«Свобода, ведущая народ» – символы революции в творении Делакруа

Искусство

Одной из самых ярких, узнаваемых, динамичных и экспрессивных картин французской живописи является знаменитая «Свобода, ведущая народ», которую нередко называют «Свобода на баррикадах». Имя своего автора, Эжена Делакруа, это творение сделало бессмертным, вписав в историю мирового искусства.

Этот живописец создал немало картин, однако именно полотно, посвящённое событиям, полностью изменившим жизнь французского народа, стало самым известной работой Делакруа. Какие события запечатлены на великом творении художника? Что за образы мы видим на картине? О чём рассказывает нам «Свобода, ведущая народ»?

Предыстория

«Свободу, ведущую народ» Эжен Делакруа написал в 1830 году, через несколько месяцев после событий, столь ярко отражённых на полотне. Летом этого года Карл X подписал ряд указов, что были связаны с изменением избирательных прав, ужесточением цензуры, ограничением свободы слова.

Такие изменения вызвали народное возмущение, что и послужило началом Июльской революции. Жители Парижа восстали против власти, свергли короля и за три дня назначили новое правительство.

Эти неординарные и поистине великие исторические перемены не могли не отразиться в искусстве. Эжен Делакруа, выдающийся французский художник решил отразить Июльскую революцию, свидетелем которой был сам.

Эжен Делакруа «Автопортрет», 1837 год Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Эжен Делакруа «Автопортрет», 1837 год
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Процесс создания

Процесс работы над полотном нельзя назвать простым. Делакруа создал более трёх десятков эскизов, что помогли ему подобрать образы и создать композицию самого творения. Заключительная версия картины создавалась более трёх месяцев.

Для самого Делакруа «Свобода, ведущая народ», значила очень много. В письмах к своему брату он отмечал:

“Если я не могу сражаться за свою Отчизну, я хотя бы буду писать для нее”.

На мой взгляд, полотно стало своего рода “оружием” художника, что воспевал революцию и победу интересов народа над безнаказанностью монархов.

Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ», 1830 год Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ», 1830 год
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Живописец несколько раз проводил эксперименты сочетания красного и чёрного цветов, что передавали драматизм и эмоциональный накал картины. Делакруа приобщал к работе своих натурщиков, с которых написал основные образы полотна.

Более того, живописец создал несколько эскизов неба. Его целью был поиск идеальных цветовых пропорций и решений, чтобы в оттенках небосвода публика увидела цвета французского флага.

«Свобода, ведущая народ» впервые появилась на выставке в Парижском салоне в мае 1831 года. Публика была в восторге от творения Делакруа. Вскоре за три тысячи франков из государственной казны полотно было приобретено для Люксембургского дворца, где стало украшением тронного зала.

В руках женщины - флаг революционеров и ружьё, что ассоциируются с верностью идеям и решимостью
В руках женщины – флаг революционеров и ружьё, что ассоциируются с верностью идеям и решимостью

Картина должна была напоминать королю Луи-Филиппу I о том, что именно решение людей и победа революции сделали его монархом, о том, что наивысшая власть – это власть простого народа.

После Июньского восстания следующего года полотно возвратилось к Делакруа, после чего тот переправил картину на хранение своей родственнице. После революции 1848 года «Свобода, ведущая народ», вновь появилась на публике, а в дальнейшем вошла в собрание величайших произведений искусства, хранящихся в Лувре.

Напор толпы, заполняющей глубину картины, образует нарастающее внутреннее давление, которое неизбежно должно прорваться
Напор толпы, заполняющей глубину картины, образует нарастающее внутреннее давление, которое неизбежно должно прорваться

«Свобода, ведущая народ» и её образы

Критик Илья Доронченков так отзывался о творении французского живописца:

“У Делакруа получается здесь то, чего почти никогда не получается у художников XIX века… Ему удается в одной картине — очень патетической, очень романтической, очень звучной — соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, и символы”.

На картине Эжена Делакруа присутствует немало персонажей, однако главным образом остаётся именно Свобода. Как считают искусствоведы, в образе женщины, направляющейся вперёд, изображена Марианна, символ революции во Франции.

Художник сумел совместить античные черты и внешность простой женщины, чем добился потрясающего эффекта
Художник сумел совместить античные черты и внешность простой женщины, чем добился потрясающего эффекта

С другой стороны, сама суть Марианны является аллегорией республики. Живописец сумел совместить античные черты и внешность простой женщины, чем добился потрясающего эффекта. Голову её украшает фригийский колпак, что символизировал свободу во времена первой французской революции.

В руках женщины – флаг революционеров и ружьё, что ассоциируются с верностью идеям и решимостью. Обнажённая грудь Свободы подчёркивает самоотверженность французского народа. Босая, она направляется вперёд, переступая через погибших людей. Кажется, что ещё мгновение – и сама Свобода шагнёт из картины к нам.

Босая, она решительно направляется вперёд, переступая через погибших людей
Босая, она решительно направляется вперёд, переступая через погибших людей

Символы картины

Помимо основного образа, стоит обратить внимание и на многие символы, “зашифрованные” в картине. Посмотрите на убитых людей, лежащих у ног Свободы. В нижней левой части картины мы видим погибшего горожанина, раздетого мародёрами. Это – брат прачки Анны-Шарлотты, что присоединилась к революционерам после его смерти.

Напротив него – фигура убитого гвардейца, что отождествляется с беспощадностью революции и напоминает о потерях с каждой и сторон.

Рядом со Свободой – подросток, которого также считают исторической личностью. Предположительно это д’Арколь, что стал во главе отряда, атакующего Граевский мост. Он, как и многие другие революционеры, погиб во время боя.

Этого маленького гения парижских баррикад через 25 лет Виктор Гюго назовет Гаврошем.
Этого маленького гения парижских баррикад через 25 лет Виктор Гюго назовет Гаврошем.

«Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа – поразительная картина, на которую можно смотреть очень долго и находить новые детали. Её без преувеличения называют шедевром, что открывает суть истории Франции. Но главное – образы полотна открывают, насколько жестоким, беспощадным и всесильным может быть народ, что готов до последней капли крови отстаивать свои права. И об этом не стоит забывать даже в наше время.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий