«Танец» – почему картину Матисса называли «мусором»?

Искусство

В одном из своих интервью Анри Матисс признался, что больше всего на свете любит музыку. Именно эту свою страсть он сумел отразить во многих произведениях, в том числе и картине «Танец». Его творения называли «дикими», странными и таинственными. Многие зрители не могли понять сути этих картин, а на кого-то они и вовсе производили ошеломляющее впечатление.

В случае с «Танцем» всё происходило подобным образом. Это произведение стало одним из самых известных среди творческих наработок Матисса. Живописец виртуозно запечатлел в нём свою любовь к музыке и умение передавать динамику движений. Вместе с тем и сегодня есть немало людей, которые заявляют, что это – одна из самых странных картин мастера. Чем же так поразил публику «Танец»?

«Дикий» автор

Анри Матисса неслучайно в кругу живописцев называли «диким» художником. Он стал одним из тех мастеров, которые стремились к простоте, в итоге упростив многие законы живописи до поразительного уровня. Когда свет видел новые полотна Матисса, критики едва ли не прыгали от счастья, получив благодатную почву для колких замечаний. Немало людей негативно отзывались о живописце, однако по-прежнему приобретали его картины. Это был парадокс, который Матисс успешно воплощал в жизнь.

Картина «Танец» считалась одной из самых провокационных работ автора. Обнажённые тела, яркие «кричащие» оттенки, странные формы и широкие мазки кистью, которые сплетались в единое загадочное изображение. Всё это вызывало неоднозначную реакцию публики, однако продолжало привлекать внимание к «Танцу». Но как же это полотно появилось на свет?

Анри Матисс «Автопортрет в полосатой футболке», 1906 год Местонахождение: Государственный музей искусств, Копенгаген, Дания
Анри Матисс «Автопортрет в полосатой футболке», 1906 год
Местонахождение: Государственный музей искусств, Копенгаген, Дания

Экспрессия на полотне

А началось всё в 1908 году, когда в мастерскую живописца заглянул русский промышленник и коллекционер Сергей Щукин. Он хотел украсить своё московское имение и, как считал заказчик, идеальным вариантом стали бы необычные изображения танцев. Матисс с радостью согласился выполнить заказ – тем более, что он и прежде уже обдумывал, как можно оригинально изобразить движение на своих картинах.

В качестве источника вдохновения художник выбрал популярные в ту пору танцы Айседоры Дункан, рисунки на греческих вазах и «Русские сезоны» Сергея Дягилева. Созданное крупное полотно (а в длину оно достигает почти четырёх метров) было украшено фигурами танцующих девушек. Кстати, вскоре Матисс написал картину, выполненную в том же стиле, что и «Танец» – «Музыка», которую также заказал Сергей Щукин.

Анри Матисс «Танец», 1910 год Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Анри Матисс «Танец», 1910 год
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Перед отправкой в Москву Матисс выставил свои полотна в Осеннем салоне Гранд-Пале. И хотя в ту пору многие художники позволяли себе проводить смелые эксперименты, картины Матисса вызвали бурную реакцию публики. Народ негодовал – надо же, изобразить танец в столь примитивной форме!

Критиков возмущала простота цветов, использованных в работе, а простых людей шокировали обнажённые фигуры. Кстати, досталось тогда не только мастеру, но и Сергею Щукину, которого публика окрестила «собирателем мусора». Коллекционер попросил Матисса прислать ему картины, однако прежде «заретушировать» причинные места персонажей, чтобы полотно выглядело более прилично. Живописец выполнил просьбу и отправил заказ Щукину.

Анри Матисс «Музыка» - парная картина к «Танцу», 1910 год Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Анри Матисс «Музыка» – парная картина к «Танцу», 1910 год
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Простота как главный принцип

А вскоре началась революция, и коллекционеру пришлось покинуть Россию. Отъезд был спешным, и о картинах никто не вспомнил, а через некоторое время творение Матисса перекочевало в Эрмитаж. И хотя его очень много критиковали, этот самый «чёрный пиар» привлёк внимание к «Танцу».

Если вы хотя бы отдалённо знакомы с живописью, то, взглянув на картину, заметите, что палитра цветов необыкновенно проста. Здесь Матисс использовал всего три цвета. Синим было написано небо, зелёным – холм, на котором танцуют люди, а красным – их тела. Согласно видению автора, именно красный цвет олицетворял жар, который полыхает в сердцах танцующих. Несмотря на кажущуюся простоту, живописец виртуозно передал экспрессию и движение через использованные им цвета.

Если взглянуть на ранние работы Анри Матисса, возникает ощущение, что в молодости он всё ещё находился в поисках своего стиля. А вот «Танец» – произведение зрелое. Здесь автор намеренно придерживается принципов максимальной простоты, что стало отличительной чертой его работ.

Но почему Матисс не хотел дополнять свои картины другими элементами и усложнять их? Ответ предельно прост – мастеру хотелось отсечь, выбросить всё лишнее. Он хочет сконцентрировать внимание зрителя на самом главном – танцорах, и это ему прекрасно удаётся.

Матисса нередко критиковали за отсутствие важных элементов в его картинах. Например, в случае с «Танцем» отмечали, что у персонажей нет лиц, а в развевающейся одежде они смотрелись бы наверняка лучше. Не исключено, что всё так и есть. Но принцип Матисса именно в том и состоял, чтобы устранить ненужные детали. Он хотел показать не выражения и красоту (или уродство) лиц, не разнообразие нарядов, а именно – движение. Вся суть его «Танца» сводится к движению и, надо признать, это очень верный подход.

Эту картину Матисс написал сразу после получения заказа быстро, как эскиз, в 1909 году Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
Эту картину Матисс написал сразу после получения заказа быстро, как эскиз, в 1909 году
Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк, США

Да, Анри Матисс – художник своеобразный, а его картины порой кажутся очень странными. Тем не менее благодаря ему мир увидел совершенно новую технику, принять которую смог далеко не сразу. Яркий тому пример – картина «Танец», которую критиковали и называли «мусором», однако со временем стали ценить. Сегодня же «Танец» считается бесценным творением мастера, и в мире есть немало людей, мечтающих вживую увидеть эту картину.

На обложке: Картина Анри Матисса «Танец» в музее / 2gis.ru

МУСАГЕТ
Добавить комментарий