Юджин Каррэн Келли, больше известный как Джин Келли, – легендарная фигура старого доброго Голливуда. Его вклад в развитие киномюзикла трудно переоценить (конкуренцию ему может составить лишь непревзойденный Фред Астер, но это уже совсем другая история).
Его мощные атлетические танцы в зажигательных музыкальных фильмах – жемчужина мирового кинематографа. Как сложилась судьба этого простого питтсбургского парня, который стал величайшей звездой Голливуда?
Танцор от природы
Юджин родился в 1912 году в простой семье коммерсанта. Он был третьим ребенком из пятерых детей пары. Мальчик рос озорным и непоседливым, несмотря на строгое воспитание матери-католички. Так, он совсем не хотел заниматься танцами, которые впоследствии прославили его на весь мир. Почему? На этот вопрос Джин ответил так:
«Нам (ему с братом) это очень не нравилось, и мы постоянно ввязывались в кулачные бои с соседскими мальчишками, которые называли нас неженками…».
Зато Джин увлекался спортом, который ему очень помог стать выдающимся танцором и хореографом. Занимаясь танцами и преподавая хореографию в семейной студии, Джин параллельно пытался получить «серьёзную» профессию: сначала стал учиться на журналиста, потом на экономиста и, наконец, на юриста. Но уже к 1938 году он бросил учебу и полностью посвятил себя танцам.
«Американское сокровище»
Так назвала Джина Келли Лайза Минелли, дочь знаменитой актрисы Джуди Гарленд, с которой он создал неповторимый экранный дуэт. Лайза не преувеличила. Джин был фанатом своего дела. Он репетировал танцы долго, мучительно и с упоением.
«Я думал, что невозможно добиться бо́льшего совершенства, – вспоминал о танце Келли его коллега Ван Джонсон. – Но он был недоволен».
Его партнеры валились под сцену от усталости, а Джин в одиночку при тусклой лампе танцевал, танцевал… И результат не заставил себя ждать. С 1938 года Джин успешно выступает на Бродвее. А в 1942 году пришел и кинематографический успех. Келли снялся со звездой Джуди Гарленд в фильме «Для меня и моей девочки».
«Келли очарователен», – лаконично констатировали чопорные британские кинокритики.
Голливудские продюсеры и режиссёры оценили талант, обаяние и харизму молодого актера. Отныне Джин не знает недостатка в предложениях. Он успешно снимается как в комедийно-музыкальных («Девушка с обложки», «Как поднять якоря», «Увольнение в город», «Поющие под дождем», «Девушки из Рошфора»), так и в драматичных фильмах («Лотарингский крест», «Рождественские каникулы», «Черная рука», «Пожнешь бурю»), которые очень тепло принимали как киноведы, так и зрители.
В чем причина успеха Джина? Во-первых, он все делал сам – играл, пел и танцевал и делал это блестяще. По словам критиков, его музыкальные номера отличались свежестью, яркостью, небывалой мощью и энергетикой. И в драматичном амплуа Джин был так же убедителен, как и в мюзиклах.
В 1940 году Келли был освобожден от военного призыва. Но кто бы мог подумать, что он на пике успеха подаст личное прошение Рузвельту с просьбой допустить его на военную службу? Президент удовлетворил просьбу актера, и Джин прослужил в военно-морской авиации США, получив чин младшего лейтенанта. Келли опасался, что его забудут, но он ошибся: впереди его ждал новый, грандиозный успех. В 1952 году на экраны вышел фильм-мюзикл «Поющие под дождем» – настоящий шедевр мирового кино. Джин ставил музыкальные номера, пел, танцевал, фонтанировал позитивом, словом, как всегда, был безупречен и убедителен в каждом кадре.
Джин – не только актер, певец и танцор. Он еще и режиссер, сценарист и продюсер. В качестве второго режиссера он снял музыкальные фильмы: «Увольнение в город» (где сам же и сыграл главную роль на пару с Фрэнком Синатрой), «Поющие под дождем» (где не только играл, пел и танцевал, но и ставил хореографические номера). Самостоятельно он поставил фильмы «Приглашение на танец», «Хелло, Долли!» (где снялась знаменитая певица Барбара Стрейзанд), «Руководство для женатого мужчины».
Каким человеком был Джин Келли вне сцены и съемочной площадки? Во многом благодаря своей неуемной творческой энергии Джин был свободен от политических и расовых предрассудков, которые заполонили (и до сих раздирают) американское общество. Так, он категорически не принимал компанию сенатора Маккарти по разоблачению так называемой антиамериканской деятельности в США. Более того, он, сам угодив в список «недружественных» граждан, помогал деньгами и работой коллегам, которые попали под удар рьяного сенатора.
Личная жизнь
Казалось, головокружительный успех должен был превратить Джина в заядлого ловеласа и убеждённого Дон Жуана. Невероятно, но факт: улыбчивый Келли избежал этой печальной участи (хотя в юности он занялся танцами как раз для того, чтобы нравиться девушкам). Просто Джин работал с таким упоением и вдохновением, что забывал обо всем на свете, в том числе, – о самом себе. Казалось, он замечал только тех, кто танцевал рядом с ним. Так произошло во время постановки мюзикла «Бриллиантовая подкова», в котором была задействована очаровательная 16-летняя Бэтси Блэр. Чем она покорила неугомонного танцовщика Джина? Тем, что была… «очень хорошей девушкой».
«Я была счастлива и спокойна», – впоследствии вспоминала она об этих днях.
В 1941 году они поженились, а уже в следующем году на свет появилась дочка Керри. Этот брак продержался 16 лет и распался в 1957 году. Что стало причиной расставания? Ведь Келли, по словам Бэтси, был образцовым супругом:
«Идеальный муж, отец, друг, защитник и кормилец, опора семьи», – говорила она.
А между тем именно Бэтси стала инициатором развода, в то время как Джин делал все возможное, чтобы сохранить семью. Любопытным журналистам Бэтси так толком и не объяснила причину расставания, отделавшись не очень внятным замечанием, что
«сидеть… в качестве миссис Джин Келли не так уж и плохо… Но… мои идеи шли вразрез с политическими течениями нашего времени».
Возможно, брак распался из-за фанатичной увлеченности Джина кино и танцами, которым он отдавал все свои силы и время.
В 1960 году Келли женился на актрисе и танцовщице Джинни Койн, которая была его ассистенткой и снялась с ним в нескольких фильмах. Это был крепкий, счастливый брак. Как Джинни удалось создать своему знаменитому супругу надежный тыл в виде теплого, уютного семейного гнездышка? Эта любящая женщина всецело посвятила себя семье: мужу и двум детям – сыну Тимоти и дочке Бриджит. Супруги прожили тихо, спокойно и счастливо до 1973 года, когда Джинни скончалась от рака крови. Это был страшный удар для Келли. Однако он не пал духом и сосредоточился на воспитании детей, для которых стал не только отцом, но и матерью.
«Никогда не думал, что смогу без нее, – признавался Джин и тут же добавлял: – Дети дали мне смысл существования… Они – вся моя жизнь».
В 1990 году в возрасте 77 лет Джин женился на 30-летней Патриции Уорд. Они познакомились во время работы над документальным фильмом, где Келли был ведущим. На тот момент он уже не был так знаменит; во всяком случае Патриция до последнего не знала, что имеет дело с легендой старого доброго Голливуда 1940–1960-х годов. Потом она помогала ему писать мемуары, и эта работа их окончательно сблизила. А как же разница в возрасте в 47 лет? Ведь Патриция годилась Келли во внучки…
«Он никогда не казался мне таким старым», – признавалась она, объясняя свое согласие выйти за него замуж.
Был ли счастливым этот неравный брак? Увы, чуда не произошло. Молодая супруга не смогла вернуть Джину вкус к жизни, который он медленно, но верно терял. Тем не менее в лице Патриции Келли обрел верного помощника. Однажды он обратился к ней с необычной просьбой: записывать все его разговоры. И она согласилась, в результате чего собрала 85 шкафов рукописей и бумаг! Вместе они прожили 6 лет, до смерти Келли в 1996 году. Актер скончался в возрасте 83 лет от осложнений после инсульта.
После смерти мужа Патриция занялась организацией его письменного архива, фотографий и личных вещей. Иногда она посещает шоу, посвященные Джину, и дает о нем интервью. К сожалению, она не нашла общий язык ни с Бэтси, ни с Керри. Бэтси даже обвиняла молодую женщину в том, что она оторвала Джина от семьи. Обидно, что родные и близкие актера не наладили хотя бы формальных отношений. Ведь Джин был прекрасным семьянином и позитивным, солнечным человеком, который дарил людям радость. Разве он не заслужил мира в собственной семье?
Дети гения
А каким отцом был Джин Келли? Читая интервью Бэтси и глядя на сохранившиеся домашние фотографии, можно с уверенностью утверждать, что красавец-танцор был потрясающим папой. Он обожал своих деток. Снимки, на которых Джин лично кормит из соски дочку, развлекает ее акробатическими упражнениями, нежно обнимает ее и носит на руках, умиляют даже равнодушного зрителя.
Пошли ли дети Келли по его стопам? Джин пытался научить Керри танцевать, однако девочка не проявила ни старания, ни терпения. Поэтому актер, который был трудоголиком, бросил занятия. К счастью, это недоразумение не испортило их отношений. Керри вспоминала Джина как «очень преданного, настоящего, доступного папу». Керри стала семейным психоаналитиком, ее стаж насчитывает 55 лет. Вместе с мужем Джеком Новиком она выпустила книгу по психологии отношений в семье под позитивным названием: «Эмоциональная мускулатура: сильные родители, сильные дети».
Информации о Тимоти и Бриджит очень мало. Известно, что Тимоти учился в университете в Южной Калифорнии по специальности «кинематография». Скорее всего, он работает в сфере киноиндустрии. Кстати, Тимоти унаследовал от отца его яркую, запоминающуюся внешность. Бриджит училась в колледже в Париже и стала дизайнером костюмов для фильмов. Ее работы можно увидеть в кинолентах «Правда о кошках и собаках», «Пустоголовые», «Деннис-мучитель».
Джин Келли прожил яркую, насыщенную жизнь и стал мировой легендой. Он был человеком-оркестром, человеком-стихией; киномюзикл немыслим без его творчества. Келли был фанатом танца и музыки и остается недостижимым эталоном для подражания. Современным хореографам есть чему у него поучиться, хотя настоящий, живой танец в кино сейчас переживает не лучшие времена. Можно ли надеяться, что музыкальные достижения Джина Келли рано или поздно всколыхнут дорогой, но пресный Голливуд последних нескольких лет?
На обложке: Джин Келли, 1943 год