Суровые херувимы и досада художника – страсти вокруг «пикантной» картины «Качели»

Искусство

Глядя на эту картину, невольно начинаешь ощущать беззаботную лёгкость, которой буквально дышит полотно. «Качели» – одно из самых известных творений французского живописца Жана-Оноре Фрагонара.

Но если самого мастера оно сделало знаменитым и счастливым, то другой человек при взгляде на «Качели» начинал испытывать нервный тик. Он ругал себя самыми последними словами. И неудивительно – это произведение искусства могло быть написано вовсе не Фрагонаром. Да-да, вокруг «Качелей» пылали нешуточные страсти. Кто же должен был стать автором картины? И почему Фрагонар отверг изначальную идею заказчика полотна?

Предложение и отказ

В дверь дома художника кто-то настойчиво стучал. Мастер вышел в коридор и впустил вечернего гостя. «Я приветствую вас, Дуайен», – произнёс вошедший. Это был известный столичный донжуан барон Сен-Жюльен. В тот вечер он рассказал художнику о своём замысле. «Я хочу заказать у вас особенную картину», – начал барон. А потом Дуайен услышал, что Сен-Жюльен хотел бы видеть на полотне свою молодую любовницу, катающуюся на качелях. Раскачивать качели должен был епископ, а лежащий на траве барон влюблённо смотрел бы на ножки красавицы. Сам же гость отметил:

«Чем более Вы захотите внести весёлости в это произведение, тем будет лучше».

Габриель Франсуа Дуайен, к тому времени уже приобретший известность благодаря нескольким своим картинам, всерьёз призадумался. Предложение, несомненно, было заманчивым, но сама сцена, описанная бароном, выглядела не слишком пристойно. Открытые щиколотки девушки, слетающая с ножки туфелька, да ещё и подглядывающий любовник – всё это смутило Дуайена.

Но более всего он был потрясён предложением изобразить епископа. «Прошу прощения, но нет», – решительно заявил Дуайен. Сен-Жюльен пожал плечами и, вежливо поклонившись, вышел на улицу. В тот миг художник и представить не мог, что вскоре будет горько сожалеть о своём поспешном решении.

Габриель Франсуа Дуайен отказался выполнить заказ на картину Антуан Вестье «Портрет Габриеля Франсуа Дуайена», 1786 год Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Габриель Франсуа Дуайен отказался выполнить заказ на картину
Антуан Вестье «Портрет Габриеля Франсуа Дуайена», 1786 год
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Заказ у конкурента

А через некоторое время с той же идеей барон обратился к другому живописцу – Жану-Оноре Фрагонару. Того Дуайен откровенно недолюбливал, считая картины Фрагонара слишком легкомысленными и поверхностными. Менее щепетильный мастер откликнулся на предложение Сен-Жюльена и вскоре приступил к работе. Правда, церковную тематику Фрагонар решил исключить, но заказчик был согласен изобразить на картине пожилого мужчину вместо епископа.

В 1767 году картина была завершена. Её полное название звучало как «Счастливые возможности качелей». Надо признать, что те лёгкость и весёлость, которые так мечтал увидеть заказчик, Фрагонар сумел передать в полной мере. В его «Качелях» чувствуются беззаботность юности, любовь к развлечениям, некое сочетание невинности и эротизма. Современники говорили, что полотно отражает «дух эстетического наслаждения и аристократического упадка».

Здесь чувствовался явный намёк на отсутствие глубины в картине, сложных образов и символов. Но Фрагонару это и не требовалось. Я бы назвала его «атмосферным» художником. Он превосходно передавал атмосферу веселья и лёгкости на своих полотнах. Да, стоять перед ними часами и находить новые детали вряд ли вышло бы. Но, согласитесь, такая картина стала бы прекрасным украшением столовой или гостиной, причём помещениям она бы придала света и позитивной «ауры».

Жан-Оноре Фрагонар «Автопортрет», около 1800 года Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Жан-Оноре Фрагонар «Автопортрет», около 1800 года
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Глубина «поверхностной» картины

Долгое время «Качели» были скрыты от посторонних глаз. Произведение находилось в частных коллекциях, несколько раз сменив владельцев. И лишь в 1900 году общество смогло увидеть творение Фрагонара. Что бы ни говорили о «поверхностности» картины, в ней есть и важные моменты, и тонкая подача идеи мастера.

Что такое сами качели? В понимании художника это некое мимолётное счастье, не требующее особенных усилий и работы. Кроме того, это некие инстинкты и явные желания, за которыми не стоит искать глубины и сложности чувств. Каждый из персонажей картины увлечён исключительно своими переживаниями и ощущениями. Взгляните на пожилого мужчину, который раскачивает девушку. Он любуется красавицей, не замечая её поклонника, прячущегося в зарослях.

А вот главная героиня полотна явно заметила своего тайного воздыхателя. Вряд ли она разделяет его чувства, поскольку упивается происходящим. Однако девушке нравится дразнить любовника. Она вытянула ножку, с которой падает туфелька – не исключено, что это сделано намеренно.

Жан-Оноре Фрагонар «Качели», 1767-1768 год Местонахождение: Коллекция Уоллеса, Лондон, Великобритания
Жан-Оноре Фрагонар «Качели», 1767-1768 год
Местонахождение: Коллекция Уоллеса, Лондон, Великобритания

А ведь в те времена обнажённые женские щиколотки и, тем более, босые ноги считались верхом неприличия. Усиливает контраст шляпка красотки. Это пастушеский головной убор, который во Франции считался символом чистоты и непорочности сельских жителей. Вряд ли это несоответствие замечает молодой воздыхатель, который наслаждается видом девичьих ножек.

Особенное внимание стоит уделить скульптурам. Слева мы видим Купидона, который приложил палец к губам, словно предостерегая девушку. Покровитель любви не признаёт тайных чувств и игры эмоциями людей. А в глубине картины изображены два маленьких херувима. Их лица сердиты, и становится ясно, что и эти ангелочки вряд ли могут одобрить происходящее.

Купидон и херувимы явно не одобряют происходящее
Купидон и херувимы явно не одобряют происходящее

Несмотря на скрытое осуждение, «Качели» вызывают ощущение лёгкости и беззаботности. Это «весёлая» картина, которая приносит лишь позитивные эмоции. Но стоит задуматься о том, что именно здесь изображено кратковременное поверхностное счастье, которое стоит немного. Наверное, именно это единство воздушности подачи и некой внутренней серьёзности превратило работу Фрагонара в одну из самых известных картин французских мастеров. А вот противнику мастера, Дуайену, осталось лишь кусать локти, осознавая, что автором шедевра вполне мог бы стать он сам.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий