«Таис» – зачем красавица на картине Рейнольдса собирается поджечь храм?

Искусство

Красавица с факелом в руке – как думаете, кто это? Несмотря на изящество и очарование, это вовсе не богиня, а знаменитая древнегреческая гетера – именно её и изобразил на своей картине «Таис» Джошуа Рейнольдс. Художник написал один из известных эпизодов преданий об Александре Македонском. Как вы поняли, Таис там сыграла далеко не последнюю роль.

Кроме того, живописец решил показать, как много общего у женщин разных эпох. Не секрет, что позировала ему для этой картины куртизанка Эмили, чей портрет и был заказан у мастера. Отношение к таким дамам было разным. Одни их презирали, другие восхищались. Но Рейнольдс, как истинный художник, умел видеть в них особенную красоту. Чем же интересна «Таис»? И какую историю нам «рассказывает» Рейнольдс со своего полотна?

История Таис

Начиная наше знакомство с «Таис», я предлагаю заглянуть в прошлое и узнать, что же такого совершила известная гетера и чем она вдохновила мастеров многих последующих столетий. Предположительно она была дочерью простого афинянина (отсюда и её прозвище – Афинская).

Вероятно, уже в юности Таис стала гетерой. Это не было чем-то невиданным – терпя нужду или не видя своего призвания в семейной жизни, девушка могла выбрать этот путь, причём гетер в Греции было немало. Не стоит путать их с обыкновенными проститутками.

Да, гетеры тоже продавали свою любовь, но при этом они были образованнейшими женщинами своего времени. Гетера должна была знать многие искусства, уметь вести беседу на разные темы и создавать хорошее настроение у собеседника. Известно, что Таис превосходно умела выступать перед публикой, а это, согласитесь, вряд ли сможет сделать человек недалёкий и боязливый.

Джошуа Рейнольдс «Автопортрет», около 1776 года Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Джошуа Рейнольдс «Автопортрет», около 1776 года
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Вдохновительница греков

История Таис неразрывно связана с походами Александра Македонского, которого гетера сопровождала во время его завоеваний. Один из современников великого полководца, Клитарх, оставил записи о событии, которое и изобразил Рейнольдс на своей картине.

Захватив персидскую столицу Персеполис, Александр устроил грандиозный пир, на котором собрал всё своё войско и всех соратников. Одной из главных действующих фигур пиршества стала Таис. Захмелев, женщина заявила, что теперь считает себя довольной – падение Персеполя стоило долгих месяцев лишений и тягот похода. А потом Таис вспомнила о том, что некогда персидский царь Ксеркс разрушил Афины.

В качестве отместки она предложила отправиться к его дворцу и сжечь его. Предложение греки встретили с энтузиазмом. Во главе с Александром они двинулись к царскому дворцу Персеполя и принялись бросать в него горящие факелы. Таис бросила свой факел второй – первым огонь разжёг полководец. Видя, как горит величественное здание, греки понимали – теперь они стали истинными победителями, покорившими мир.

Джошуа Рейнольдс «Таис», 1781 год Местонахождение: Поместье Уоддесдон, деревня Уоддесдон, Великобритания
Джошуа Рейнольдс «Таис», 1781 год
Местонахождение: Поместье Уоддесдон, деревня Уоддесдон, Великобритания

Куртизанка в образе гетеры

Именно эту историю и изобразил на своей картине Рейнольдс, но, конечно, акцент сделал на саму красавицу Таис, зовущую за собой и несущую в руке факел. В своей работе живописец сумел соединить особенности портрета, исторического жанра и социальной тематики.

Этот портрет был заказан Чарльзом Гревиллем, причём присмотревшись, можно заметить, что в главной героине очень явно проступают черты Эмили Уоррен, куртизанки, которая на протяжении многих лет поддерживала отношения с Чарльзом. Правда, некоторые искусствоведы предполагают, что в образе Таис Рейнольдс мог запечатлеть совершенно другую, но не менее известную даму – Эмму Лайон (в дальнейшем она стала известна как леди Гамильтон). Но это маловероятно.

Публика впервые увидела картину в 1781 году в Королевской Академии. Надо признать, что она получила неоднозначную оценку зрителей. Одни поражались сочетанию красоты и мужества в образе Таис, другие же открыто насмехались над живописцем, изобразившим куртизанку в облике гетеры.

Один публицист в своей заметке о картине даже отметил, что на полотне Рейнольдс Таис поджигает Храм целомудрия, поскольку художник так и не получил ожидаемой платы за свою работу. Тем не менее многие признавали, что в этой картине Рейнольдс действительно проявил высочайшее мастерство.

Джордж Ромни «Молодая женщина» (предположительно Эмили Уоррен), 1781 год Местонахождение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Джордж Ромни «Молодая женщина» (предположительно Эмили Уоррен), 1781 год
Местонахождение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Судьба картины «Таис»

Дальнейшая история картины ещё более интересна. Чарльз Гревилль оплатил свой заказ, и Рейнольдс остался доволен, однако долго у Гревилля полотно не задержалось. К тому времени Эмили уже бросила его ради более преуспевающего джентльмена.

Портрет ветреной красавицы Гревилль продал своему знакомому, графа Дайсарту. А в 1888 году картина оказалась в коллекции Фердинанда де Ротшильда. Кстати, он приобрёл «Таис» вместе с портретом леди Джейн Холидей. Поскольку эти женские портреты изображены в движении, не исключено, что Ротшильд планировал использовать их как парные картины.

Несмотря на то, что на картине Таис занимается вовсе не «богоугодным» делом, это произведение стало символом света и красоты. Здесь можно видеть триумф очарования и решимости.

Сама Таис предстаёт перед нами в образе вдохновляющей победительницы, сияющей идеи, за которой готовы идти люди. Неудивительно, что на протяжении многих лет именно картина «Таис» Рейнольдса считалась главным украшением поместья Ротшильда.

«Таис» - одно из многочисленных сокровищ поместья Уоддесдон / rainboway.info
«Таис» – одно из многочисленных сокровищ поместья Уоддесдон / rainboway.info

Вот так и вышло, что портрет куртизанки Эмили в необычном для неё образе оказался одной из самых известных работ Джошуа Рейнольдса. Сегодня увидеть это произведение можно в Уоддесдон Мэноре (правда, попасть туда может далеко не каждый). Сияющая и прекрасная Таис на этом полотне показана в движении. Недаром почитатели Рейнольдса отмечают, что если долго смотреть на картину, станет казаться, будто женщина идёт навстречу зрителю. Решимость, мужество и красота – всё это есть в облике легендарной Таис.

На обложке: Картина Джошуа Рейнольдса «Таис» в поместье Уоддесдон / picturethisuk.org

МУСАГЕТ
Добавить комментарий