«Сватовство майора» – какого гостя «намыла» кошка на картине Павла Федотова?

Искусство

Знаменитый русский живописец Павел Федотов известен не только картинами, в которых раскрывал серьёзные темы. Он был истинным мастером изображения комичности ситуации, которая, казалось бы, иронии не подразумевала. Одна из таких картин – «Сватовство майора».

Её часто называют забытым шедевром, но совершенно несправедливо оставлять без внимания эту работу Федотова. В ней есть всё – и построение композиции, и интересные детали, и, конечно, комизм ситуации, которую так мастерски изобразил художник. Полотно Федотова принесло ему известность. А с чем же связана история его написания? И почему вполне традиционный сюжет выглядит у живописца несколько комичным?

История написания

Как показывает история живописи, до середины XIX века художники чаще всего изображали или библейские сюжеты, или исторические события, или портреты аристократов. Однако вскоре всё начинает меняться, и теперь уже всё чаще на картинах появляются представители среднего класса. Причиной тому был рост влияния этого сословия. Кроме того, именно у представителей этой социальной группы находились средства на покупку произведений искусства, а потому живописцы с удовольствием писали для них.

В 1843 году Павел Федотов, прежде служивший в Финляндском полку, подал в отставку и решил полностью посвятить своё время живописи. Изначально Федотов планировал писать картины, изображающие баталии, однако со временем понял, что его жанр – бытовые сцены. Надо сказать, что они у Федотова получались по-настоящему виртуозными.

В 1848 году Павел Андреевич начал работать над «Сватовством майора». Как вспоминали современники, мастер писал исключительно с натуры, что предполагает немалые расходы. Средств самого Федотова не хватало, а потому за него ходатайствовал Карл Брюллов, благодаря поддержке которого коллега получил от Императорской Академии художеств целых 700 рублей ассигнациями. Эти деньги Федотов потратил на натурщиков, костюмы и предметы декора, необходимые для картины. Он предусмотрел малейшие нюансы, создав поистине уникальную композицию.

Павел Андреевич Федотов «Автопортрет», 1848 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Павел Андреевич Федотов «Автопортрет», 1848 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Сюжет картины

Уже через год три картины Федотова («Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора») были представлены публике. Успех был ошеломляющим. Как вспоминал критик Александр Бенуа, сравнить восторг людей можно было лишь с восхищением, испытанным при виде «Последнего дня Помпеи», написанным Брюлловым. В 1850-1852 годы Федотов написал повторение своей знаменитой картины, которое получило название «Смотрины в купеческом доме».

Сюжет картины «Сватовство майора» ярко отражал реалии того времени. Многие офицеры из обедневших дворянских родов часто вступали в неравный брак с богатыми купеческими дочками. Такой союз был взаимовыгоден, хотя и создавался по расчёту. Дворянин получал возможность распоряжаться немалым приданым супруги. А вот купеческая дочь и её отец возвышались в глазах общества благодаря родству с дворянским сословием. На картине Федотова мы видим именно такую ситуацию. Очень верно отметила суть «Сватовства майора» искусствовед Г.К.Леонтьева:

“Создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза”.
Павел Андреевич Федотов «Сватовство майора», 1848 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Павел Андреевич Федотов «Сватовство майора», 1848 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Персонажи

Главными персонажами картины, конечно, являются майор и его невеста. Офицер находится ещё за дверью, а неподалёку от него – сваха, с которой, вероятно, и пришёл майор. Нельзя сказать, что семейство купца застигнуто врасплох. Судя по нарядам дочери и матери, майора здесь ждали и тщательно готовились к приходу гостя. Вот только невесту, вероятно, визит майора сильно смутил. Видно нежелание знакомиться с женихом, она словно бы хочет убежать от двери, однако мать держит её за край платья.

Очень важными, как и в любой картине Федотова, здесь являются детали. Посмотрите, как лихо майор закручивает ус – он не сомневается, что сватовство пройдёт успешно.

Глава семейства, похоже. чувствует себя неловко в непривычной одежде, но. как и полагается, приветлив со свахой
Глава семейства, похоже. чувствует себя неловко в непривычной одежде, но. как и полагается, приветлив со свахой

Обстановка купеческого дома говорит о богатстве хозяев, однако их вкус оставляет желать лучшего. Глава семейства, скромно стоящий в стороне, надел сюртук, который на нём висит мешком – видно, что такую одежду купец носить не привык.

На хозяйке дома повязан платок, явно не соответствующий наряду. Да и сама невеста выбрала платье, которое подошло бы для званого вечера, но не для смотрин. Сам Федотов для описания своей картины даже сочинил стихотворение, которое описывало главного героя полотна:

«И вот извольте посмотреть,

Как в другой горнице

Грозит ястреб горлице, —

Как майор толстый, бравый,

Карман дырявый,

Крутит свой ус:

«Я, дескать, до денежек доберусь!»

Каждая деталь композиции находится на своём месте. Посмотрите: даже кошка удачно вписывается в общую картину: она, как говорят, в народе, «намывает гостей». Неудивительно, что уже после первого показа публике работа Федотова стала одной из самых известных картин своего времени. На мой взгляд, рассматривая её, хочется представить, что было прежде с каждым из героев и что будет в дальнейшем. Именно такие картины позволяют оживить воображение и получить свободу мысли.

И сваха, и майор уверены в успехе сватовства - жених лихо закручивает ус, стремясь подчеркнуть свою удаль
И сваха, и майор уверены в успехе сватовства – жених лихо закручивает ус, стремясь подчеркнуть свою удаль

После демонстрации картины «Сватовство майора» зрителям Павла Федотова стали сравнивать с Гоголем и Островским. Он удивительно ловко и точно показал суть неравных браков, при этом используя не драматизм, но тонкую иронию. В молодые годы Федотов мечтал стать художником-баталистом, но в итоге выбрал другой путь. И это был верный поступок, поскольку так живо и интересно изображать бытовые сцены не мог никто другой.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий