генрих Сенкевич так писал о произведении:
«Никто не передает так стихию солнечного света, как Семирадский. Фоном светлой части картины «Танец среди мечей», на которой изображена пляшущая девушка, является чудесный, напоенный воздухом, насыщенный синевой моря пейзаж… Если бы эта картина была только пейзажем, если бы ни одно человеческое существо не оживляло тишину и покой».
Картина Семирадского настолько впечатлила публику, что через некоторое время, когда на свет появился балет «Эвника», поставленный по мотивам романа Сенкевича «Камо грядеши», в него был включен «Танец среди мечей». Его исполняла Матильда Кшесинская. Русский балетмейстер Михаил Фокин писал:
«М.Ф. Кшесинская, исполнительница главной роли рабыни Эвники, кроме главного танца перед статуей Петрония, поэтичного и драматического, исполняла еще «Танец среди мечей». Восемь острых мечей втыкались в землю остриями вверх, и весь танец происходил между их лезвиями».

«Танец среди мечей» неслучайно считается одной из лучших картин Генриха Семирадского. На этой картине прекрасно всё – и девушка-исполнительница, подобная обнажённой богине, и природа, мастерски изображённая живописцем. А главное – картина позволяет нам понять, что даже на земле существует совершенство.