Свет, беззаботность и лёгкость – всё это было на его картинах, но не в жизни (Валентин Серов)

Искусство

«В творчестве я искал свежести», – именно так говорил о себе Валентин Серов, автор многих знаменитых картин, среди которых «Девочка с персиками», хорошо знакомая всем нам. Этот живописец действительно старался добавлять в каждую работу солнечную палитру, стремился внести нечто светлое, доброе и отрадное в каждую картину. И это ему удавалось.

Современники по-разному оценивали творчество Серова. Консервативно настроенные ценители искусства считали, что сам он поверхностен, а его полотна слишком незатейливы. Другие же искренне восхищались творчеством Валентина Александровича и мечтали приобрести для своей коллекции хотя бы пару его работ. Сам же Серов творил не ради признания, но для особой цели – нести тот самый свет, о котором он не раз говорил и который так ясно виден в его работах. Какой же была жизнь этого человека? И было ли в ней так много света, как в его работах? Как внешний облик Валентина Серова контрастировал с его характером? И от кого он унаследовал талант?

«Солнечный» живописец

Валентин Серов вошёл в историю искусства как знаменитый русский живописец, создававший портреты и пейзажи. Приходилось ему работать и над иллюстрациями к литературным изданиям, а также выпускать журнал о живописи. Кроме того, Валентин Александрович состоял в совете Третьяковской галереи и преподавал искусство живописи.

Узнать картины Серова, даже если вы – человек далёкий от мира искусства, будет совсем несложно. Все они наполнены «солнечными» тонами и яркостью палитры, которую использовал художник. В нашем языке есть очень ёмкое слово, абсолютно точно характеризующее эти произведения – «отрадный». Да, именно отрадными кажутся картины Серова. При этом едва ли можно поверить в то, что столь жизнерадостные и светлые произведения создавал человек угрюмый и замкнутый, тот, кого многие считали нелюдимой и скрытной личностью.

Среди современников Серова было немало тех, кто мечтал получить портрет, написанный мастером. Позировать ему было не только данью моде, но и возможностью заглянуть в свою душу. Серов умел совершенно откровенно и правдиво показывать истинную суть человека. Кто-то на его портретах становился ещё краше, чем в жизни, а в ком-то явно проступали нелицеприятные черты. Так что далеко не каждый решился бы позировать этому мастеру. Но давайте получше познакомимся с самим художником.

Валентин Александрович Серов «Автопортрет», 1880-е годы Местонахождение: Частная коллекция
Валентин Александрович Серов «Автопортрет», 1880-е годы
Местонахождение: Частная коллекция

Творческая семья

Итак, Валентин Серов появился на свет в Петербурге в 1865 году. Его отец Александр Серов был музыкальным критиком и композитором, мать – пианисткой. К слову, Валентина Серова (в девичестве Бергман) стала первой женщиной-пианисткой в России. О родителях будущего живописца можно найти запись в дневнике Одоевского:

«Серов женился на девушке-музыкантше – стипендиатке Музыкального Общества, которая знает все Баховы фуги наизусть… необходимо охранить это гениальное существо от нигилистского болота, в которое она готова попасть».

Стоит заметить, что Одоевский неспроста переживал за Валентину. В доме Серовых нередко бывали представители творческой интеллигенции, причём кого-то из них периодически арестовывали. Некоторые вели себя, по мнению Валентины, неподобающим образом. Так, например, друг семейства Илья Репин однажды встал со своего места, уступив его Валентине. Женщина обиделась и ушла в другую комнату. Репин же не догадывался, что своим галантным поступком посягнул на то, что было свято для этой женщины – равенство.

Отец юного Серова умер, когда мальчику исполнилось всего шесть лет. Мать не так много времени уделяла сыну, однако рано заметила его интерес к рисованию. Как считают биографы, именно от матери он унаследовал любовь к творчеству. Несмотря на то, что она занималась музыкой, а маленький Валя интересовался живописью, в сыне и матери можно было заметить одинаковую увлечённость своим делом. По решению Валентины Семёновны её сын был отдан на обучение к граверу Карлу Кёппингу. Именно этот человек стал первым наставником Серова, начав раскрывать его яркий талант.

Валентин Александрович Серов «Композитор Александр Николаевич Серов», отец художника, 1889 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Валентин Александрович Серов «Композитор Александр Николаевич Серов», отец художника, 1889 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Лишённый внимания и любви

На первый взгляд, детство Валентина Серова можно было бы назвать мечтой. Оно было наполнено ярчайшими впечатлениями. Семья Серовых постоянно вращалась в творческих кругах, общаясь с выдающимися деятелями искусства своего времени. Во время званых вечеров шампанское лилось рекой, исполнялись знаменитые произведения, гости танцевали и суетились вокруг маленького Валентина. Сам же мальчик в этом вечном празднике и карнавале крайне нуждался в том, чего у него не было – самом обыкновенном общении со сверстниками.

Не хватало малышу и родительской заботы. Как уже было сказано, отец Вали умер рано, а мать интересовалась исключительно искусством, практически не уделяя времени сыну. Впрочем, это было даже к лучшему. Периодически, решив побыть воспитательницей, мать превращалась в строгого и жестокого человека.

Валентин Александрович Серов «Валентина Семёновна Серова», мать художника, 1880 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Валентин Александрович Серов «Валентина Семёновна Серова», мать художника, 1880 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Друг и наставник Репин

Когда маленькому Вале исполнилось девять лет, его талант заметил известный скульптор Марк Антокольский. Он посоветовал матери мальчика найти живописца, который согласился бы обучать своему искусству Валентина. Находясь в Париже, Серова встретила Репина, который вызвался стать учителем юного художника. Эти занятия стали отдушиной для мальчика, который нередко грустил.

Он даже некоторое время жил в доме Репина. Вместе они писали картины, работали в мастерской живописца. Илья Ефимович, старый друг семьи, уже тогда отмечал, что из Валентина Серова может получиться очень неплохой художник. Мальчик впечатлял его умением сочетать тона и смешивать краски, а также особенными принципами наложения мазков. Всё это указывало, что в будущем Серов сможет добиться немалых высот.

Илья Ефимович Репин считал, что из Валентина Серова может получиться очень неплохой художник
Илья Ефимович Репин считал, что из Валентина Серова может получиться очень неплохой художник

Лучшее место на свете

А вот настоящим родным домом для Валентина стало имение Мамонтовых. Приезжая с матерью в Абрамцево погостить у Саввы Мамонтова, юный Валя наконец начинал чувствовать себя весёлым и живым ребёнком. Прогулки в лодке, купание в реке, спелые фрукты в садах, игры с приятелями – пусть и ненадолго, но Валентин погружался в удивительный мир, где всё было не так, как в его обыденной жизни. Здесь Валя наконец обретал то, что напоминало нормальное детство.

Интересно, что хозяйка имения, Елизавета Мамонтова, тоже любила музицировать. Однако это совсем не походило на игру матери Валентина. Елизавета Григорьевна любила исполнять композиции в мягкой, даже нежной манере. Это так сильно отличалось от громкой бравурной игры Серовой, которая была не по душе Валентину. К Мамонтовой он испытывал сыновние чувства. По сути, эта женщина на некоторое время заменяла мальчику мать и давала ему возможность почувствовать себя любимым и нужным.

Что касается матери Валентина, то дружба с ней обошлась Мамонтову в «копеечку». В 1899 году она уговорила мецената поставить на сцене его частной оперы «Илью Муромца» – оперное произведение, написанное Валентиной Семёновной. Мамонтов не раз слышал от друзей заявления, что опера откровенно слабая и не придётся по душе зрителю. Однако отказать давней знакомой, жене композитора и матери молодого живописца не смог. «Илья Муромец» был освистан публикой, став самым громким провалом частной оперы Мамонтова.

Валентин Александрович Серов «Портрет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой», 1887 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Валентин Александрович Серов «Портрет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой», 1887 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Сомнения

Сам Валентин Серов совсем не верил в свой будущий успех. Он видел, как порой ловко, парой штрихов его рисунки поправляют Репин и другие наставники. Позднее, став учащимся Академии художеств, он стал ещё больше сомневаться в своих способностях. Наблюдая за работой Павла Чистякова, своего учителя, он думал, что едва ли когда-нибудь сможет писать картины с такой же лёгкостью.

Кроме того, на глазах у Серова раскрывался талант другого студента – Михаила Врубеля. Валентин Александрович поражался, с какой быстротой тот «схватывает» образ. Натурщице достаточно было позировать всего пятнадцать минут, чтобы Врубель всё сумел воспроизвести на своей картине – по памяти. Серов же бился над произведением несколько часов, заставляя девушку сидеть в заданной позе. Однако это была всего лишь разная манера письма. Как отмечал сам Чистяков:

«И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция – все было у Серова, и было в превосходной степени».
Валентин Александрович Серов «Портрет Павла Петровича Чистякова», 1881 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Валентин Александрович Серов «Портрет Павла Петровича Чистякова», 1881 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Серов и Врубель

Также угнетал Валентина и тот факт, что многие воспринимали его исключительно как сына композитора Серова. Он не хотел оставаться в тени выдающегося родителя, но вырваться оттуда было не так просто. Даже добившись определённого успеха, он всё равно видел рецензии, где возле его имени в скобках шла приписка – «сын композитора А.Серова».

Молодой художник Валентин Серов находился как бы в тени своего известного отца-композитора
Молодой художник Валентин Серов находился как бы в тени своего известного отца-композитора

Валентин Александрович писал медленно – об этом знали все. Нельзя сказать, хорошо это или плохо – у каждого художника свои стиль, манера и принципы работы. Тем не менее многих потенциальных заказчиков перспектива долгого ожидания отпугивала, и это тоже было не в пользу Серова. Некоторые клиенты не хотели позировать десятки сеансов подряд, а по фотографиям писать портрет Серов всегда наотрез отказывался. Такой вариант работы казался ему чем-то ненастоящим, поддельным.

Художник, но не коммерсант

Как отмечал Илья Репин, Серов был совершенно не «оборотист» – не умел брать в долг, не торговался с заказчиками. Рассказывали, что однажды он попросил взаймы у Павла Третьякова значительную сумму денег. Тот недовольно скривился, но всё же пошёл за деньгами в кабинет. Вернувшись в гостиную, Третьяков с удивлением обнаружил, что Серова и след простыл. Тому стало настолько стыдно и неловко, что он попросту сбежал. Более того, Валентин Александрович долгое время переживал, что своей просьбой мог обидеть достойного человека.

В другой раз Валентин Серов работал над картиной по заказу семейства Юсуповых. Не секрет, что род этот в ту пору был одним из богатейших в России. Но, не желая показаться скрягой, живописец взял с заказчиков меньшую стоимость, нежели обычно. Несложно догадаться, что все эти аспекты не могли положительно повлиять на материальное положение Валентина Серова. Ситуация усугубилась, когда художник обзавёлся семьёй – у него и его жены Ольги родилось шестеро детей.

Валентин Александрович Серов «Ольга Фёдоровна Трубникова», жена художника, 1885 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Валентин Александрович Серов «Ольга Фёдоровна Трубникова», жена художника, 1885 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Знаменитая картина

Самым уютным уголком на свете для Валентина Александровича всегда оставалась усадьба Абрамцево. Именно там он создал одну из самых известных своих картин – «Девочку с персиками». Натурщица, дочь Саввы Мамонтова Вера, позировала художнику каждый день на протяжении почти двух месяцев. Как вспоминал сам Серов:

«Все, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности – вот как у старых мастеров».
Знаменитая картина В.А.Серова «Девочка с персиками», 1887 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Знаменитая картина В.А.Серова «Девочка с персиками», 1887 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Правдивый взгляд

Как считал сам живописец, бесценный опыт написания портретов он приобрёл ещё в школьные годы. И дело было не в стиле или композиции. Уже тогда он стал замечать, что если толстяка изобразить ещё более толстым, сходство только усилится. Он стал пользоваться этим, вызывая восторг своих приятелей.

Увидев рисунки юного Серова, Репин подробно рассказал ему, что такое шарж. Наставник отметил, что главное в шарже – изобразить человека так, чтобы вместе с другими смеялся и он сам. Такая работа должна быть забавной, но не обидной. Эти принципы очень точно усвоил Серов, причём уже тогда научился подмечать в людях главные черты их характера. Живописец словно бы «считывал» душу человека, проявляя её на своих полотнах.

Своим успехом в качестве портретиста Валентин Александрович во многом был обязан именно тому школьному опыту. Он сразу подмечал в своей модели определённую черту и делал на неё акцент. Порой это давало неожиданный эффект. Например, наследник знатного рода мог показаться самовлюблённым и надменным, а известная светская дама – обыкновенной глупой «гусыней».

Но если Серов испытывал симпатию к модели, проявлялись куда более тонкие черты, порой неуловимые даже для самого человека. Здесь важным было всё – от разворота плеч до упавшего локона. Кроме того, в портретах Серов был способен передать целую гамму чувств и свойств характера – от смущения и волнения до готовности идти вперёд и сворачивать горы. Как отмечали современники, это было уже не просто искусство, но настоящая магия.

Отказ императору

Став невероятно популярным, Серов получал множество заказов. Клиенты выстраивались в очередь, чтобы заполучить свой портрет кисти Серова. Примечательно, что немалую роль в этом ажиотаже сыграла работа, которую Валентин Александрович планировал сделать по заказу императорской семьи.

Получив приглашение Николая Второго прибыть во дворец, Серов счёл за честь работать с таким заказчиком. Но во время написания картины императрица Александра Фёдоровна постоянно давала мастеру советы. В конце концов он не выдержал и предложил самой закончить картину. Произведение так и осталось недописанным, но Серову размолвка с императорской семьёй даже поспособствовала в творчестве. Теперь многие представители русской знати мечтали получить картину художника, отказавшего самому императору.

Валентин Александрович Серов «Выход императрицы Александры Фёдоровны от заутрени», 1901 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Валентин Александрович Серов «Выход императрицы Александры Фёдоровны от заутрени», 1901 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Друзья Серова

По мере того как росла его известность, Серов всё больше вовлекался в общественную жизнь. Он много работал, но, помимо творчества, согласился преподавать в натурной мастерской Московского училища живописи. Он активно участвовал в выставочной деятельности, занимался созданием иллюстраций для оппозиционного журнала «Мир искусства». Помимо того, Валентин Александрович занимался оформлением опер и балетов для Саввы Мамонтова и Сергея Дягилева.

Серову приходилось общаться с огромным числом людей, но при этом сам он был далеко не из тех, кто с ними легко сходится. Настоящих друзей у художника было совсем немного. Именно – друзей, но не единомышленников или поклонников. Помимо Мамонтова и Репина, Серов на протяжении многих лет поддерживал тёплое дружеское общение с Константином Коровиным. Мамонтов порой любил шутить, называя двух приятелей каламбурным словом «Серовин».

Дружил он и с Врубелем – по крайней мере, до той поры, пока тот не стал совсем безумным. При этом среди самых близких людей Серов сохранял репутацию молчаливого и очень сдержанного человека. Знакомые вспоминали, что Валентина Александровича практически невозможно было вывести из себя – он старался в любой ситуации сохранять хладнокровие и спокойствие.

Валентин Александрович Серов «Портрет художника Константина Коровина», 1891 год, Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Валентин Александрович Серов «Портрет художника Константина Коровина», 1891 год,
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Светлая картина

Самой значительной своей работой Валентин Серов считал картину «Девушка, освещённая солнцем». Его натурщицей стала Мария Симонович, двоюродная сестра художника. Такую картину живописец уже давно мечтал написать – он хотел создать нечто светлое, лёгкое и прекрасное:

«В нынешнем веке пишут всё тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».

Девушке пришлось несладко – позировать проходилось по несколько часов в день, причём думать следовало о чём-то приятном, чтобы сохранить мечтательное и расслабленное выражение лица. Но Марию это ничуть не утомляло. Напротив, как признавалась она сама, в тот момент было осознание «важности своего значения». Именно с «Девочки с персиками» и «Девушки, освещённой солнцем», к Валентину Серову пришло признание.

Валентин Александрович Серов «Девушка, освещённая солнцем», 1888 год<br /> Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Валентин Александрович Серов «Девушка, освещённая солнцем», 1888 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Иллюстратор и рисовальщик

В конце XIX века Валентин Серов начал увлекаться чёрно-белым рисунком. Создавая иллюстрации к басням Крылова, он детально изучал повадки различных животных – чтобы на рисунках они выглядели реалистично. Живописец с детства любил животных, а потому такая работа приносила ему огромное удовольствие. Когда его однажды спросили, кто оказался самой терпеливой и способной моделью, Серов рассмеялся и заявил, что это был бульдог Зинаиды Юсуповой, с которым позировал сын княгини Феликс. Александр Бенуа так отзывался о мастере:

«Серов был в нашей среде самым надежным цементом, скреплявшим пестрые, разнохарактерные личности. Его дружескому суду мы верили, и ссорившиеся протягивали друг другу руки».
Валентин Александрович Серов «Портрет Феликса Юсупова с бульдогом», 1903 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Валентин Александрович Серов «Портрет Феликса Юсупова с бульдогом», 1903 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

На стороне правды

«Молчальник» Серов порой не мог позволить себе молчать. Не столько люди, сколько драматические события истории нашей страны выводили Валентина Александровича из того привычного равновесия, в котором он часто пребывал. Так произошло и в 1905 году, когда была расстреляна мирная демонстрация.

Серов ушёл из Академии художеств, поскольку в случившейся трагедии винил её президента, великого князя Владимира Александровича. Несмотря на свою сдержанность, он всегда был сторонником правды. Если же видел несправедливость, молчать он не мог. О контрастах, которые представляли внешний облик и душа мастера, говорил и его близкий друг Константин Коровин:

«Угрюмый и задумчивый Серов в душе своей носил удивительный юмор и смех. Он умел подмечать в самых простых обыденных вещах их оригинальность и умел так их передавать в своих рассказах, что они облекались в невероятно смешную форму… Смех его был чрезвычайно тонок».

С 1903 года у художника начало ухудшаться здоровье. Перенеся тяжёлую болезнь, он стал настоящим ипохондриком. Нередко Валентин Александрович расспрашивал свою мать о том, как умер отец. Его беспокоило, что сердечный недуг мог передаться по наследству. Увы, опасения живописца оправдались.

Последняя картина Валентина Александровича Серова, которую он не успел закончить «Портрет княгини Полины Ивановны Щербатовой», 1911 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Последняя картина Валентина Александровича Серова, которую он не успел закончить
«Портрет княгини Полины Ивановны Щербатовой», 1911 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В ноябре 1911 года Валентин Серов умер от сердечного приступа. На протяжении всей своей недолгой жизни (а на момент смерти ему исполнилось всего 46 лет) он стремился к свету, лёгкости и беззаботности – к тому, чего никогда не было у него самого. Он хотел видеть это на своих картинах, дарить людям, делиться с ними теплом, которое излучала его добрая душа. Как очень точно сказал коллега Серова по журналу «Мир искусства» Дмитрий Философов на церемонии прощания:

«Мы потеряли не только замечательного художника, но и громадную моральную силу. С его смертью художественная семья может распасться. Нет больше связующего звена, живого морального авторитета, перед которым одинаково преклонялись бы и старые, и молодые».

На обложке: Валентин Александрович Серов, 1890 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий